Привет из будущего

Донецкая область была и остается прообразом Украины будущего, полигоном, на котором отрабатываются опытные модели идеальной страны в представлении Виктора Януковича. То есть такой страны, где все (добровольно или под страхом кары) — честные, и только он один — хитрый. В виде исключения узкому кругу особо доверенных лиц позволяется временно побыть почти такими же хитрыми.

 

 

 

 

Путь к цели обозначился вполне ясно и четко: следующим этапом развития вертикали власти должно стать создание неформальной, но очень прочной системы управления. Например, в Донецкой области фактически введено прямое бизнес-правление. То есть кадровых бюрократов к важным вопросам не подпускают и на пушечный выстрел. Все решают внезапно взлетевшие на высшие посты люди, к государственным делам отношения не имевшие.

Выходцы из бизнеса. Пользу­ясь тер­ми­ном сталинской эпохи — выдвиженцы.

Те самые люди, которые на руководя­щих постах в коммерческих структурах вредили только репутации Донбасса своей специ­фической манерой ведения бизнеса. Теперь им доверили рычаги власти. В сочетании с привычками решать вопросы без сантиментов — гремучая смесь.

И это заметно даже постороннему глазу. Львовские коллеги, побывавшие в Донецке не так давно, свои впечатления подытожили так: «У нас тоже что-то похожее намечается. Но у вас все совсем по беспределу…». И добавили: «А каждому из тех, кто здесь живет, памятник надо поставить».

Только это будет памятник не прошлому, а будущему.

…Дружить с умными людьми приятно. Зачастую — полезно. Но иногда — грустно. Потому что умные люди не гово­рят глупостей. И от их слов, высказываний и оценок нельзя отмахнуться с легким сердцем. Скажем, трудно остаться оптимистом, когда очень умный, высоко­интеллекту­альный и во всех смыслах замечательный человек в новогоднюю ночь поздравляет «С Новым, 1937 годом»…

Не хочется верить. Точнее, хочется не верить. Но не выходит. Поневоле начинают выстраиваться параллели и аллюзии.

Нашествие выдвиженцев — поднятых из грязи в князи и полных готовнос­ти рвать клыками ради того, чтобы оправдать высокое доверие? Да пожалуйс­та — ни у кого из тех, кто сегодня является первыми руководителями Донецкой области, стаж на государственной службе не превышает двух лет. Есть даже рекорд карьерного роста — в замы губернатора за 27 дней с момента присяги. «Стреми­тельным домкратом», так сказать.

Кадры как на подбор: стильные галстуки, холодные взгляды и трех-четырехлетние лакуны в официальных биографиях, приходящиеся как раз на середину и конец 90-х…

Расправа со старой гвардией? И этого сколько угодно — новый год начали с одного увольнения и одного громкого «взяточного» дела. Тренд только поменялся: раньше под топор шли японские шпионы, а сейчас коррупционеры, саботирующие реформы.

Удушающая атмосфера страха и подозрительности? С этим вообще никаких проблем! Чего стоят одни сетевые бомбисты, обещавшие взрывы в Донецке 22 ноября 2011 года. Но на одну деталь внимания не обратили: указанная дата давно минула, а усиленный режим безопасности в Донецкой области не снят до сих пор. Автор этих строк, например, несколько раз подвергался проверкам на вокзалах.

Борьба с вольнодумством? Список митингов, запрещенных судами, постоянно пополняется. Карают (к счастью, административно) даже за публичное пение украинских песен в День независимости. А 9 декабря, во время чернобыльской голодовки, так и вовсе прозвучала сакраментальная фраза «больше трех не собираться».

Горький парадокс ситуации заключается в том, что капитал взял на вооружение те же методы, которыми его хотели победить. В мировом масштабе.

Власти даже не пытаются делать вид, что им интересны нужды граждан. Они даже перестали граждан называть гражданами. Сейчас в ходу термин «население». Жизненный уровень населения, платежеспособность населения…

Весьма показательна в этом отношении многосерийная криминальная драма с ограблением банков. И не в том дело, что в нынешние времена некоторые посетители являются в банк не с квитанцией, а с автоматом. Не зря же Google-переводчик с украинского переводил «Донецьк» как Chica­go. Потом, правда, исправили. Зачем-то.

Гораздо интереснее реакция властей. Произошло ЧП. Резо­нанс­ное и жуткое. Погибли люди. Как надо на это реагировать? И надо ли? По логике — да. Как минимум — призвать граждан по возможности не посещать банковские учреждения, а пользоваться сервисами дистанционного обслуживания. Как максимум — изучить проблему безопасности банков всесторонне (случай-то не единичный, налицо системная тенденция). И предложить профилактические меры. Собрать банкиров и поставить вопрос ребром: граждане толстосумы, если вам плевать на убытки от грабежей, потому что страховка все покроет, — ваше дело. Но страдают люди, за жизнь и здоровье которых мы как представители государства несем ответственность. Потому так нельзя.

Что из всего этого было сделано? Ни-че-го. Страховка все покрыла, а безработных экономистов сейчас вузы наштамповали столько, что кадров хватит с лихвой, даже с учетом возможных «боевых» потерь. В современном мире, говорят, все решают деньги. Деньги решили, что нет повода для суеты. Да, милиция кого-то поймала. Тех или не тех — предмет для долгоиграющей дискуссии, как в деле макеевских террористов.

Чем после налета, унесшего жизни пяти банковских клерков, занималась власть? Из материалов на официальном сайте Донецкой ОГА следует, что руководители области после этого жуткого инцидента посещали новогодние утренники, поздравляли жителей с праздниками, провели совещание с коммунальщиками, доложили о спортивных достижениях в 2011 году. Еще публично отчитались о посещении новогодней елки под эгидой митрополита УПЦ МП — в рамках отделения церкви от государства.

Только 10 декабря собрался на заседание межведомственный штаб по вопросам безопасности и правопорядка. Наконец-то! Но нет — обсуждали подготовку милиции к Евро-2012…

Такое демонстративное игнорирование актуальных вызовов современности не могло не привести к тому, что вместо целостной политики действия властей представляют собой бессистемные метания и кампанейщину. Еще 22 декабря губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий громко и публично поручил ликвидировать все подпольные залы игровых автоматов до Нового года. Но потом забыл сделать самое главное — поинтересоваться, было ли сие исполнено, и сообщить о полученном ответе жителям региона. Именно отсутствие второго пункта позволяет говорить о том, что это решение принималось не на основании запросов и потребностей граждан.

Потребности «населения» теперь вообще не изучают. Их назначают. Исходя «из финансовых возможностей бюджета». Чтобы еще раз доказать преемственность донецкого опыта и событий в стране, уместно вспомнить, что именно в До­нецке во время чернобыльских протестов с ликвидаторами фактически торговались. Обсуждалась и сумма, и количест­во получателей. Доторговались до миллиона на всех обитателей палаточного городка.

Старшие товарищи в Киеве методику оценили. В итоге, как известно, Конституционный суд признал за Кабми­ном право вручную регулировать социальные выплаты.

Что дальше? А дальше — реформа здравоохранения. В текущем году, по предварительным данным, в Донецкой области могут закрыть семь роддомов. Не загружены, мол. Неэффективны с точки зрения бюджетных затрат. И тут хорошо бы подумать, как бы их «загрузить» — ведь обещал же Виктор Федорович в своей предвыборной программе, что нас опять будет 50 миллионов! Но нет. Во главу угла ставится финансовый аспект.

А между тем эксперименты со здравоохранением уже аукнулись. В «Скорой помощи» в Мариуполе столкнулись с тем, что ввиду затянувшейся передачи этой службы в областное подчинение бензина осталось на сутки, но новых поставок пока не предвидится. Врачи запаниковали… Есть отчего — и до «реформы» из всех видов медицинской помощи даже в относительно благополучном Донецке гарантированно можно было рассчитывать на койку в палате и консультации врачей. Остатки порядочности и верности клятве Гиппократа позволяли медикам не требовать ничего лично себе. Но лекарства, питание и бытовые нужды пациентов финансировались самими пациентами.

И опять Донбасс показал пример стране. Через неделю нечто похожее произошло в Одессе. Только там реорганизовывали аварийные коммунальные службы. В итоге аварийщики на вызовы уже не ездили, а новая структура еще не приступила к работе…

Попытки бороться с этой тупой махиной бессистемного «реформирования» листовками, плакатами и акциями протеста обречены на провал. Нельзя докричаться до глухого. Невозмож­но достучаться до тех, кого не образумила даже смерть во время акций протеста месячной давности.

Во время той самой сессии областного совета, на которую так и не попали коленопреклоненные чернобыльцы, депутаты потратили на обсуждение проблем ликвидаторов полторы минуты — похвалили друг друга за то, что не допустили политических провокаций. Зато животрепещущий вопрос, какой же грамотой следует наградить своего однопартийца — обычной или почетной, занял добрых минут десять. Более наглядной демонстрации системы приоритетов и желать нельзя.

Но самое трагичное, что даже люди, желавшие остаться в стороне от этой вакханалии порядка, становятся ее невольными участниками. А после — и добровольными. Книги о достославных деяниях Виктора Януковича выходят не по указке сверху, а по инициативе снизу. Ученые советы Донецкого университета единогласно осуждают действия профсоюза, который требует отставки и.о. ректора за незаконные увольнения тех же самых ученых. «Коллеги, вы нас очень подвели», — сказали в областной администрации журналистам местной газеты, которые позволили себе намекнуть, что в Донецке не так все радужно, как выглядит в отчетах. И раскаяние «коллег» было искренним и неподдельным…

Мучит только один вопрос: «Как?». Какие тайные пружины и секретные кноп­ки в человеческой душе знают эти полные безадресного энтузиазма выдвиженцы? Почему вдруг люди (и неплохие, в общем, люди, не то чтобы образцы морали и святости, но вполне приличные и не лишенные, казалось бы, принципов и убеждений) начинают решительно клеймить и гневно осуждать все, что скажут? С непонятным ожесточением давят друг друга? С серьезными лицами занимаются ерундой, но при этом ни на секунду не дают повода усомниться в своем живом соучастии в происходящем? Чино­по­­читают и раболепствуют? Своими руками творят культ личности без личности?

Вопрос не праздный. Потому что в будущем и в масштабах страны будут требовать того же — не сдаться под напором грубой силы, а отдаться доброволь­но. Массовая мобилизация чиновников Ивано-Франковской (!) области в ряды партии — это только первая ласточка…

Евгений Шибалов, "Зеркало недели"

 

Общее состояние


Первое впечатление от родной школы: стало меньше детей, позднее на педагогическом собрании узнал, что сейчас учится около 700 детей, когда я учился - в 90-е годы, было 1200 учеников. При этом почти половину детей привозят из восьми окружающих поселок деревень (школа в посёлке городского типа). А школы, которые там были, закрыли, их стало экономически невыгодно содержать, легче дать одной школе 2-3 автобуса и каждый день возить детей в школу и обратно.

Следующее, что замечаю - физическое состояние детей - какие-то хлипкие, болезненные. Затем нахожу факты, подтверждающие моё впечатление. В школе есть кадетский класс (одни мальчишки, больше часов физкультуры, строевая подготовка и т. п.), так если заглянуть в листок здоровья почти половина детей - в подготовительной и специальной группах, два инвалида, треть класса фактически освобождена от физической культуры - только посещают занятия. В этом же классе несколько учеников уже в 9 классе были алкоголиками в начальной стадии - пили несколько лет по 2-3 раза в неделю. Дали класс, стал классным, 25 учеников, только двое(!) первой группы здоровья, почти треть класса проблемы со зрением, больше половины различные хронические заболевания.

Ещё один «сюрприз» в школе больше 20 детей с диагнозом F 70 (лёгкая олигофрения), больше 30 детей ЗПР (задержка психического развития), ещё столько же без диагноза бегают, а с «просто» с психическими проблемами по нескольку практически в каждом классе. Как потом выяснил, почти все эти дети - «подарок» от пьющих родителей.

В школе, на первом этаже, постоянный запах табачного дыма - детишки курят в туалете. Таким образом, пассивными курильщиками является почти вся школа. Даже если их поймают техслужащие, дежурный учитель, сам директор ничем серьёзным ученику это не грозит, ну поругают (профилактическая беседа), может, вызовут родителей, но не факт, что те придут. А если придут, что сделают - время упущено, пообещают принять меры в общем. Особо «одарённые» дети курят со 2-3 класса, процент курильщиков растёт с каждым годом, особенно страшно то, что закурили и девушки. Девушки пьют шампанское и вино с 4-6 классов, причем наливают родители - Новый год, день рождения. Сквернословие и распущенность поведения давно стали нормой.

Школу губит безнаказанность и безответственность - ученик может сквернословить, послать учителя на три буквы, а потом сказать, что ему послышалось, а другие подтвердят, что так оно и было. Некоторые даже пытаются запугать учителей своими родителями - уголовниками. Большая часть учителей смирилась с таким положением - нет стимула бороться, зарплата маленькая, требуют много, установка такая: во всём виноват учитель. Поставишь за четверть честную двойку, тебе же хуже будет - портишь отчётность.

Не надо думать, что учителя ничего не делают - регулярно проводятся соревнования разные конкурсы, рассказывается о вреде курения, алкоголя, мобильных телефонов, компьютерных игр, но вся эта информация просто капля в море. Детей воспитывает телевидение и Интернет. Не раз проводил анкетирование учащихся - героями мальчишек являются Человек-Паук, Блейд, Терминатор, Гарри Поттер (он популярен и у девочек), Гэндальф, и т. п., ни одного русского персонажа, хотя не может не радовать то, что это положительные персонажи, которые бьются со злом, т. е. стремление к Справедливости у детей есть, они ещё русские. С девочками дело обстоит хуже, они попали под власть Западной культуры капитально - их кумиры, представители поп-музыки, героини различных сериалов (типа «Няни», «Счастливы вместе»), идеалы мужской красоты Тимберлейки, Бреды Питы. Их привлекает внешний блеск, они не имеют представления о духовной красоте, хотя даже среди них есть девочки которые читают (!) книги, стихи, но они тонут в общей массе будущих потребителей.

Всеобщая увлечённость детей популярной музыкой, разбавленной уголовным романтизмом (шансон) и рэпом, посещение дискотек с 5-6 классов. Сразу вспоминаются слова А. Гитлера, из застольных бесед: «... надо дать им алкоголя и табака сколько их душе угодно...Музыки они, конечно, могут иметь сколько им угодно...всё, что надо деревенским жителям, это музыка, музыка и ещё раз музыка. Весёлая музыка - отличный стимул в тяжелой работе; дайте им все возможности потанцевать, и все селяне будут нам благодарны...».

И не надо думать, что такая школа исключение, наша школа ещё одна из лучших в районе - серебряные и золотые медалисты, первые места на олимпиадах, сильные учителя, победители разных конкурсов. В городах положение усугубляется тем, что там есть т. н. «золотая молодёжь», в сельской местности это ещё не так заметно.

В школе практически отменен общественно-полезный труд, теперь запрещено «эксплуатировать» детей: в итоге наплевательское отношение к школе, можно рисовать на партах, плевать на пол, рисовать на стенах.

Учителя


Школа держалась последние 20 лет за счёт советского запаса прочности, работают учителя-пенсионеры ещё советской закалки. Они дают фундаментальные знания, но их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Преподаватели из молодых обычно долго в школе не выдерживают, при мне (4 года) каждый год приходило 2-5 молодых специалистов, обычно больше года никто не работал. Уходили и устраивались, где угодно, лишь бы не в школе - продавцом, в МВД, в охранники, менеджеры. Остаются в основном приспособленцы, кому наплевать на диктат директора и деградацию детей, равнодушные.

Учителя просто задавлены грузом всякого рода бумажной работы - отчёты, анализы, планы, диагностики и т. п. и т. д., плюс всеобщая компьютеризация «порадовала», теперь нужно писать не только в бумажном варианте, но и в электронном. Все школы занимаются показухой, у нас же всякие национальные проекты в моде, поэтому бумажная работа кипит, надо срочно показать какие мы инновационные, продвинутые в образовательных технологиях, проводим всякие научно-исследовательские изыскания. В итоге, в ущербе опять ребёнок, когда учитель закончит писанину, ему просто некогда увидеть проблемы ребёнка, помочь ему. В общем «всё хорошо прекрасная маркиза», на бумаге - и новые образовательные технологии внедряем, и два компьютерных класса, и электронная учительская, и три новых автобуса, а дети всё тупее и больнее.

В 90-е годы смеялись над американскими рассказами Михаила Задорнова, мол какие американцы тупые, и их школьники. Могу вас заверить наши школьники их стремительно догоняют, они мало, что знают, а главное не хотят знать - зачем, если умные учителя получают меньше, чем неграмотные узбеки на стройках.

Ещё одна беда современного дошкольного и школьного образования - это отсутствие мужчин, у нас в школе их было много, аж 6 человек на 60 преподавателей, в ряде школ их вообще нет, или один и это не редкость. Поэтому мальчиков в России изначально воспитывают женщины: от дома, где отец на заработках, или его вообще нет, а если дома то пьёт, детского сада (мужчина в детском саду это просто уникальный случай), до школы. А потом многие задают вопрос, а где у нас в России настоящие мужики. А откуда им взяться то? Только путём самовоспитания, но таких единицы, в статистике они погоды не делают. Да и система общего обучения девочек и мальчиков, негативно сказывается на мальчиках, они психологически и физически позже взрослеют, чем девочки на 2-5 лет. Если некоторых «девочек» уже в 7-8 классах можно замуж отдавать, то мальчишкам ещё надо в солдатики, да в казаки разбойники играть. Это ещё один удар по мальчикам, они чувствуют себя ущербными, они меньше и их бьют девочки! Потом чтобы показать сверстницам, что они уже взрослые, они начинают курить, употреблять мат в разговоре, выпивать для храбрости, грубить, в итоге оставшиеся годы детства загублены.

ЕГЭ - это диверсия против остатков советской школы, во-первых, сдавать тест по гуманитарным дисциплина и русскому языку, это как минимум глупость. Сам не раз сталкивался в них с вопросами, где на устном экзамене можно было бы дать два правильных ответа и доказать свою точку зрения. В тех же истории, обществознании надо уметь устно отвечать и доказывать свою точку зрения, ЕГЭ эту возможность убил. Во-вторых, ЕГЭ приводит к коррупции (хотя когда вводили, говорили, что ЕГЭ покончит с ней). Выпускной класс, ученик в каждой четверти получал 2-3 двойки (в уме, помните система - пишем три два в уме), всегда по русскому, а по итогам ЕГЭ отлично. Интересно то, что он сын местного «олигарха», получается система закрепляет разделение «дорогих россиян» на новых хозяев жизни и всех остальных. Да и всем известно, учителя позволяют списывать («шпоры» в туалетах и т. д.), да и просто сами решают ученикам задания (например, фотографируют задания на мобильный телефон и посылают, сам решал по обществознанию в этом году, по просьбе друга). Ведь провал учеников, провал школы, пятно на репутации школы, Да и просто учителя, родственники, умники из младших классов могут пойти сдать за выпускников, при определённой договорённости. В-третьих, ЕГЭ убивает время основной программы, учителя «натаскивают» учеников на решение тестов, чтобы не портить себе показатели, а страдает общая программа.

Многие знают, что в армии ввели систему денежного стимулирования лучших офицеров, так эту диверсию до этого обкатали в школе, правда денег выделили немного, но с тем же результатом. Директор теперь царь и бог, поперёк никто слова не скажет, такая вот вертикаль власти по-школьному, кстати, директора и большая часть школьной администрации состоят в «Едороссии», блюдут на местах, чтоб вольномыслия не было. Учительский коллектив расколот, кто-то получил прибавку, у других и так небольшую зарплату урезали.

Необходимые меры спасения


1.Образование любого уровня должно быть бесплатным. «Элитных» учебных заведений не должно быть, ибо от рождения все люди равны перед Богом, «элитарные» школы уродуют саму идею просвещения, делят детей на «элиту» и прочих, на избранных и нет. Верхняя планка образования должна определяться не толщиной кошелька, а самим человеком в зависимости от его способностей и трудолюбия. Негативный пример США и Великобритании перед глазами, где основная масса населения превращена в тупое, жирное быдло, а из «элитных» школ выпускают юристов, управленцев, да финансовых спекулянтов, предпочитая покупать инженеров, физиков, химиков в России, Индии, Китае.
2.Перевести систему образования с кодирующей педагогики (действует практически без изменений о средних веков), на методологическую, то есть если по простому не грузить детей массами разнородной информации, а научить их самостоятельно её добывать по мере необходимости. Это позволит сократить курс полной средней школы до 8-9 лет, а высшей школы до 3-4 лет.
3.В средней школе необходимо вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек, т. к. из мальчиков надо готовить мужчин, а из девочек - женщин. Психология, заложенная Богом и природой у них разная, следовательно, воспитание и обучение необходимо вести по совершенно разным программам и учебникам. Но чтобы не разобщать их и не противопоставлять, лучше не создавать отдельные школы (женские и мужские), а делать мужские и женские классы в рамках одной школы. С введением в программу занятий, где мальчики и девочки, разных возрастных групп могли бы общаться друг с другом (музыка, танцы, пение, изобразительное искусство и т. д.), дабы их объединяло не инстинктивное влечение, а общее мировоззрение и миропонимание.
4.Отмена ЕГЭ, возвращение к советской системе устных и письменных экзаменов (с 4 класса).
5.Создать и внедрить цельную программу здорового образа жизни, для всех образовательно-воспитательных учреждений начиная от системы закаливания (можно за основу взять «Детку» П. Иванова), кончая рукопашным боем (за основу взять систему А. Кадочникова или самбо). Восстановить спортивные сооружения, построить новые - в каждом вузе, средней школе, детском саду должен быть бассейн (плавание всем полезно, и устраняет уже имеющиеся дефекты) и хотя бы открытый каток для зимнего сезона. Необходимо взять за образец Древнию Грецию, где наряду со школами были «гимнасии», где занимались физическими упражнениями.
6.Возродить бесплатную систему домов творчества юных, кружков и спортивных секций в школах, подростковые и юношеские организации типа пионерии и комсомола (скажем «Русские Соколы», «внуки Сварога»).
7.Восстановить и усовершенствовать систему профессионально-технического обучения, сделать её гибкой, приспособленной к быстрому и качественному переходу на новые профессии и освоению новой техники и технологий. Нам понадобятся и строители лунных посёлков, городов на Марсе, техперсонал звездолётов.
8.Резко повысить престиж профессии школьного учителя, преподавателя ВУЗа и техникума, воспитателя и мастера профессионального обучения - достойная оплата, в сельской местности, где нет развитого общественного транспорта, как в городах, личный автомобиль, бесплатное жильё (после 15-20 лет работы), сьёмная квартира (дом) если нет жилья для молодых специалистов. Но перед этим конечно «зачистка» пьющих, с уголовным прошлым и низкоквалифицированных работников. 9.Вернуть в школы мужчин-учителей, создав все необходимые условия и льготы, причём в процентном составе их должно быть не менее 50%. Приложить усилия, к тому, чтобы в школы попадали военные пенсионеры, желательно боевые офицеры. Это сразу решит массу проблем - с мужским воспитанием, дисциплиной в школе, покончит с распущенностью, сквернословием.
10.Возврат на первом этапе (этап - восстановление), к программе и образовательным стандартам сталинского периода 30-40-е годы, можно переиздать учебники того времени (тогда по интеллектуальному развитию образованности молодёжи СССР занимал 1-2 места в мире), с включением лучших наработок последнего времени (например: опыт школы Щетинина).
11.Всесторонняя поддержка талантливой молодёжи и лучших учащихся - бесплатные путёвки в лагеря отдыха, денежные премии, ценные призы, повышенные стипендии, направления на престижную работу и т. д., дети должны видеть, что ценится ум и талант, а не наглость, толщина кошелька родителей и их связи.

Самсонов Александр.

Республика Марий Эл

Комментарии

+2 # серж 16.01.2012 16:53
Спасибо жителям Даунбасса за то что 100лет голосуют за одних и тех же - коммуняк и ПРдунов. Когда же вы повернетесь лицом к цивилизованному миру? Или мы навсегда обречены быть рабами Рашки.

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.