Отмена техосмотра: вместо коррупции раз в два года – коррупция ежедневная

5 июля, во время последней перед летним отпуском «стахановской» сессионной неделе, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом представленный Януковичем законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок».

Этим законом полностью отменялось обязательное прохождение технического осмотра (ТО) легковых автомобилей, не используемых для коммерческих перевозок.

 

Почему в администрации президента решили отменить ТО? Главная причина названа прямо и без двусмысленностей: «В большинстве случаев (по оценкам экспертов, около 90%) владельцы транспортных средств получают талон о прохождении технического осмотра без проведения проверки, с помощью отлаженных коррупционных схем. По оценкам экспертов, ежегодно объем таких неофициальных платежей составляет около миллиарда гривен ».

То, что прохождение ТО было насквозь коррумпированным, знает любой автовладелец.

Год назад, примерно в это же время, автор статьи три дня по несколько часов в день загорал вместе с машиной на территории площадки ГАИ, расположенного на окраине Житомира. На получение прямоугольного кусочка картона, удостоверяющего техническую исправность автомобиля, ушло суммарно восемь-десять часов и 300 гривен взятки.

(Примечание: аргумент «надо было проходить честно» в данном случае не срабатывал даже в теории, потому что накануне прохождения ТО пришлось поменять место прописки, а следовательно, прописка и данные в свидетельстве о регистрации авто не совпадали. Это обстоятельство гарантировала практически 100% непрохождение процедуры ТО честным путем. Что было подтверждено на практике: было очень весело, отстояв минут сорок в очереди к девочке с сержантскими погонами, услышать от нее, что за справкой об отсутствии неоплаченных штрафов надо ехать в ГАИ по новому месту прописки - в другую область страны. Поэтому единственным способом пройти ТО оказался «получестный» путь: взятка была заплачена не за то, чтобы получить талон на руки без всяких хлопот, а чтобы пройти практически все заботы как надо, но не быть посланным в процессе неизвестно куда неизвестно за чем. Примечательно, что речь шла о новом авто, на гарантийном сроке и с регулярными техосмотрами у официалов, и с соответствующими записями в сервисной книжке.)

Но даже в обязательных, «нехабарних» платежах за ТО, коррупционной составляющей не увидел бы разве что слепой. Очень трогательно, в кавычках, было видеть в списке чеков на оплату связанных с прохождением ТО собрания штук пять чеков на оплату услуг банка, который на территории ГАИ принимал от автовладельцев платежи. На одной этой «накрутке» банк ежегодно зарабатывал миллионы - интересно, с кем делились эти средства?

Или мобильная (расположена в вагончике на колесах) точка по оформлению медицинских справок: час в очереди, полчаса абсолютно формального осмотра у врачей, триста гривен в кассу - и имеешь нужную бумажку.

Не хочешь платить столько? Ну и не надо, рядом в очереди стояли люди, которые потратили неделю времени на поиск всех нужных врачей в «гражданских» поликлиниках.

То же самое было и с техническим осмотром. Заезд на ГАИшные СТО «без протекции» в 90% случаев означал то, что в полностью исправной машине окажется недостаток, из-за которого владельца отправляют ремонтироваться - а потом милости просим на очередной круг. Таких «страдальцев» автор видел собственными глазами.

Понятно, что никому такие проблемы не нужны - проще заплатить.

Поэтому и сидели на площадке под ГАИ автовладельцы, ожидая, пока из домика выйдет «нужный» ГАИшник и отдаст талон ТО в обмен на предварительно переданные ему купюры. Совершенно очевидно, что подобный коррупционный позор надо было прекращать. Однако украинская власть умудрилась под видом устранения одной проблемы создать для автовладельцев новую, значительно неприятнее и больнее для кармана.

Дело в том, что до принятия закона об отмене ТО водитель знал: купленный талон является по сути индульгенцией на два года, и в течение этого периода к нему - без претензий. Теперь же индульгенцию покупать не надо, и водитель автоматически становится перманентным грешником, которого гаишники смогут «торбить» на предмет мифической неисправности автомобиля в любой момент.

Почему? А потому, что в принятом законопроекте есть пункт, позволяющий ГАИ: "21-1) останавливать транспортные средства лишь в случае: ... наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства.

Надо отметить, что такое право у ГАИ было и раньше. Но раньше водитель имел железобетонный аргумент в ответ: вот мой талон о прохождении техосмотра, он подтверждает, что автомобиль исправен, и какие у вас претензии ко мне? Соответственно, практики «отлова» водителей за «наличие признаков неисправности» не было (разве что фары ночью не светятся). Были прецеденты с мошенниками-псевдоэкологами, которые под видом ГАИ «торбили» российских туристов на подъезде к Крыму, но скорее как эпизодическое исключение, чем как система.

А теперь техталона у водителя нет, и кто знает, когда он последний раз заезжал на СТО - может, это было десять лет назад? Поэтому теперь любой - ЛЮБОЙ - автомобиль становится легитимной жертвой гаишников.

На чем нас с вами будут ловить и разводить на деньги? А на всем. Основной перечень таков:

1. Анализ выхлопных газов (окись и двуокись углерода) - наиболее простой способ, на котором можно подловить любого без исключения.

2. Состояние тормозов.

3. Люфт рулевого управления.

4. Светопропускание стекол. Владельцы затонированых машин могут заранее готовить кошельки.

5. Внешние световые приборы. Водителей, которые установили себе так называемый «быдлоксенон», в принципе не жалко. Но не стоит сомневаться, что под этим же соусом будут останавливать и машины со «штатной» светотехникой - «у вас фары светят как-то не так».

Наконец, ГАИ сможет остановить вас за то, что у вас не в порядке «другие элементы в части, непосредственно касающейся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды». То есть, все что угодно - чертой здесь является исключительно ГАИшные фантазия и жадность.

Еще один пункт из закона: «Госавтоинспекция Министерства внутренних дел Украины также осуществляет контроль за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети, соблюдением установленных Кабинетом Министров Украины правил парковки транспортных средств, а в случаях и порядке, определенных законом, временно задерживает и доставляет транспортное средство, в том числе с использованием специальных транспортных средств (если размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению), на специальные площадки или стоянки для временного хранения, в соответствии с законом временно изымает удостоверение водителя, а также лицензионную карточку на транспортное средство».

Нетрудно сделать реконструкцию диалога, который будет раздаваться на украинских дорогах через несколько недель, после вступления закона в действие.

Гаишник: Уважаемый, в выхлопных газах вашей машины содержание СО выше нормы (тормоза не работают как следует, великоват люфт руля, слишком темное тонирование). Мы изымаем ваши права и техпаспорт, а машину отправляем на штрафплощадку.

Водитель: Да вы что, и у меня все исправно.

Гаишник: Вот показания приборов. На такой машине ездить нельзя.

Водитель (понимая, что выхода нет): Да я завтра все отремонтирую, давайте как-то решим все на месте? Ста гривен хватит?

Гаишник: (принимая деньги) Обязательно отремонтируйте. Счастливого пути.

И это отнюдь не абстрактная гипотеза. На днях стало известно, что МВД уже закупило за 8,63 миллиона гривен 27 мобильных станций проверки технического состояния на базе микроавтобуса Peugeot Boxer 330 2.2 HDi. В перечень оборудования этих станций входят именно те ??приборы, которые соответствуют перечню «штрафных санкций», указанных выше - измеритель эффективности тормозной системы «Эффект», измеритель параметров света фар «ИПФ-01», газоанализатор «Автотест», устройство для определения светопропускания стекла "Люкс ИС-2» и другие. Все эти приборы компактны, любой можно без проблем использовать для проверки остановленного автомобиля.

Примерное количество этих мобильных станций, которые уже окрестили в Интернете «доильными аппаратами» - 27 (по одну на каждую область Украины). Для тотального технического контроля их не хватит, это понятно. А вот для организации передвижного пункта для  выкачивания денег из водителей это именно то, что надо. Более того, эта техника закуплена именно для проверки «освобожденных от ТО» машин - коммерческие автомобили, как и прежде, будут иметь сертификат ТО, и проверять их ГАИшникам нет никакого смысла. Поэтому готовьтесь, уважаемые автовладельцы - теперь вас будут останавливать когда и где угодно, и у вас не будет никаких аргументов в свое оправдание.

Конечно, остается такой вариант, как альтернативное тестирование на независимой СТО и суд. Но на такую ??процедуру отважатся единицы, а десятки тысяч пойдут путем «расчета на месте». Более того, процедура апелляции «по ТО» пока никак не прописана, также как не предусмотрено никакой ответственности ГАИшника, который «по ошибке» обнаружил неисправность в совершенно нормальной машине. А что такого, он же о безопасности движения заботится, а водитель залил плохой бензин - вот у него показатель СО и «зашкалил».

Есть еще один момент, о котором обязательно следует упомянуть. Дело в том, что введенная Радой по инициативе Януковича полная отмена техосмотра для некоммерческого легкового транспорта - вредная и неправильная.

На Западе техосмотр этой категории транспортных средств является обязательным и проводится регулярно, как правило, раз в два года. С различными степенями придирчивости - от простого контроля выхлопных газов (США) до комплексной проверки по сотне параметров (Япония). Делают это все нормальные страны. Причина проста: безопасность превыше всего.

Однако в нормальных странах за техосмотр отвечает не дорожная полиция, а частные СТО. Все, что требуется от владельца - приехать на техстанцию, посидеть полчасика в кресле и получить соответствующий документ (наклейку на номер). Если нужен ремонт - это происходит либо на том же СТО, или исключительно на другом (во избежание коррупционной заинтересованности при прохождении ТО). Процедура ТО может быть совмещена с обязательным страхованием гражданской ответственности или регулярной уплатой дорожного сбора.

В украинских условиях техосмотр следовало бы увязать со страхованием-«автогражданкой».

Пришел по страховке - предъяви справку о прохождении техосмотра. Выигрыш был бы двойным. Во-первых, страховые компании прямо заинтересованы в том, чтобы автомобиль клиента был исправен: ведь именно они в случае чего будут платить убытки за совершенную им аварию. Во-вторых, высокая конкуренция на этом рынке неизбежно привела бы к тому, что страховые предлагали бы выгодные по цене условия техосмотра на «своих» СТО - как средство борьбы за клиента.

Ввести такую ??законодательную норму было бы элементарно просто. И она автоматически и решила бы проблему коррупции, и уменьшила бы количество неисправных «развалюх» на украинских дорогах.

Однако вместо этого был избран другой путь. Который, декларируя решения проблемы, на самом деле создает две новые - и каждая из них серьезнее предыдущей.

Теперь любой водитель автоматически становится легитимной жертвой ГАИшных придирок по статье «неисправное авто». И одновременно массовое «освобождение от ТО» неизбежно приведет к среднестатистическому снижению технической исправности автомобильного парка в стране. А следовательно, к увеличению его «коррупционной уязвимости» - такая вот система с обратной связью.

Как следствие, поборы с водителей возрастут, равно как и количество тяжелых ДТП из-за отказа тормозов или рулевого управления.

Прочитано здесь: http://texty.org.ua

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.