Честно говоря, сложились эти впечатления еще месяца полтора назад, летом, да все как-то не было повода ими поделиться. Теперь такой повод есть: с сегодняшнего дня я дико завидую жителям соседнего Славянска.
Даже как-то неловко в этом признаваться, но до лета нынешнего года, я не был в Донецке около 5 лет. Мимо – да, по объездной и дальше, машиной, на юг, а вот в центр областной столицы, где в 90-е провел немало времени во время учебы в вузе, как-то заглядывать не доводилось. Незачем было. А вот летом, сразу после Евро 2012 – заглянул.
Это был шок.
После столь долгого перерыва, центральные улицы сегодняшнего Донецка производят впечатление оглушающее. Роскошнейшие витрины бутиков, супермаркетов и свежепостроенных торговых центров, высоченные новые здания, идеальные по состоянию дороги и сплошная, бесконечная плитка тротуаров… Но больше всего меня, нет, не поразил, - убил общественный транспорт Донецка. Вы это чудо – видели? Сияющие, большие, комфортные автобусы, красивейшие, роскошнейшие, длиннейшие – гармошкой - троллейбусы, с электронными табло маршрутов и остановок, с объявлениями в салоне?!!
(Ставлю все эти вопросительные и восклицательные знаки, чувствуя себя диким провинциалом. Но раз уж начал – нужно продолжать).
Да, Евро. Да, в трех кварталах от Артема – обычная и привычная грязь, убожество и зассанные подъезды хрущоб. Да, черт возьми, это, пусть и областная, но – столица. Но спустя какой-то час, всего-то за 100 километров от всего этого нового, сияющего и современного, вернуться в ЦЕНТР родного Краматорска было равносильно пощечине. А ехать из центра домой в ублюдочном, раздолбанном, три жизни пережившим, дважды горевшем и скачущем по ямам и ухабам ЦЕНТРАЛЬНОЙ улицы Краматорска, да вдоль наших бутикоff (!) троллейбусе было шоком номер два. Унизительным, откровенным и безобразно-безответным плевком в рожу.
Знаете, такие контрасты – это больно. Помню, еще в эсэсээрии было принято говорить, что в Москву жратву везут эшелонами, а развозят по провинции «авоськами». Потом ТОЙ Москвы не стало, зато объявились собственные столицы, и всю жратву с бабками как бы повезли туда. Теперь вот Донецк чисто по-пацански сказал Киеву «ша», и под шумок Евро прибарахлился, на зависть глухим провинциалам вроде меня. Но ё-моё, пацаны, контрасты-то выходят слишком откровенными!..
Еще хуже и неуютней на душе становится, когда знаешь подробности. Пару лет назад довелось интервьюировать директора ТТУ Краматорска Сергея Шацкого. С горящими, то ли от громадья перспектив, то ли от энтузиазма, глазами, Сергей Петрович рассказывал про то, что еще немного, еще чуть-чуть – и Донецк под Евро отдаст нам, провинциалам, свои бэушные троллейбусы по цене металлолома. Но для них, для донецких, это - барахло и железо, а для нас – ого-го!!! Да мы, да нам!!!
А хрен там. Нету уже ни троллейбусного металлолома, ни перспектив, ни энтузиазма Сергея Петровича. Склоняют его, пардон, сердешного, на всяких исполкомах нещадно и при всяком удобном случае, - за то, парк еле ползает, за долги по зарплате и за то, что портит статистику. И никто не решается вслух сказать то, что видно воочию: троллейбусный парк Краматорска пребывает при последнем издыхании, а единственная безальтернативная ему… гм… альтернатива – насквозь убитые шансонные маршрутки, потому что это выгодно известно-какому-дяде. Привет тебе, шахтерская столица, от города, который «не первый, но и не второй»! Да.
Грустно всё это, ребята, грустно. И теперь пришло время объяснить, почему я вдруг обзавидовался соседнему Славянску. Вот что сообщила сегодня областная Интернет-пресса: «Донецк намерен передать Славянску пять новеньких троллейбусов марки "ЛАЗ", закупленных городом в рамках программы подготовки к Евро-2012. Об этом свидетельствует проект решения Донецкого городского совета, размещенный на официальном сайте городского совета.
Из текста проекта решения следует, что 4 сентября Славянский городской совет принял обращение к Донецкому городскому совету «О ходатайстве перед Донецким городским советом о передаче имущества коммунальной собственности территориальной громады города Донецка – троллейбусов».
Донецкие власти моментально отреагировали на просьбу Славянска, и хотя проблема транспорта в областном центре далека от разрешения, запланировали на ближайшей сессии городского совета принять решение о передаче "из коммунальной собственности территориальной громады города Донецка в коммунальную собственность территориальной громады города Славянска коммунальное имущество согласно приложению в установленном законодательством Украины порядке».
Во как. Естественно, потенциальной вопиющей щедрости областных депутатов есть самое простое, похабное и общепонятное объяснение: по Славянску ныне баллотируется сынок премьер-министра Украины, которому отказать – значит отца обидеть. И потому вопрос с передачей Славянску тех самых супер-бупер-троллейбусов нужно считать делам решенным. По ходу, можно отдать должное славянской мэрше Неле Штепе, которая как-то заявила, что всяких там «голожопенок» в город не пустит. И ведь не пустила, эх, бой-баба! И будут теперь кататься славянцы на кусочке Донецка, столь поразившего вашего, сугубо провинциального, автора. Это вам «Не словом, а делом!»
Я свожу туда прокатиться сына, непременно, только бы добраться по тутошним ямам и ухабам. Чтобы знал. Может, чего и поймет. И, чуток подросши, умотает из этого, "не первого, но и не второго", городка куда подальше. Ибо мой сын достоин большего.
В этом я уверен. И больше ничего не хочу.
Комментарии
И знаете, это во всех городах. И ваш сын,как и мой, будет достоин того, чего добьется сам, "своею собственной рукой!"
Так какая ваша истинная позиция автор !?