Жизнь без БТИ: всё о новых правилах регистрации прав собственности в Украине

Сегодня утром начальник Краматорского городского управления юстиции Елена Залозная (на фото) проинформировала участников аппаратного совещания исполкома о серьезных изменениях, которые вступили в силу с нового года в законодательстве Украины касательно оформления прав собственности. Тема касается практически всех граждан страны, потому публикуем текст доклада Елены Залозной в полном объеме.  

Для оптимизации системы центральных органов исполнительной власти, устранения дублирования их полномочий, обеспечения сокращения численности управленческого аппарата и расходов на его содержание, повышение эффективности государственного управления Указом Президента Украины от 09.12.2010 г. №1085 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» образована Государственная регистрационная служба Украины (Укргосреестр).

Государственная регистрационная служба Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которой направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министерство юстиции Украины и входит в систему органов исполнительной власти.

К полномочиям Государственной регистрационной службы переданы частично функции Министерства юстиции Украины по регистрации актов гражданского состояния, легализации объединений граждан и иных общественных формирований, Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в отношении осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, а также новые задачи по государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество. Ранее данное направление не относилось к полномочиям органов исполнительной власти.

В соответствии с п.7 Положения о Государственной регистрационной службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 06.04.2011г. №401/2011, Укргосреестр осуществляет свои функции непосредственно и через структурные подразделения Главных управлений юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе, а также районных, районных в городах, городских (городов областного значения), горрайонных, межрайонных управлений юстиции, обеспечивающих реализацию полномочий Укргосреестра.

На сегодняшний день по всей стране создано 583 структурных подразделений управлений юстиции, которые будут реализовывать полномочия Укргосреестра в сфере государственной регистрации прав — это регистрационные службы.

В городе Краматорске в структуре Краматорского городского управления юстиции создана регистрационная служба, в которую входит 2 отдела:

- отдел государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество;
- отдел регистрации актов гражданского состояния; а также, главный специалист по легализации (регистрации) объединений граждан.

О регистрации прав на недвижимость

16.03.2010 года вступил в силу Закон Украины от 11.02.2010 № 1878-VІ «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и других законодательных актов Украины», которым предусматривается создание системы государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений.

Указанным Законом определено новый концептуальный подход к построению системы государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений по принципу «окна», который заключается в том, что проведение государственной регистрации вещных прав как на земельные участки, так и на объекты недвижимого имущества, размещенные на них, а также обременений таких вещных прав должно осуществляться в одном государственном реестре.

Государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество и их обременений (дальше – государственная регистрация прав) – официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав, на недвижимое имущество, обременение таких прав путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (дальше – Государственный реестр прав).

В соответствии с Законом регистрацию прав на недвижимость осуществляет государственный регистратор. В настоящее время по штату в отделе государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество регистрационной службы Краматорского городского управления юстиции предусмотрено 7 единиц государственных регистраторов, включая руководителя отдела регистрации вещных прав. Кроме того, функцию государственного регистратора также исполняет и руководитель регистрационной службы.

По своему правовому статусу работники регистрационных служб, и государственные регистраторы в частности, являются государственными служащими. К этим лицам поставлены жесткие квалификационные требования, а именно наличие высшего юридического образования, опыта работы по специальности, в том числе на руководящих должностях. Мерами, принятыми управлением юстиции удалось укомплектовать кадрами направление государственной регистрации вещных прав на 100 процента от утвержденной штатной численности. Кроме того, законодатель определил нотариуса в качестве специального субъекта и наделил его полномочиями по регистрации вещных прав на недвижимость, что, в итоге, положительно повлияет на предоставления этих административных услуг населению.

Следует отметить, что законодательство в области государственной регистрации прав на недвижимость претерпело существенные изменения. Значительно расширен перечень вещных прав, подлежащих государственной регистрации, внесены изменения в строки и порядок регистрации. В связи с этим, ГП «Информационный центр» Министерства юстиции Украины разработан программный продукт Единого государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество и их обременений. Обучение работе с программным комплексом Единого реестра прошли назначенные на должность государственные регистраторы.

Согласно статьи 3 Закона права на недвижимое имущество, которые возникли до вступления в силу данного Закона, признаются действительными в случае отсутствия их государственной регистрации, предусмотренной данным Законом, при таких условиях:

•если регистрация прав была проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их возникновения.
•если на момент возникновения прав действовало законодательство, которое не предусматривало обязательной регистрации таких прав.

При этом в соответствии с частью шестой статьи 3 Закона любые сделки относительно недвижимого имущества (отчуждение, управление, ипотека, и тому подобное) заключаются, если право собственности на такое имущество зарегистрировано согласно требованиям данного Закона.

Согласно Закону обязательной государственной регистрации подлежат вещные права на недвижимое имущество:

1) право собственности;
2) право владения;
3) право пользования;
4) право пользования земельным участком для сельскохозяйственной потребности (эмфитевзис);
5) право застройки земельного участка (суперфиций);
6) право хозяйственного ведания;
7) право оперативного управления;
8) право постоянного пользования и право аренды земельного участка;
9) право пользования (найму, аренды) зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельной частью;
10) ипотека;
11) доверительное управление имуществом;
12) другие вещные права в соответствии с законом.

Государственной регистрации подлежат обременения вещных прав на недвижимое имущество:

1) налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество;
2) другие обременения.

С 1 января 2013 года процедура государственной регистрации прав становится проще и более удобной для владельцев, пользователей недвижимого имущества. Государственная регистрация прав проводиться государственными регистраторами прав на недвижимое имущество соответствующей регистрационной службы (дальше – государственный регистратор прав), а также нотариусами, как специальными субъектами, на которых возлагается функция государственного регистратора прав (дальше - нотариус).

В упрощенном виде процедуру государственной регистрации прав можно изобразить в три шага:

1) представление документов для государственной регистрации прав заявителем и получение карточки приема заявления о государственной регистрации прав и их обременений (дальше – заявление о государственной регистрации);

2) проведение государственной регистрации прав (при отсутствии оснований для отказа в ее проведении или остановке, остановке рассмотрения соответствующего заявления);

3) получение документов о государственной регистрации прав заявителем.

Для проведения государственной регистрации прав лицо обязательно подает:

• заявление установленной формы;

• копию документа, который удостоверяет лицо заявителя (паспорт гражданина Украины, вид на жительство лица, которое проживает в Украине, национальный, дипломатический или служебный паспорт иностранца или документ, что его замещает);

• копию регистрационного номера учетной карточки плательщика налога согласно Государственному реестру физических лиц – налогоплательщиков (идентификационный код) (кроме случаев, когда лицо из-за своих религиозных убеждений отказывается от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налога, официально сообщила об этом соответствующие органы государственной власти и имеет отметку в паспорте гражданина Украины);

• документ, который подтверждает внесение платы за предоставление извлечения из Государственного реестра прав (квитанция);

• документ об уплате государственной пошлины (квитанция) (кроме случаев, когда лицо освобождено от уплаты государственной пошлины);

• документы, которые подтверждают возникновение, переход или прекращение права собственности, на недвижимое имущество (договор купли-продажи, дарения, решение суда, свидетельство и тому подобное).

Если документы подает представитель владельца, пользователя, дополнительно к выше перечисленным документам подаются:

• копия документа, который подтверждает полномочия представителя (копия доверенности или другого документа, который удостоверяет отношения представительства);

• копию документа, который удостоверяет лицо владельца, пользователя (паспорт гражданина Украины, вид на жительство лица, которое проживает в Украине, национальный, дипломатический или служебный паспорт иностранца или документ, что его замещает);

• копию регистрационного номера учетной карточки плательщика налога согласно Государственному реестру физических лиц – налогоплательщиков владельца, пользователя (идентификационный код) (кроме случаев, когда лицо из-за своих религиозных убеждений отказывается от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налога, официально сообщила об этом соответствующие органы государственной власти и имеет отметку в паспорте гражданина Украины).

В результате принятия заявления о государственной регистрации заявителю выдается карточка приема соответствующего заявления.

Следует заметить, что единственным (единым) основанием для отказа в принятии заявления является отсутствие документа, который подтверждает внесение платы за выдачу извлечения из Государственного реестра прав, и документа об уплате государственной пошлины.

Документы, необходимые для проведения государственной регистрации, поданные с нарушением требований, установленных законом и другими нормативно-правовыми актами, являются основанием для остановки рассмотрения заявления о государственной регистрации или отказа в государственной регистрации прав и их обременений, а не для отказа в принятии заявления о государственной регистрации.

Согласно абзацам 2, 3 части пятой статьи 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства проводится нотариусом, которым совершенно такое действие.

Сведения о государственной регистрации сделок, ипотеки, обременения недвижимого имущества, которые содержатся в соответствующих реестрах, не будут потеряны: концепция системы государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество предусматривает использование этих сведений.

Регистрационные данные Реестра прав собственности на недвижимое имущество, реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотеки и Государственного реестра обременений движимого имущества, будут использоваться государственным регистратором прав во время рассмотрения заявления о государственной регистрации, в соответствии с которым государственная регистрация права собственности или другого вещного права на недвижимое имущество в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество заявлена впервые (пункт 92 Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины, от 22.06.2011 № 703).

В обязательном порядке «перерегистрировать» право на недвижимость необходимо только в случае, если возникла необходимость ее отчуждения. В таком случае «перерегистрацию» вещных прав на недвижимое имущество будет проводить нотариус, который проверит информацию в реестрах и перенесет ее в Государственный реестр прав.

Обращаться в регистрационную службу за проведением государственной регистрации прав необходимо в следующих случаях, если:

1) законом предусмотрено проведение государственной регистрации прав с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество;

2) проведение государственной регистрации прав на основании решений органов власти, в частности на основании решения суда, органов прокуратуры, налоговых органов, органов местного самоуправления;

3) проведение государственной регистрации прав, которые возникли до 1 января 2013 года и не были зарегистрированы в соответствии с законодательством, которое действовало на время их возникновения.

Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество регистрируются в регистрационной службе по месту нахождения такого имущества, обременения вещных прав на недвижимое имущество регистрируются независимо от места нахождения такого имущества.

Обращаться к нотариусам за проведением государственной регистрации прав необходимо в следующих случаях:

1) проведение государственной регистрации права собственности перед совершением определенного нотариального действия, в случае, если регистрация такого права собственности была проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент его возникновения, то есть до 1 января 2013 года;

2) проведение государственной регистрации прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства.

Общий срок проведения государственной регистрации права собственности и других вещных прав составляет 14 рабочих дней.

Если во время рассмотрения заявления о проведении государственной регистрации права собственности или другого вещного права было подано заявление о проведении государственной регистрации обременения вещных прав на то же имущество, такое заявление рассматривается в срок, который не превышает 10 рабочих дней.

Государственная регистрация обременений вещных прав на недвижимое имущество, ипотека проводится в день поступления соответствующего заявления.

С 01.01.2013 для осуществления операции купли-продажи квартиры лицам необходимо будет обратиться исключительно к нотариусу. Нотариус проверит принадлежность продавцу квартиры на праве собственности в реестре, который до 01.01.2013 г. вели бюро технической инвентаризации (Реестр прав собственности на недвижимое имущество); проведет государственную регистрацию прав продавца в «новом» Государственном реестре прав; удостоверит договор купли-продажи соответствующей квартиры; на основании его проведет государственную регистрацию права собственности на квартиру покупателя.

Что касается бюро технической инвентаризации, то последние будут осуществлять техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества в случаях, предусмотренных законодательством, а именно:

приказом Министерства регионального развития, строительства, и жилищный – коммунального хозяйства Украины от 28.12.2012 года № 658, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 28.12.2012 года № 2212/22524 внесены изменения к Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, а именно определено, что техническая инвентаризация проводится в таких случаях:

- перед принятием в эксплуатацию завершенных строительством объектов, в том числе после проведения реконструкции и капитального ремонта;

- перед проведением государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства;

перед проведением государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, что образовался в результате разделения, объединения объекта недвижимого имущества или выделения части из объекта недвижимого имущества, кроме случаев, когда в результате такого разделения, объединения или выделение части завершенного строительства объекта принимался в эксплуатацию.

В других случаях техническая инвентаризация проводится по желанию заказчика.

При этом проведение технической инвентаризации объекта перед осуществлением его продажи будет не обязательным и остается на усмотрение стороны договора, то есть продавца и покупателя.

Изменения в законодательстве касаются также порядка оформления права собственности на недвижимость с выдачей соответствующих свидетельств. Свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество будут формироваться в процессе государственной регистрации прав и выдаваться государственными регистраторами вместе с извлечением из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

Получение информации из Реестра

Порядок и условия получения информации о государственной регистрации прав и их обременений из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество регламентирован статьей 28 Закона. Информация из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о государственной регистрации прав и их обременений предоставляется в форме извлечения, информационной справки и выписки.

Извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество на основании заявления имеют право получать:

-собственник недвижимого имущества или их уполномоченные лица;
-наследники (правопреемники - для юридических лиц) или их уполномоченные лица;
-лицо (лица), в интересах которого (каких) установлено обременение, или их уполномоченные лица.

Порядок предоставления извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, который определяет перечень документов, необходимых для их получения, права и обязанность субъектов, которые являются участниками отмеченной процедуры, утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 22.06.2011 года № 703.

Информационную справку из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество на основании письменного запроса имеют право получать: суд, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы государственной налоговой службы, органы Службы безопасности Украины и другие органы государственной власти (должностные лица), если запрос сделан в связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом.

Любое лицо, которому принадлежат права на недвижимое имущество, по своему заявлению может получить выписку из Государственного реестра прав.

Законом Украины «О внесении изменений в Декрет Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» относительно ставки за проведение государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество» от 20.11.2012 года установлено, что за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество будет взиматься государственная пошлина в размере 7 необлагаемых минимумов доходов граждан, что на сегодня составляет 119 гривен. За государственную регистрацию вещного права на недвижимое имущество или его обременение предусматривается взыскание государственной пошлины в размере 3 необлагаемых минимумов доходов граждан – 51 гривна.

В то же время следует заметить, что за проведение государственной регистрации прав, которые возникли и зарегистрированные до 01.01.2013 года, физические и юридические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

О регистрации права собственности на землю

Изменения в системе государственной регистрации прав касаются также и порядка оформления права собственности на земельные участки.

Вопрос государственной регистрации земельных участков регулируется Законом Украины «О Государственном земельном кадастре» и относится к компетенции органов земельных ресурсов. Согласно Указу Президента Украины от 05.10.2011 №965/2011, который вступил в силу с 01.01.2013, полномочия Госземагентства в части государственной регистрации прав на земельные участки прекращаются. То есть, за Госземагентством останется функция государственной регистрации самого земельного участка, как объекта недвижимости в Государственном земельном кадастре. В свою очередь Укргосреестр будет осуществлять государственную регистрацию прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр будет функционировать параллельно с Государственным реестром прав. Государственный земельный кадастр будет содержать информацию о земельном участке, так сказать «техническую информацию», а Государственный реестр прав – всю информацию о вещных правах на земельные участки.

Одновременно следует отметить, что такие информационные системы будут работать именно параллельно, а не отдельно или в противоречие друг другу. Так, Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» и Законом Украины «О Государственном земельном кадастре» предусмотрено взаимодействие органов государственной регистрации прав и органов, которые осуществляют ведение Государственного земельного кадастра, в том числе сведения, которые должны передаваться, основания такой передачи и т.д. Во исполнение указанных законов принято постановление Кабинета Министров Украины от 22.02.2012 №118 «Об информационном взаимодействии органа, который осуществляет ведение Государственного земельного кадастра и органа государственной регистрации прав», которое детально регламентирует такое взаимодействие.

Что касается передачи информации из Государственного земельного кадастра в новый реестр, то предусмотрено, что информация о земельных участках и вещных правах на них будет получаться государственным регистратором в режиме «запрос-ответ» при помощи электронных каналов передачи данных.

Государственная регистрация права собственности на новосформированный земельный участок, полученный в результате «приватизации», проводится после регистрации такого земельного участка в Государственном земельном кадастре.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок проводится регистрационной службой по местонахождению такого участка.

Так, для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок заинтересованное лицо после проведения государственной регистрации земельного участка в органах земельных ресурсов должно обратиться к государственному регистратору прав с соответствующим заявлением, к которому прилагает следующие документы:

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
- копия идентификационного номера:
- документ, подтверждающий внесение платы за предоставление извлечения («витяга») из Государственного реестра прав;
- документ об уплате государственной пошлины (кроме случаев, когда лицо освобождено от уплаты государственной пошлины);
- решение органа исполнительной власти, органа местного самоуправления об утверждении проекта землеустройства относительно отведения земельного участка и предоставления его в собственность.

Заявитель может как самостоятельно подать необходимые документы в регистрационную службу, так и «передать» данные документы через органы земельных ресурсов, которые вносили сведения о земельном участке в Государственный земельный кадастр. Следует обратить внимание, что при подаче документов для проведения государственной регистрации права собственности через государственного кадастрового регистратора, документы по результатам такой регистрации необходимо получать у соответствующего государственного кадастрового регистратора.

О регистрации (легализации) объединений граждан

Закон Украины «Об общественных объединениях», принятый Верховной Радой Украины 22 марта 2012 года, который распространяется на общественные отношения в сфере образования, регистрации, деятельности общественных объединений, в Украине. Данный Закон ввелся в действие 1 января 2013 года, при этом нововведением является переход полномочий относительно легализации общественных объединений от исполнительных комитетов городских советов к территориальным органам юстиции.

Новый закон в корне изменил правовые и организационные основы создания, деятельности, прекращения деятельности общественных объединений. Ликвидирована норма, которая позволяла общественным организациям защищать лишь интересы своих членов, теперь общественные объединения могут защищать какие-либо интересы, какие они считают общественно важными.

Изменились и требования к основателям общественных объединений. В соответствии с статей 7 Закона основателями общественного объединения могут быть 2 лица, когда раньше было требование о том, что минимальное количество основателей общественной организации – 3 лица.

Одним из основных новшеств есть предоставление возможности выступать основателями общественных объединений юридическим лицам частного права. Это отвечает европейским тенденциям и является шагом до гармонизации отечественного законодательства к законодательству европейской общности.

Следует отметить, что в Законе отсутствует норма о классификации статуса общественного объединения: всеукраинский, местный и международный. Новый закон устраняет обязанности разделения объединения граждан за территориальным статусом. Деятельность общественного объединения может распространяться на всю территорию Украины.

Кроме того, новый закон расширил права общественных организаций и детализировал их. К уже существующим правам Законом прибавлено право общественных объединений со статусом юридического лица осуществлять в соответствии с законом предпринимательскую деятельность непосредственно, если это не предусмотрено уставом общественного объединения, или через созданных в порядке, предусмотренном законом, юридические лица (общества, предприятия), если такая деятельность отвечает цели (целям) общественного объединения и способствует его достижениям.

Также Закон отменяет государственный контроль за уставной деятельностью общественных объединений. Таким образом, новый закон существенно усовершенствовал законодательство в данной сфере, делая реализацию конституционного права на свободу объединения более доступной, упорядоченной.

График работы и месторасположение регистрационной службы

Из всего вышесказанного следует, что единым государственным органом, который с 1 января 2013 года осуществляет государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество, государственную регистрацию (легализацию) объединений граждан, других общественных формирований, является регистрационная служба Краматорского городского управления юстиции, которая находится по адресу: г. Краматорск, ул. Парковая, д. 10 (второй этаж). Телефоны для справок:+380 (6264) 5-34-94, 5-13-17. Начальник регистрационной службы Краматорского городского управления юстиции - Юрий Дмитриевич Барабаш. Телефон: +380 (6264) 5-34-94

Режим работы отдела государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество регистрационной службы Краматорского городского управления юстиции:

Понедельник с 8:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 12:45
Вторник с 8:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 12:45
Среда с 8:00 до 20:00, перерыв с 12:00 до 12:45 и с 15:00 до 15:45
Четверг с 8:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 12:45
Пятница с 8:00 до 15:45, перерыв с 12:00 до 12:45
Суббота с 8:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 12:45
Воскресенье выходной

_______

Читайте также по теме: 

С 1 января меняется порядок государственной регистрации прав

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.