Пресса: зачем донецким бизнесменам «проблемный» немецкий завод?

Украинские инвесторы в Германии пока редкость. Сообщение о том, что бизнесмены из Украины купили производителя ветрогенераторов Fuhrländer, вызвало спекуляции в отрасли. Что стоит за этой инвестицией?

Fuhrländer - один из «пионеров» ветроэнергетической отрасли в Германии. Первые ветрогенераторы компания выпустила на своем заводе в западногерманской земле Рейнланд-Пфальц еще два десятилетия назад, когда о «зеленую» энергию в Германии только начали говорить. Однако бум в отрасли, начавшийся после принятия 2002 первого в Европе закона о «зеленом тарифе», Fuhrländer проспал. Среди первой пятерки ведущих немецких производителей, компании «старожила» отрасли Иоахима Фурлендера сегодня не найти. Годовой оборот компании составляет около 200 миллионов евро. Это примерно в двадцать раз меньше, чем у лидера отрасли - компании Enercon.

На фоне жесткой конкуренции на рынке, как отмечают опрошенные DW эксперты, происходит укрупнение в отрасли, и Fuhrländer, вероятно, рано или поздно проглотили бы проворные конкуренты. Наконец, область очень быстро развивается, необходимы многомиллионные вложения в инновации, которые могут позволить себе только «глобальные игроки».

Компании Иоахима Фурлендера становилось все труднее выдерживать конкуренцию, и в разгар мирового финансового кризиса начались проблемы: в прошлом году объем заказов сократился на 60 процентов, большинство рабочих пришлось перевести на неполный рабочий день. А этой весной пришлось уволить каждого десятого из семисот сотрудников.

Ноу-хау. Недорого

Когда банки уже перестали давать кредиты, Йоахим Фурлендер решил продать свое предприятие. Покупателем стали украинские бизнесмены Максим Ефимов и Олег Мкртчан. Личности покупателей сразу вызвали в немецкой прессе спекуляции о том, что сделка совершена в интересах российских компаний. В частности, издание деловых кругов Wirtschaftswoche покупателем назвала российскую государственную компанию «Росатом». Издание обратило внимание на тот факт, что Ефимов является генеральным директором дочернего предприятия «Росатома» - компании «Энергомашспецсталь».

Cам Ефимов опроверг утверждения о том, что он действует в интересах россиян. Вместе с тем, он признал в интервью немецким СМИ заинтересованность «Росатома» в немецких «зеленых» технологиях, и не исключил в будущем совместных проектов с россиянами.

Тесные связи с крупным российским бизнесом поддерживает и генеральный директор металлургического концерна «Индустриальный союз Донбасса» Олег Мкртчан. Несколько лет назад Мкртчан, вместе с Сергеем Тарутой, продали контрольный пакет акций ИСД российским компаниям.

Новый глава правления Fuhrländer AG Вернер Геер, комментируя в интервью немецким СМИ продажу компании украинцам, отметил, что смена собственника позволит сохранить рабочие места в Германии. Одновременно, еще больше внимания будет уделяться рынкам Восточной Европы, прежде всего Украине и Польше.

Для чего же группе инвесторов из Донбасса и их потенциальным партнерам из России понадобился «проблемный» Fuhrländer? Прежде всего - это доступ к технологиям, отметил в разговоре с Deutsche Welle председатель правления Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрей Конеченков (на фото). «С одной стороны, Fuhrländer технологически существенно отстал от лидеров рынка. С другой - разработки этого производителя на десятилетия опережают то, что уже было в распоряжении украинских специалистов », - говорит Конеченков. - С использованием разработок Fuhrländer, украинские предприниматели налаживают в Украине производство современных ветрогенераторов.

Первый цех по сбору ветровых установок Fuhrländer открылся в июне в Краматорске Донецкой области. Конеченков отмечает, что инвестиции в ветроэнергетику в Украине очень перспективны благодаря высочайшему, после Швейцарии, «зеленому» тарифу - около 11 евроцентов за киловатт. В целом, производство электроэнергии из возобновляемых источников за последние два года выросло примерно в 20 раз.

Безраздельное господство на рынке

Пока в Украине осуществляется лишь крупногабаритнае сборка и частичное производство компонентов по технологии Fuhrländer. Если в течение следующих двух лет Максим Ефимов с партнерами смогут наладить полный цикл производства ветрогенераторов, у них есть шанс монополизировать рынок ветроэнергетики Украины, - отмечает Конеченков. Ведь законом о «зеленом тарифе» предусмотрено поэтапное внедрение «местной составляющей». То есть, выгодно продавать электроэнергию смогут лишь те производители, которые будут использовать ветряки украинского производства. Уже с этого года обязательная доля «местной составляющей» составляет 15 процентов, со следующего года речь уже о 30, а с 2014 года признаваться будет только оборудование, производственный процесс которого по крайней мере на 50 процентов сосредоточен в Украине.

А пока, кроме Fuhrländer, ни один иностранный производитель до сих пор не решился открыть в Украине свои заводы. «Я приветствую тот факт, что ветроэнергетика создает в Украине рабочие места, налаживается производство. Но закон, лоббируются интересы отдельных компаний, может затормозить развитие украинской ветроэнергетики. Один Fuhrländer всю ветроэнергетику страны не вытянет. Политики не должны вмешиваться, препятствуя становлению конкурентной среды », - предостерегает Андрей Конеченков.

Влиятельные покровители во власти

Уже сейчас Fuhrländer, имея влиятельных бизнес-партнеров в Украине, безраздельно доминирует на украинском рынке, отмечает председатель правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик. «Эта компания первой рискнула прийти на украинский рынок, даже открыть здесь производство. Это было бы невозможно, если бы Fuhrländer не нашел общий язык с властями. Как известно, за большинством ветропарков, работающих в Украине, стоят интересы узкого круга лиц, в том числе одного бывшего вице-премьера », - говорит Боровик. По словам эксперта, крупные проекты в альтернативной энергетике в Украине, без учета интересов ряда «олигархов», реализовать невозможно.

Из нескольких десятков ветровых турбин в украинской ветропарков, которые получают «зеленый тариф», лишь одна произведена другой компанией. Речь идет о турбине фирмы Vestas - одного из мировых лидеров, который по объемам производства в десятки раз опережает Fuhrländer. В то же время, турбины лидеров рынка - Vestas, Enercon, и Nordex - работают значительно эффективнее, - отмечает Андрей Конеченков.

Войны лоббистов

Андрей Конеченков не исключает, что вскоре «местную составляющую» могут отложить во времени или вообще отменить. Дело в том, что Ефимов и его партнеры не укладываются в график с налаживанием своего производства. С другой стороны, в протекционизме могут появиться влиятельные политические оппоненты. Ведь бизнесмены, которые вкладывают средства в ветропарки, уже присматриваются к альтернативам «Фурлендер». «Компания ДТЭК (принадлежит миллиардеру Ринату Ахметову - прим. Ред.) Недавно подписала соглашение с компанией Vestas об установке в ветропарка в Донецкой области 30 турбин. Монтаж первых ветротурбин уже начался. Предполагается, что впоследствии, при сотрудничестве с Vestas, мощность ветропарка будет увеличена в несколько раз », - рассказывает председатель правления Украинской ветроэнергетической ассоциации.

Таким образом, законодательная норма о «местной составляющей» уже сейчас идет в разрез с бизнес-планами Рината Ахметова. Андрей Конеченков проводит параллели с солнечной энергетикой: влиятельные бизнесмены, которые вкладывают сотни миллионов в солнечные электростанции, успешно лоббируют отмену «местной составляющей» для этой отрасли. Ее внедрение сначала было отложено на год. А теперь в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект о ее окончательной отмене.

Источник: DW

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.