Как "хапнуть" водоканал: взгляд из Донецка

ОТ РЕДАКЦИИ. В этом объёмном материале, опубликованном Интернет-изданием "Новости Донбасса", речь идет о Донецке. Однако мысли автора о том, откуда нынче возникла угроза сокращения подачи воды сразу для нескольких городов Донецкой области, включая Краматорск, нам показались весьма интересными. Приводим текст с незначительными сокращениями.   

"Нас, дончан, не в первый раз пугают, что Донецку ограничат подачу воды, потому что у Донецкого горводоканала задолженности, большие задолженности, поэтому с 20 февраля дончане могут почувствовать себя макеевчанами, которые с ограниченной подачей воды живут много лет. Слушала я это, слушала. Надоело. Решила разобраться. Повеяло не то, чтобы криминалом, но таким вот нехорошим беспределом, при котором не поймешь, а есть ли в Донецкой области власть и кто эта власть? Итак, делюсь находками.

«Рейдер» (англ. «raider») — значит налетчик. Цель белого рейдера — создание такого правового спектакля, где атаки на жертву-предприятие идут каскадным методом, создавая проблемы сразу по нескольким направлениям. В отношении Донецкого горводоканала мы это наблюдали совсем недавно. Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг), сообщает на весь белый свет, что треть сетей в Украине находятся в аварийном состоянии, а Донецкий горводоканал хуже всех. Мэр Донецка информацию опроверг, но, как говорится, осадочек-то остался. Буквально через месяц КП «Вода Донбасса» заявляет, что Донецкий горводоканал должен ей около 7 млн грн, поэтому есть перспектива ограничения подачи воды Донецку. Таким образом, создается впечатление, что управление Донецким горводоканалом ведется плохо, сети разваливаются, покупатели не платят. Стоит ли оставлять сети и дальше этому предприятию или передать в другие более умелые управленческие руки?

Такого рода вопрос является прологом схемы, при которой общество должно воспринять поглощение Донецкого горводоканала каким-нибудь другим предприятием как благо. Поглотила же «Вода Донбасса» водоканалы Макеевки, Шахтерска, Селидово. И ничего.

Возникает вопрос: зачем же КП «Вода Донбасса» нужны плохие, изношенные сети? Своих мало? Объясню: КП «Вода Донбасса» — это предприятие, которое поставляет воду из Северского Донца до границ городов, где продает по счетчику водоканалам. Сама «Вода Донбасса» сети и другие сооружения водоснабжения не строила, а приняла в наследство от государственной структуры, образованной еще при СССР в 30-х годах. В 2007 году имущественный комплекс ГПП «Укрпромводчермет» передан в областную коммунальную собственность путем создания коммунального предприятия «Компания „Вода Донбасса“. Так что обслуживают чужое.

Зачем же хотят включить в свой состав все больше водоканалов? Есть версия, что на магистральных водопроводах огромные утечки. Их нечем покрыть. Если убрать счетчики на входах в города и продавать воду прямо на счетчики квартир, то утечки частично можно списать на жителей городов. А сейчас этому мешает в Донецке, например, счетчик на входе в город, где не люди, а Донецкий водоканал покупает воду.

Что еще? Цены. Они разные. КП „Вода Донбасса“, несмотря на запрет Президента повышать тарифы, смогла добиться от Нацкомуслуг разрешения на более высокий тариф, чем у горводоканалов. Тариф за 1 м³ КП „Вода Донбасса“ для физлиц — 4,164 гр/м3 за воду и 2,808 грн/м3 за стоки. Тариф Донецкгорводоканала для физ лиц — 3,372 грн/м3 за воду и 2,136 грн/м3 за стоки. Разница — 25–30%. При норме 270л в день на человека жители Донецка (969 тыс чел) заплатят по тарифам „Вода Донбасса“ на 75 млн грн больше в год, чем по тарифам Донецкгорводоканала. За эти деньги стоит сражаться?

Дальше смотрю историю. Получается странная картинка.

До назначения Шишацкого на должность губернатора (июль 2011) КП „Вода Донбасса“, в основном, сбрасывала объекты канализации и водоснабжения на города. От нее объекты приняли Добропольский район (решение сессии облсовета 15.04.10), г Артемовск (Часовярское РПУ, решение сессии облсовета 01.07.10 и 15.04.10), г Славянск (решение сессии облсовета 01.07.10). А забрала „Вода Донбасса“ сети у сел Новокатериновка и Береговое Старобешевского района (решение сессии облсовета 15.04.10).

За период работы губернатором Шишацкого идет обратный процесс. КП „Вода Донбааса“ начинает поглощать водоканалы, вместе со всем их имуществом или частями, причем невиданными темпами: Никольское Волновахского района (сессия облсовета 16.01.13), г Селидово (сессия облсовета 16.01.13), пос Новодонецкое г Доброполье (сессия облсовета 24.12.12), г Шахтерск (сессия облсовета 26.09.12), г Макеевка (сессия облсовета 25.04.12), с Предтечино Константиновского района (сессия облсовета 29.03.12), с Кировское (имущество и сети) (сессии облсовета 29.03.12 и 28.12.11), Новоазовский район (сессия облсовета 28.12.11), г. Енакиево пос. Стандартный (сессия облсовета 04.08.11). 

Здорово так получается. Фонит в рейдерском поле город Славянск, сети которого, ходили слухи, тоже хотят передать КП „Вода Донбасса“. Вначале „Вода Донбасса“ передала Славянску часть сетей, а теперь, спустя три года, сети Славянска „Воде Донбасса“ обратно понадобились. Вроде бы очень понадобились, потому что Славянск тоже обвиняют в неплатежах, воду ему уже ограничивали, да так, что дома остались неканализованными, жители фекалии в кулечках в форточки выбрасывали, скандал был, воду включили. И опять обещают отключить, потому что Славянск вместе с Краматорском, Донецком, Красногоровской и Харцызском обижают КП „Воду Донбасса“ и денег за честно поставленную воду не платят. Честно ли? Давайте разберемся.

Задолженность предприятий, финансируемых из областного бюджета» перед Донецким Горводоканалом — 19 млн грн. Долг Донецкого горводоканала перед коммунальным предприятием облсовета «Вода Донбасса» — 6,9 млн грн. При этом заместитель Донецкого губернатора Валерий Лукашенко проводит совещание, на котором приходят к выводу, что за долг Донецкгорводоканала перед КП «Вода Донбасса» Донецку водичку-то можно и отключить. А на то, что сам облсовет не профинансировал свои же предприятия из своего же бюджета для оплаты воды, чем создал огромную задолженность перед Донецкгорводоканалом, про это на совещании забывают.

Если бы областной бюджет дал денег своим же предприятиям/учреждениям/организациям на то, чтоб расплатиться за воду с Донецким Горводоканалом, а Гордовоканал Донецка перечислил бы все эти деньги КП «Вода Донбасса», что бы получилось? Переплата 12,1 млн грн. Но облсовет не спешит финансировать оплату задолженности перед Горводоканалом Донецка, образовавшуюся из-за неплатежей самого же облсовета, кстати, нарушая при этом закон. Как Вы думаете, это зачем? А чтоб легче было облсоветовской «Воде Донбасса» «хапнути водоканал».

Донецкий облсовет свободные (если можно так сказать) денежки областного бюджета спускает на яблоки, которыми губернатор Шишацкий «одаривает» детей в садиках и школах, делая вид, что не понимает, насколько глуп этот прием мнимой благотворительности, а тем временем задолженности перед городскими водоканалами предприятий/учреждений/организаций, финансируемых из областного бюджета, растут.

Классическая рейдерская схема работает именно так, как демонстрирует нам ее Донецкий облсовет — организовать задолженности объекту атаки, а потом за эти задолженности, организованные самим рейдером, отобрать чужое имущество. Но это белое рейдерство, которое пока работает в законном поле, потому что у Донецкого водоканала есть путь отсудить у предприятий, финансируемых из областного бюджета, долг. Безусловно, это вариант сложный, потому что даже в случае выигрыша исполнение решения суда будет блокировать исполнительная служба, которая штрафы и задолженности может взыскивать годами и спешить не будет. Но по-крайней мере, у КП «Вода Донбасса» при таком развитии событий повода даже рот открыть не будет «отключим воду за долги», потому что их же родненький облсовет сам задолжал фактически Донецкгорводоканалу, который, в свою очередь, задолжал облсоветовской «Воде Донбасса».

Красиво? Однако, кроме белого рейдерства, есть черное. Это когда внезапно прозревшие самые честные на свете донецкие правоохранительные органы вдруг начинают понимать, что Донецкий горводоканал очень большой нарушитель и обижает практически святую облсоветовскую «Воду Донбасса». В этой ситуации берется под стражу директор того же водоканала или кто-то из руководства, заводятся уголовные дела и выкатывается условие «отдайте». Это «черное рейдерство», если представить себе такой вариант как возможный, но я не знаю, вероятен ли даже допуск возможности черного рейдерского захвата в отношении «Донецкгорводоканала». В Донецке уровень защиты людьми своего комфорта очень высок. Как говорят в нашем городе: «Донецк — не Макеевка. Раз Макеевка молчит при таком графике подачи воды, значит людям там вода не нужна».

Монополия — это когда кому-то не хочется работать, поэтому результаты своей бесхозяйственной деятельности тот, кому не хочется работать, пытается скрыть. А как скрыть? Сделав максимально непрозрачным учет. А как его сделать непрозрачным в вопросе подачи воды? А добраться от водозабора (Северский Донец) до каждой квартиры. Кто в этой ситуации проверит, на каком именно участке больше утечек? За все заплатит покупатель, т е просто человек, житель города. А иначе как надо было поступить? А иначе надо было работать и привести рынок воды в соответствие с нормами капитализма, т.е. разделить подачу воды на сегменты (магистральный водовод, подводящий водовод, внутриквартальный водовод, дом) и передать обслуживание каждой части в управление на конкурсных условиях. То есть, Донецк владел бы сетями магистральными, подводящими и внутриквартальными, но обслуживание их продавал бы. Не обновили сети? Платите из своего кармана. Каждая утерянная капля будет оплачена тем предприятием, которое обслуживает часть водовода. Предприятия будут сами друг друга контролировать, подавая друг на друга в суд за каждую каплю утечек. Вот тогда тарифы не будут повышаться, потому что в их основе будет заложен принцип рынка, который работает на понижение цены при заданных параметрах качества (это не голословное утверждение, наша организация располагает такой концепцией рыночной организации поставок коммунальных услуг, окупаемый в течение двух с половиной лет).

Итак, как же у нас действуют монополии? Вначале они сбрасывают все сети, которые дышат на ладан, на города. А потом начинают эти же сети, как-то уже отремонтированные за счет средств местного и субвенций государственного бюджета, забирать. Сами сети убили, потом отдали, чтоб отремонтировали за чужой счет, а теперь отдайте нам обратно, и другие тоже отдайте, те, которые еще работают. На город Белозерское «Вода Донбасса» почему-то не претендует. Там уровень грунтовых вод от 1,3 до 0,5 м, все сети утонули давно. А вот Краматорск, Донецк, Славянск, Мариуполь под ударом. И неплательщики, и не справляются. Нам интересно: а государство вообще не понимает, как его разводят и кидают? Куда у нас смотрит АМКУ, у которого под носом можно крутить вот такие схемы?

На то, чтобы обеспечить существование монополий, работают местные и государственный бюджеты, а реконструкции проводятся за счет людей, которые в эти бюджеты внесли деньги, платя налоги. Но этого мало, теперь с людей надо взять денег на покрытие бесхозяйственности, списав утечки методом поглощения горводоканалов, которые мешают утечки списать, покупая воду по счетчикам на входе в город. Все работают на монополию, а монополия получает прибыль.

Поэтому «слияния и поглощения» (рейдерство) — это способ создания монополий, которые не занимаются модернизацией, не хотят вкладываться в производство и для этого устраняют конкуренцию. Простейший способ скрыть бесхозяйственность и отсутствие вложений — это укрупнение субъекта продажи, оно дает размытый учет. Если бы в Донецке счетчики воды стояли на входе в каждый квартал, то один квартал платил бы за воду мизер (новые сети, нет утечек), а другой — раз в пять больше (все сети изношены). Люди об этом узнали, и пришлось бы что-то делать.

А если купить воду на город? Разный износ распределят поровну на всех. А на область, как хочет «Вода Донбасса»? Правильно, вся область будет оплачивать изношенные участки водоводов, а участки эти будут скрыты от всех, потому что нет счетчиков, нет рынка, нет покупателя, который скажет: «Мне продали воды столько то, я больше платить не буду». И поэтому надо «хапнути водоканал», чтоб было как в монополизированном Киеве, где уже все коммунальные услуги подобрал под себя один поставщик, и поэтому там люди в кипятке варятся, машины проваливаются в вымоины под землей. Это результат монополии, которую удалось установить на коммунальные услуги в столице Украины. Неужели нам все это нравится? Пока под угрозой оказались водоканалы наших городов.

«Сегодня отнять бизнес у собственника можно за довольно короткий срок. Достаточно купить действие или бездействие нескольких чиновников, и ваш бизнес у меня в кармане. И если раньше захват шел через процедуру банкротства или скупку акций, то сегодня мы наблюдаем более криминальную картину. В практику вошли скоростные захваты („собственность на скорую руку“), блиц-криги против собственников. Рейдеры в открытую прибегают к шантажу, угрозам, но и интеллектуальную часть схем тоже совершенствуют, ведь каждый захват по-своему уникален» (Павел Воронов, журнал «Компромат»)

А нам с Вами посчастливилось наблюдать «по-своему уникальный» захват областным коммунальным предприятием городских коммунальных предприятий. Нравится?"

Наталья Кашкевич 

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.