Налоговая Краматорска сообщила об основных направлениях своей деятельности

Главной целью проводимого в настоящее время реформирования налоговой системы Украины является построение современной, справедливой налоговой политики.

При этом изменения, которые периодически вносятся в налоговое законодательство, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика. Например: послабление фискального давления на налогоплательщиков с введением Налогового кодекса Украины с января 2011 года, введение временного моратория на проведение фактических проверок и на применение штрафных санкций в 2012 году, упрощение правил учета и предоставления отчетности для налогоплательщиков в текущем году.

К сожалению, некоторые граждане, имеющие недостаточный уровень правосознания и уважения к Закону, позволяют себе осуществлять хозяйственную деятельность без государственной регистрации, без уплаты налогов, не выплачивать заработную плату или выплачивать ее в «конвертах», не оформлять трудовые отношения с работниками.

Учитывая, что в нашем городе, к сожалению, не изжиты подобные негативные явления, а также с целью защиты добросовестных налогоплательщиков, ГНИ в г. Краматорске, в пределах установленных законодательством полномочий, постоянно осуществляет контроль за соблюдением требований действующего законодательства, проводит работу по легализации хозяйственной деятельности, трудовых отношений и заработной платы по следующим направлениям:

1) легализация доходов трудоспособных граждан, которые официально не имеют доходов;

2) работа по увеличению уровня заработной платы выше минимальной;

3) контрольно - проверочная работа по вопросу соблюдения требований трудового и налогового законодательства при выплате заработной платы наемным работникам;

4) выявление граждан, которые нелегально осуществляют хозяйственную деятельность и привлечение их к государственной регистрации;

5) проведение через средства массовой информации разъяснительной работы среди населения относительно преимуществ получения легальных доходов и обязательности оформления трудовых отношений с работодателем, а также анализ обращений граждан с сообщениями о фактах уклонения от налогообложения и нарушениями законодательства.

Многосторонняя работа ГНИ в г. Краматорске по указанным направлениям позволила вывести из «тени» немалые обороты, защитить права отдельных категорий граждан и увеличить поступления платежей в местный бюджет.

Так, по направлению легализации доходов трудоспособных граждан, которые продолжительное время официально не имеют доходов, то есть возможно получают доходы за счет не учтенных «теневых» средств, из которых, соответственно, не уплачиваются надлежащие суммы обязательных отчислений, постоянно проводится «инвентаризация» населения, по результатам которой определен рисковый круг лиц в таком количестве:

- в 2012 году 13068 граждан;
- в І квартале 2013 года 13271 граждан.

В результате работы с рисковой категорией жителей нашего города на протяжении 2012 года были привлечены к налогообложению 576 граждан, из которых:

- зарегистрировались предпринимателями 92 гражданина;
- заключили трудовые соглашения с работодателями 474 гражданина;
- самостоятельно задекларировали доходы 10 граждан.

Сокрытые налоги вернулись в бюджет (но уже со штрафными санкциями) - от вышеупомянутых граждан поступило 161,9 тыс. грн. налога на доходы физических лиц.

На протяжении І квартала 2013 года к налогообложению привлечено 753 гражданина, из которых:

- зарегистрировались предпринимателями 94 гражданина;
- заключили трудовые соглашения с работодателями 638 граждан;
- самостоятельно задекларировали доходы 21 гражданин.
- дополнительно поступило в бюджет 229,2 тыс. грн. налога на доходы физических лиц.

По направлению работы по увеличению уровня заработной платы анализируется деятельность, в первую очередь, предпринимателей и предприятий, которые имеют низкий официальный уровень заработной платы (меньше или на уровне минимальной).

Как результат, повысили уровень зарплаты своим наемным работникам:

- в 2012 году 215 субъектов хозяйствования; дополнительно поступило в бюджет 92,2 тыс. грн. налога на доходы физических лиц;
- в І квартале 2013 года 10 субъектов хозяйствования; дополнительно поступило в бюджет 3,8 тыс. грн. налога на доходы физических лиц.

По направлению контрольно - проверочной работы по вопросу соблюдения требований трудового и налогового законодательства при выплате заработной платы наемным работникам проводится всесторонний анализ соответствия численности наемных работников объемам, видам, характеру, месту осуществления хозяйственной деятельности. В итоге, выявляются субъекты хозяйствования, у которых количество наемных работников не отвечает реальным условиям осуществления предпринимательской деятельности. В результате проведенной работы установлены работодатели, которые использовали труд наемных работников без заключения трудового соглашения и без уплаты налогов:

- в 2012 году выявлено 599 работодателей, которые использовали труд 745 неофициальных работников,
- в І квартале 2013 года выявлено 124 работодателя, которые использовали труд 145 неофициальных работников.

Выявленные нами работодатели самостоятельно заключили трудовые соглашения:

- в 2012 году с 739 наемными работниками (99,2%), которым выплачено 809,9 тыс. грн. дохода и перечислен в бюджет 115,2 тыс. грн. налога на доходы физических лиц;
- в І квартале 2013 года со 145 наемными работниками (100%), которым выплачено 109,9 тыс. грн. дохода, дополнительно в бюджет поступило налога на доходы физических лиц в сумме 14,4 тыс. грн.

Не менее важной мерой при работе по легализации заработной платы и наемных работников является выявление и разрушение схем уклонения от уплаты налога на доходы физических лиц за счет не учтенной денежной наличности, ведения двойной бухгалтерии. Так, на протяжении 2012 года при проведении контрольно-проверочной работы установлены нарушения у 7-ми субъектов хозяйствования, по результатам проверок работодателями заключены трудовые соглашения с 2-мя работниками. В первом квартале 2013 года установлены нарушения у 2-х субъектов хозяйствования, работодателями заключены трудовые соглашения с 4-мя работниками. По результатам указанных проверок дополнительно доначислено 222,5 тыс.грн.

Следующее направление – это выявление граждан, которые осуществляют розничную торговлю на рынках города или другую хозяйственную деятельность без государственной регистрации субъекта хозяйствования. Так, в результате проведенной работы, к государственной регистрации предпринимательской деятельности привлечено:

- в 2012 году - 201 гражданин,
- в І квартале 2013 года - 5 граждан.

Дополнительно в бюджет поступило налогов:

- в 2012 году - 28,5 тыс. грн.;
- в І квартале 2013 года - 0,6 тыс. грн.

Следует отметить, что не менее важна индивидуальная разъяснительная работа. В налоговую инспекцию от жителей города постоянно поступает информация о нарушениях трудового и налогового законодательства, как по телефону во время проведения руководством ГНИ сеансов «горячая линия», так и письменно. Показательно, что динамика активности наших сограждан положительна - количество сообщений об уклонении от уплаты налогов, которые поступают от жителей города, возросло в три раза.

В отношении же граждан и руководителей предприятий, которые используют различные схемы уклонения и минимизации налогов и сборов, ГНИ в г. Краматорске предупреждает, что согласно действующему законодательству предусмотрена следующая ответственность за неоформленных работников:

- за нарушение трудового законодательства и отсутствие трудового соглашения с работником применяется штраф в размере от 30 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 грн. до 1700 грн.) согласно статье 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП);

- неудержание или неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц при выплате заработной платы, несвоевременное предоставление сведений о доходах граждан налоговому органу предусматривает штрафные санкции в размере от 2 до 3 необлагаемых минимумов (от 34 грн. до 51 грн., пункт 4 статьи 163 КУоАП);

- за грубое нарушение трудового законодательства статьей 172 Уголовного кодекса Украины установлен штраф в размере 50 необлагаемых налогом минимумов (850 грн.). Кроме штрафных санкций к нарушителю также могут быть применены следующие меры: лишение права занимать руководящие должности и заниматься определенными видами деятельности на срок до трех лет, а также исправительные работы сроком до двух лет.

В последнее время нами всё чаще выявляются случаи, когда предприниматель, подавший заявление о прекращении своей деятельности, тем не менее продолжает её осуществлять, например, продолжает торговать, как и торговал ранее, на рынке. ГНИ в г. Краматорске предупреждает, что такое продолжение проведения предпринимательской деятельности, как и ее ведение без государственной регистрации, без приобретения торгового патента, неоприходование денежной наличности, хранение, транспортировка, или реализация алкогольных напитков или табачных изделий без соответствующей лицензии, фальсифицированных, без марок или с поддельными марками акцизного налога, влечет за собой применение к нарушителю финансовой, административной и даже криминальной ответственности. Причем минимальный размер штрафа составляет от 170 грн. до 8500 грн. В отдельных же случаях, подлежит конфискации изготовленная продукция, орудия производства, сырье и деньги, полученные при совершении правонарушения.

Следует отметить, что сейчас на рассмотрении Верховной Рады Украины находится ряд законопроектов, которые направлены на легализацию заработных плат, повышение уровня ответственности как за выплату, так и за получение заработной платы в «конвертах», стимулирование граждан к добросовестной самостоятельной уплате налогов и сборов в бюджет. Так, на работодателя, который использует труд неоформленных работников, предусмотрено наложение штрафа в размере до 34000 грн. Вместе с тем, планируется привлекать к ответственности и наемных работников, которые дают согласие на работу и ее оплату с нарушением законодательства. Цель указанного законопроекта - вывести доходы населения из «тени». Одновременно с указанным планируется ликвидировать схемы трудоустройства на неполный рабочий день, которые применяются сейчас с целью минимизации уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц и единого социального взноса.

Замечу, что Порядком осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания населения установлено, что в месте осуществления торговли, в том числе и на рынке, должна обязательно иметься табличка с указанием фамилии, имени и отчества продавца, сведений о предприятии: название, адрес и номер телефона, а для физического лица - предпринимателя: фамилия, имя и отчество, номер свидетельства о государственной регистрации и название органа, который осуществил такую регистрацию. То есть, арендовать торговое место и осуществлять торговлю, например на рынке, имеют право лишь официально зарегистрированные субъекты хозяйствования (предприниматели или предприятия) и их официальные наемные работники (исключение – реализация продукции, выращенной в личном подсобном хозяйстве). Руководители рынков города должны строго соблюдать Правила торговли и тем самым не допускать теневые обороты на рынках города.

Работодатели, использующие схемы аутстаффинга, и работники - фрилансеры должны понимать, что современная налоговая служба способна отслеживать и контролировать все незаконные «теневые обороты». Кроме того, все налогоплательщики должны быть готовы ко всеобщему декларированию, при котором каждый должен будет задекларировать все свои доходы, как официальные, так и «теневые». Лишь правосознание населения, высокая налоговая культура совместно со всесторонней комплексной работой соответствующих структур и СМИ помогут устранять указанные негативные явления.

Л.И. Санжура, начальник ГНИ в г. Краматорске, государственный советник налоговой службы III ранга, Заслуженный экономист Украины

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.