Как убили военный гуманизм на море

Подводная лодка U–156 немецкого Военно-морского флота под командованием корветтен–капитана Вернера Хартенштейна вышла в свой четвертый боевой поход из Лорьяна 20 августа 1942 года с задачей наносить удары по коммуникациям союзников в районе Кейптауна.

Глубоким вечером 12 сентября 1942 года Хартенштейн атаковал и потопил британский транспорт "Лакония", на борту которого находились около 2800 человек: британские военнослужащих, итальянские военнопленные, охранявшие их поляки, и гражданские лица, в том числе — женщины и дети.

Историки и увлеченные военной историей люди спорят до сих пор о причинах, побудивших Хартенштейна начать спасение сотен людей, оказавшихся в кишащих акулами атлантических водах у побережья Западной Африки — был ли это акт небывалого гуманизм аса подводной войны, или союзнические обязательства немецкого военнослужащего. В любом случае, поведение Хартенштейна совершенно не укладывался в пропагандистские шаблоны того времени, да и творчество отдельных современных писателей–маринистов.

Оставаясь в надводном положении, что для немецких подводников в 1942 года было уже было самостоятельной заявкой на гибель, Хартенштейн принимает в отсеки и на верхнюю палубу лодки около 200 человек, а еще 200 человек находятся в буксируемых спасательных шлюпках.

Понимая, что он находится в безвыходном положении, ранним утром 13 сентября капитан отправляет в эфир открытым текстом самоубийственную радиограмму: "Любой корабль, который придет на помощь экипажу „Лаконии“, не будет мной атакован, при условии что я также не подвергнусь нападению кораблей или самолетов. Немецкая подводная лодка."

Для оказания помощи U–156 были направлены две подлодки из состава Кригсмарине, одна итальянская лодка, несколько кораблей из состава ВМФ коллаборационистского режима Виши. Союзники отмалчивались, хотя их береговые радиостанции союзников многократно продублировали сообщение с U–156.

15 сентября часть спасенных были переданы на подошедшие лодки U–506 и U–507. Передача людей на U–507 была запечатлена одним из офицеров U–156, обер–лейтенантом цур зее Леопольдом Шумахером.

А утром 16 сентября вахтенный офицер сообщил о приближающемся самолете ВВС США B–24 "Либерейтор". Приняв решение не проводить аварийное погружение, Хартенштейн приказал развернуть на палубе флаг Красного креста, предусмотрительно сшитый за предыдущих 4 дня подводниками, а пленный британский офицер, с помощью сигнального фонаря, передал пилоту азбукой Морзе сообщение о имеющихся на борту лодки спасенных людях. Самолет, облетев скопление лодок и шлюпок, удалился.

Но второй (или тот же) "Либерейтор", появившийся чуть позже, сходу атаковал лодку глубинными бомбами, повредив перископ, дизель, аккумуляторные батареи, антенну и гидрофоны, ранив при этом несколько членов экипажа. Лодка дала течь.

По иронии судьбы, одна из бомб попала в шлюпку со спасенными людьми. Все они погибли.
Не дожидаясь следующего удара, U–156 погрузилась, экипаж приступил к устранению повреждений. Спасенные были предварительно высажены в уцелевшие перегруженные шлюпки. В последующем, их подобрали французские корабли.

17 сентября атаке с воздуха подверглась и имеющая на борту часть спасенных с "Лаконии" лодка U–507. Это стало последней каплей для руководства подводного флота.

В тот же день будет отдан приказ Карла Дёница "Тритон Ноль" (Laconia–Befehl), имевший стратегическое значение для войны на море и судеб моряков:

"Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд.

Приказы о захвате капитанов и главных механиков остаются в силе.

Спасать людей только при наличии у них важной информации для лодки.

Будьте непреклонны. Помните — враг не вспоминает о женщинах и детях, когда бомбит германские города".

Впоследствии этот приказ стал одним из главных обвинений против Деница на Нюрнбергском процессе.

А U–156, устранив повреждения, продолжила поход. Уже 19 сентября она уничтожит британский "Quebec City", и лишь 16 ноября 1942 года вернется в Лорьян.

8 марта 1943 года, вов ермя своего 5-го похода, U–156 будет уничтожена глубинными бомбами с "Каталины", экипаж которой и запечатлел ее гибель. Все 53 члена экипажа ушли на дно вместе с лодкой...

Источник: "d3"

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.