Медицина катастрофы: популярно о медицинской «реформе»

Систему оказания нам медицинской помощи больше века назад разработал академик АМН СССР Николай Александрович Семашко. Основана она на трех принципах: профилактике, то есть, системе ранней диагностики, близости медицинской инфраструктуры к населению и жесткой вертикали: от ФАПов до профильных узкоспециализированных и ультрасовременных научных центров.

Всемирная организация здравоохранения в свое время признала эту систему чрезвычайно эффективной и рекомендовала ее к применению.

Мы с вами, хлебнувшие советской медицины, в отличие от ВОЗ, можем высказать академику немало, однако...

Однако уже первые — по прошествии двух лет — результаты внедрения медицинской реформы в четырех пилотных областях и Киеве заставляют ужаснуться и немедленно признать большинство претензий мелкими недостатками!

Итак, в чем же суть реформы?

Ответ первый. Длинный

Разделение медицинской помощи на три уровня:

первый: центры первичной медико-санитарной помощи;
второй: госпитальные округа;
третий: узкоспециализированный уровень.

На первичном уровне пациент должен получать консультацию, диагноз, помощь при простых заболеваниях и травмах или же — при необходимости — направление к узкому специалисту, на второй уровень. К примеру, к офтальмологу или кардиологу. Также ко второму уровню относятся нынешние районные и областные больницы. Третий уровень — это высокоспециализированная медицинская помощь, которая оказывается при самых тяжелых заболеваниях: операции на сердце, лечение онкологических заболеваний, пересадка органов и т. д.

Вы скажете, что примерно так у нас и было всегда? Да, но с одним нюансом: реформа предусматривает упразднение участковых терапевтов и педиатров. И упразднение поликлиник.

Теперь вместо двух врачей будет один — универсальный, семейный. Теперь всех нас, и малых, и старых, и от всех болезней подряд станет лечить один универсальный врач. Как это было в стародавние времена. Помните, у Чехова?..

«Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

— Парршивый чёрт... — выговаривает он. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!

— Поругайся мне еще тут... — бормочет фельдшер, кладя в шкап щипцы. — Невежа... Мало тебя в бурсе березой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси...»

Да, так вот! От всех болезней нас теперь станет врачевать семейный врач, как сумеет, после срочной, за полгода, переподготовки.

Правда, зарплату ему обещают поднять. Правда, и нагрузка у него возрастет в городе в два раза, на селе и того больше.

А анализы и прочая диагностика с применением специального оборудования отнесена ко второму уровню. Который находится в госпитальном округе. Который расположен в специальном месте. Куда еще надо доехать. А направление может дать только узкий специалист второго уровня. Который примет пациента только по направлению врача первого уровня.

То есть, чтобы сдать кровь или сделать кардиограмму, надо посетить не одного, а двух врачей. Со всеми вытекающими: очереди, график приема, благотворительный взнос... Кстати, результаты анализов тоже должен оценить специалист. К которому можно попасть только по направлению семейного. И который находится в госпитальном центре, а не в родной поликлинике под боком... Кстати, и печать на больничном листе тоже ставят только в округе! Ничего не поняли? То-то же!

Да, не надо забывать и еще один аспект — семейный врач, направляющий много больных в округ, портит показатели отрасли...

А поликлиник больше не будет. Врачей-специалистов из них повыгоняют. Или переучат на семейных. А в эти специальные освободившиеся помещения догадываетесь, кто вселится? Правильно! Частные медицинские центры!

Ответ второй. Короткий

Закон однозначно определяет единый источник финансирования, а именно средства местных бюджетов. А уж каковы возможности местных бюджетов рассказывать никому не надо. Говоря откровенно, можно констатировать, что вся реформа затеяна ради одного — сократить государственное финансирование медицины.

Или — еще откровеннее: ради сокращения расходов власть решилась на прекращение финансирования, а, следовательно — и оказания — населению бесплатной медицинской помощи.

Ах, Николай Александрович, как мы еще помянем Вашу систему здравоохранения! Те из нас, конечно, кто не помрет от современной, так лихо реформированной отечественной медицины!

P.S. А еще реформа законодательно предписывает лентяям из службы скорой помощи работать шустрее — приезжать по вызову в городе за 10 минут, за городом — за 20. И тоже — в рамках существующего финансирования. То есть, на раздолбанной вкрай машине и без медикаментов. Теперь те, кто не плюнет и не уволится, станет приезжать немного быстрее, а дальше все как обычно — сделают укол, если у пациента есть лекарство, просмотрят набор домашних таблеток и стыдливо попросят немножко денежек — чтобы добраться до следующего страдальца. На прощанье пожелают здоровья.

И вам желаю здоровья!

Наталья Стативко, опубликовано в издании «Главное»

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.