animals
elite line

10 лет назад человечество попрощалось с авиалайнерами "Конкорд"

Автор: OBS   
25.10.2013 15:55
Поделиться
Нравится

24 октября в 16:05 по Гринвичу в лондонском аэропорту совершил посадку сверхзвуковой пассажирский лайнер 'Конкорд', совершивший последний коммерческий рейс в истории эксплуатации самолетов этого класса.

Перед приземлением 'Конкорда', доставившего на своем борту 100 пассажиров из Нью-Йорка, на летное поле с интервалом приблизительно в 5 минут сели еще два аналогичных лайнера. Приземление трех 'Конкордов' в течение 15 минут стало частью шоу, посвященного прощанию с самым необычным пассажирским лайнером. Один из самолетов прилетел из Эдинбурга, и еще один вернулся после полета над Бискайским заливом.

В рамках прощальной церемонии, которая стала своего рода точкой в 27-летней истории коммерческой эксплуатации 'Конкордов', организаторы соорудили на летном поле 1000-местную трибуну, билеты на которую разыгрывались в лотерею. Некоторые счастливчики, получившие места на трибуне, умудрились продать их на интернет-аукционах за сотни фунтов.

А 250 билетов на последние рейсы разошлись по цене в $13 тыс. (в обычный рейс можно было отправиться за 2 тыс. фунтов стерлингов, а билеты на "исторический" полет спекулянты "загоняли" аж по 30-50 тыс. фунтов), причем раскупили их еще месяц назад – уж очень захотелось толстосумам войти в историю, став последними пассажирами лайнера, который в свое время олицетворял технический прогресс, развивая скорость в 2 тыс. км/час.

 Многие зрители прибыли на место посадки самолетов за несколько часов до назначенного времени. Последними пассажирами транс-атлантического перелета Конкорда стали Джоан Коллинз, Джоди Кидд, редактор газеты Daily Mirror Пирс Морган, Джереми Кларксон, Дэвид Фрост и другие.

"Титаник" среди авиалайнеров

Этот самолет стал настоящим "Титаником" среди авиалайнеров - удовольствие пересечь Атлантический океан за 3,5-4 часа могут позволить себе только очень богатые люди. Билет на "Конкорд" в Вашингтон и обратно стоит более девяти тысяч евро, что в четыре раза больше стоимости билета на Boeing-747. Люди, летающие на сверхзвуковых пассажирских самолетах через Атлантику, по земле часто ездят в лимузинах.

Началом конца "Конкорда" стала катастрофа - после того, как лайнер компании Air France рухнул в предместье Парижа, авиационные эксперты впервые заговорили о том, что пора бы уже "Конкордам" и честь знать. Первая серьезная авария и последовавшая за ней целая серия мелких поставила крест на полувековой истории этих самолетов.

Как все начиналось

Все началось где-то в середине 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия. Сразу несколько авиационных фирм (британская Bristol, французская Sud Aviation, американская Boeing, советское КБ Туполева) совершенно отдельно друг от друга решили разработать сверхзвуковой пассажирский самолет для сверхдальних рейсов. Однако уже через несколько лет выяснилось, что в одиночку ни одна западная фирма не способна "потянуть" создание подобного лайнера. Тогда англичане и французы догадались заключить союз, и создать СПС совместными усилиями. Забегая вперед, отметим, что в результате этого соревнования американский проект так и остался в стадии модели, а Ту-144 поднялся в воздух на три месяца раньше "Конкорда".

Итак, 26 октября 1962 года правительства Франции и Великобритании подписали финансово-экономическое соглашение о совместных работах по проектированию, постройке и испытанию СПС "Конкорд", название которого в переводе с французского означает "согласие". За день до этого компании British Aircraft (в состав которой на тот момент уже вошла Bristol) и Sud Aviation договорились о создании совместного предприятия - консорциума, который в результате и создал знаменитый лайнер.

Характерная стреловидная форма самолета помогала ему преодолевать звуковой барьер, а опускающийся нос служил для увеличения обзора из кабины пилотов. Считается, что форма и конструкция "Конкорда" была принята в КБ Туполева за основу при создании Ту-144. Технические характеристики лайнеров были примерно равны - достоинства одного вполне компенсировались преимуществами другого. Ресурс европейского СПС был больше, чем у советского самолета - 45 тысяч часов против 30 у "Ту". Максимальная скорость 2179 километров в час (у Ту-144 - 2430), крейсерская - 2146 (2300). "Конкорд" брал на борт до 144 пассажиров, советский СПС - максимум 120.

Первый полет французский "Конкорд" совершил 2 марта 1969 года, затем 9 апреля взлетел английский. Ту-144, как говорилось выше, совершил первый полет за три месяца до этого - 31 декабря 1968 года. После нескольких лет испытаний "Конкорда" было совершено триумфальное турне самолета по маршруту Лондон - Гандер - Мехико - Сан-Франциско - Анкоридж - Лос-Анджелес - Акапулько - Богота - Лима - Каракас - Лас-Пальмас - Париж.

Регулярные полеты

Первый коммерческий полет "Конкорды" совершили 21 января 1976 года. Сначала они летали по маршруту Париж - Рио-де-Жанейро и Лондон - Бахрейн, но с 24 мая 1976 обе страны открыли рейсы в Вашингтон.

Эффектный сверхзвуковой самолет, несмотря на довольно высокую стоимость, заинтересовал многие авиакомпании, однако в процессе создания цена "Конкорда" значительно возросла, и они довольно быстро сняли свои заказы. Еще одной проблемой эксплуатации СПС стали протесты экологических организаций - "Конкорд", практический потолок которого составлял 18288 метров, разрушал озоновый слой, а его двигатели превышали все допустимые уровни шума, не говоря уже о мощном "акустическом ударе" во время перехода звукового барьера. Несколько стран закрыли свои воздушные пространства для полетов этих самолетов. В разное время "Конкорды" летали в Сингапур, Каракас, Рио-де-Жанейро и Дакар, но в конце концов остались только трансатлантические рейсы в США.

Всего в эксплуатации находились пять самолетов British Airways и четыре самолета Air France. Поначалу правительства Великобритании и Франции компенсировали высокую стоимость билетов на СПС, удерживая ее на уровне 1500 долларов в один конец, но в 80-х лайнеры стали выполнять только чартерные рейсы.

Начало конца

Советская программа перевозки пассажиров на сверхзвуковой скорости закончилась 3 июня 1973 года, когда во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле-Бурже лайнер вошел в крутое пике и развалился из-за чрезмерных перегрузок. Погиб весь экипаж - пять человек, а также семь жителей городка Гуттенвиль. 28 человек были ранены.

В карьере "Конкорда" также была авиакатастрофа, единственная за всю историю его коммерческих полетов.

25 июля 2000 года "Конкорд"Air France (серийный номер 203), построенный в 1975 году, загорелся во время взлета в аэропорту имени Шарля де Голля. На его борту находилось 100 пассажиров - 96 из них были немецкими туристами, летевшими чартерным рейсом AF-4590 в Нью-Йорк.

Причину аварии установила специальная комиссия - это был маленький кусок металла, деталь, оторвавшаяся от взлетавшего перед "Конкордом" DC-10 американской компании Continental Airways. Когда СПС наехал на железку, его скорость была уже настолько большой, что резиновую шину "Конкорда" просто разорвало. Кусок покрышки с силой ударил в крыло, образовав отверстие и повредив сразу шесть топливных баков. Из дырки хлынуло топливо, которое, попав в форсажную струю двигателя, загорелось . Пилоты заметили пожар, но сделать что-либо были уже не в силах - им пришлось взлетать. В полете отказали оба левых двигателя, и все, что могли сделать летчики, это отвернуть горящую машину от центра городка Гонесс, предместья Парижа. Разваливаясь в воздухе, лайнер рухнул на ресторан небольшого отеля.

Мистическое совпадение - "Конкорд" разбился всего в нескольких километрах от места падения Ту-144. Выжить в этой катастрофе не смог никто из находившихся на борту людей - всего погибли 113 человек:100 пассажиров, девять членов экипажа, четверо постояльцев отеля. После этой аварии все "Конкорды", находившиеся на стоянках Париже, Нью-Йорке и Гандере были "поставлены на прикол" до окончания расследования.

Как утверждает сайт "Тест-пилот", Ту-144 в такой же ситуации смог бы совершить аварийную посадку - у советского самолета двигатели находились ближе к фюзеляжу. Во время одного из полетов Ту-144 произошла точно такая же внештатная ситуация, но, несмотря на сильную утечку топлива, "Ту" не загорелся.

Франция возобновила полеты "Конкордов" 19 сентября 2001 года, Великобритания выбрала для этого - 22 октября 2001 года.

Тем не менее, несмотря на то, что ресурс "Конкордов" позволял им летать до 2007 года, Air France решила свернуть программу, и прекратить полеты сверхзвуковых самолетов. British Airways прекратила полеты "Конкордов" по окончании срока действия летнего расписания полетов в последние выходные октября 2003 года.

Большинство из существующих самолетов разошлись по различным музеям. Один лайнер выставлен в аэропорту Шарля де Голля.

Источники: "Утро", "Лента"

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Унитазы, смесители, раковины, кухонные мойки, душевые кабины и пр
domozon.by


саттелит
Мой стоматолог
Мирабель
Приволье