animals
elite line

25 лет назад совершил первый и последний полет советский "Шаттл" - "Буран"

Автор: OBS   
15.11.2013 17:35
Поделиться
Нравится

Ровно 25 лет назад, 15 ноября 1988 г., с космодрома «Байконур» новейшая ракета-носитель «Энергия» впервые вывела на орбиту многоразовый космический корабль «Буран». Совершив в беспилотном режиме два оборота вокруг Земли, он благополучно приземлился на бетонную посадочную полосу. И больше не взлетал.

На орбиту его вывела ракета-носитель «Энергия», первую ступень которой проектировали, отрабатывали и собирали днепропетровские ракетостроители, а систему управления носителя — харьковские. Совершив два витка вокруг Земли на орбите высотой 250 км, он в режиме планера, выполнив боковой маневр по трассе спуска около 1500 км, идеально приземлился на специальный аэродром в районе старта — Байконур. Долгожданный триумф советской ракетной техники! Так писали тогда советские газеты.

Стартовый вес системы «Энергия-Буран» — 2400 т. Корабль-самолет «Буран» — выше «хрущевки» (высота 16,5 м), его длина — 36,4 м, размах крыльев — около 24 м. Посадочная скорость — около 340 км/час, как у современного истребителя. 

О том, что это был за корабль, нужен ли он был вообще, и почему его история закончлась столь печально, существуют разные точки зрения. 

- В начале 70-х гг. в СССР появилась информация об американской программе космических челноков «Спейс ­шаттл», и военных аналитиков она не обрадовала. По всему выходило, что корабль противника способен спуститься с орбиты, например, над Москвой, провести бомбометание, и никакие наши средства ПВО помешать этому будут не в силах, - рассказывает изданию "АиФ" Станислав Аксенов, бывший первый заместитель руководителя КБ по научной работе. - Решили строить собственный многоразовый корабль. Подготовили проект, его рассмотрела и одобрила Военно-промышленная комиссия, но до 1981 г. работы шли ни шатко ни валко. А 12 апреля 1981 г. американцы запустили «Колумбию». И началось! Всем предприятиям, работавшим по программе «Энергия-Буран», было приказано не спать, не пить, не есть, а быстро делать нашу советскую альтернативу.

...За 8 лет я и мои коллеги ни разу не были в отпуске, в год имели по 2-3 выходных дня: на Новый год и Первомай. Душой, мозгом и генератором этой работы был Александр Дмитриевич Конопатов, главный конструктор и руководитель предприятия. Восемь лет «каторжного» труда закончились 15 ноября 1988-го.

Почему она стала не нужна нашим генералам? По моей субъективной оценке, дело в том, что первоначально «Буран» был чисто военным проектом. Содержать и обслуживать его было невероятно дорого! Приведу один пример: при старте необходимо было охлаждать ­бетонный лоток, куда уходят раскалённые до 3500 градусов газы. Для этого пришлось отвести воды Сырдарьи в рукотворное подземное озеро. А расход воды при запуске - больше, чем у всех фонтанов Петергофа! Вот и считайте затраты...

К тому же после потепления отношений с США надобность в «Буране» отпала - он, как я уже сказал, был заточен под военные нужды. К выполнению гражданских космических программ «Буран» был не готов, кроме того, для этих целей нашей стране вполне хватало «Протонов» и «Союзов».

"Объяснение появления этой несуразной программы (создание "Бурана") горазде проще: чтобы избежать ответственности за провал многомиллиардной пилотируемой лунной программы, окончательную потерю первенства в космосе (а ведь казалось, как хорошо все начиналось!), политиканы и дельцы от науки, от руководства военно-промышленным комплексом перевели стрелки на очередную долгосрочную космическую программу, - говорится в статье с альтернативной точкой зрения, опубликованной изданием "Зеркало недели". - Это удалось реализовать путем хорошо разыгранного испуга престарелого Леонида Ильича «новой американской страшилкой».

Она была организована по указке кремлевских кукловодов ретивыми молодыми специалистами Института прикладной математики Академии наук СССР, ничего не понимающими в военном деле. Им привиделась неожиданная атака на столицу самолетом из космоса! Об этом, например, откровенно пишет в своих мемуарах Б.Черток, второй первый заместитель (была и такая должность) С.Королева.

Указанный «дебильный» основополагающий «научный» отчет за подписью «самого М.Келдыша» читал в свое время и я. В масштабах же ВПК все было реализовано руками необыкновенно амбициозного нового космического бога страны В.Глушко, мечтавшего затмить в истории своего бывшего подчиненного С.Королева — основоположника «практической космонавтики». Доведи Глушко в то время до ума наш лунный космический носитель Н-1, способный с новыми прекрасными двигателями Кузнецова (их сейчас, спустя 40 лет, покупают американцы!) выводить почти те же «бурановские» 100 т на ту же орбиту, это опять была бы заслуга Королева. Но так ведь в историю не войдешь…

Как бы то ни было, сегодня былой гордости советских граждан уже нет. Один из корпусов "Бурана" сегодня превратился в московский ресторан, другой уплыл куда-то за границу в качестве музейного экспоната. А основная, побывавшая когда-то в космосе, модель погибла, раздавленная... крышей собственного ангара в постперестроичные времена. Вот такая печальная история.

Бывший губернатор Донецкой области Анатолий Близнюк и глава НКМЗ Георгий Скударь в музее завода у макета стартовой установки «Буран-Энергия»

Остается лишь напомнить, что непосредственными участниками прогруммы "Буран" были и машиностроители Краматорска. Практически на всех "визитках" НКМЗ, дающих представление о потенциале этого предприятия, присутствует фраза: "Около 30% от общего объема производства ранее составляла продукция ВПК. Это оборудование космодромов, стартовые вышки, установщики, оборудование для пусковых шахт, уникальный стартовый комплекс "Буран-Энергия"..."   

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить



саттелит
Мой стоматолог
Мирабель

ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

Приволье