Пенсия как приговор? 1 октября - Международный день пожилых людей

1 октября - Международный день граждан пожилого возраста. Праздник отмечается в Украине с 1997 года. Согласно Указу Президента Украины "О провозглашении в Украине 2005 года Годом ветеранов" от 2 сентября 2004 года, в стране установлен День ветерана, который также отмечается 1 октября.

Особую актуальность этому дню придают планы украинского правительства увеличить пенсионный возраст в стране. Думается, что в этой связи будет уместно заглянуть в глубину "пенсионного вопроса".

Старость всегда была «не радость», и в обществе издавна существовали механизмы помощи старикам и обездоленным. Главным таким механизмом, конечно же, была семья. Считалось (и кое-где до сих пор считается), что дети должны заботиться о родителях хотя бы в благодарность за то, что те их вырастили. Вторым способом защиты были обычные сбережения «на старость». Инфляция была незначительна, деньги имели большую ценность. Наконец, третий способ — это институты гражданского общества. К примеру, в Дании с 1659 года существовала «вдовья касса». Мужья вносили в нее регулярные взносы, а после их смерти эти деньги оставались вдовам. Если говорить о селах, то там системы социального страхования существовали (и существуют) с незапамятных времен, чаще всего в натуральной форме.

Попросту говоря, в нашей «культурной зоне» никогда не было такой ситуации, чтобы достижение некоторого возраста автоматически означало некие роковые социальные последствия.

Бисмарк и государство всеобщего благосостояния

Пенсии превратились из привилегии в право во времена перехода от либерального государства к «государству всеобщего благосостояния». Единственной причиной, по которой это случилось, были интересы государства (как набора чиновников) и политиков.

Вместе с расширением избирательного права, политики обнаружили, что они могут легко манипулировать избирателями, создавая для них подачки, выплачиваемые из бюджета. До появления «государства всеобщего благосостояния» государство для граждан проходило, в основном, по статье расходов. Через некоторое время многие из них обнаружили, что это еще и источник дохода. Это создало устойчивый интерес, с которым очень трудно бороться.

Как утверждает Мюррей Ротбард, социальные расходы американского государства с 1934 по 1976 выросли на 5614%. Это неудивительно. Государство заинтересовано в росте расходов. Не забывайте, что в этом оно ничем объективно не ограничено. Ведь «доходы» государства - это ваши расходы, все равно платите за всё вы. «Социальные» программы дают государству поистине безграничное поле деятельности и «объективную» причину для собственного роста. Точно также государство заинтересовано в разрушении семьи. Это увеличивает число налогоплательщиков за счет работающих женщин и опять-таки, создает поле для деятельности государства. Семья разрушается «пенсионным обеспечением», пособиями одиноким матерям и т.п.

Думаю, понятно, что разрушение семьи и прочие ужасы не есть некий злой умысел. Это результат, который получается естественным путем. Не удержусь, чтобы процитировать здесь Герберта Спенсера, который еще в середине 19-го века писал: «Когда, во время войны (имеются в виду Наполеоновские войны — прим.авт.), нужно было поставить много «пушечного мяса», и для этого приходилось поощрять увеличение народонаселения, Питт говорил: «Оказание помощи тем, у кого много детей, пусть будет для нас делом справедливости и чести, и ни в каком случае не должно быть поводом к позору и унижению». Тогда никто не ожидал, что налог в пользу бедных через пятьдесят лет учетверится, что женщины с несколькими незаконнорожденными детьми, благодаря приданому в виде получаемой ими от прихода пенсии, будут иметь больше шансов для выхода замуж, чем девушки хорошего поведения, и что множество плательщиков податей вдруг попадет в ряды нищих».

Возвращаясь к нашей теме, напомним, что пенсионную систему в виде, весьма напоминающем нынешний, первым ввел Бисмарк. Его целью, которую он, очевидно и не скрывал, поскольку с ней согласны историки всех направлений, было достижение лучшей «управляемости» обществом и устранение с политической арены всяких там социалистов. «Обеспечение в старости» за счет налогоплательщиков было лишь средством достижения этой цели.

Понеслось

В 1911 году похожую систему ввела Англия, фактически национализировав сферу социального страхования, находившуюся в руках рабочих обществ. В США по примеру Канады сначала распространилась пенсионная система без взносов. Для получения такой пенсии нужно было доказать, что ты в ней нуждаешься. К 1934 году такие системы существовали в 28 штатах, а в 1935-м была введена федеральная система пенсионного страхования. Первоначально мероприятие Рузвельта имело большую поддержку. Неудивительно, ведь, люди, которые должны были получать пенсии, были избавлены от взносов на них. Проигрывало поколение, только начинавшее трудовую деятельность.

Кроме того, первоначально пенсионное и прочее социальное страхование не было сильно обременительным для предпринимателей. Во-первых, многие люди пожилого возраста работали, во-вторых, не будем забывать, что расходы пенсионеров ниже, так как им не нужно платить за образование, воспитание детей и т.п. Однако, через некоторое время ситуация изменилась.

Мотивы

Прежде всего, изменились мотивы поведения людей. Что вы предпочтете в выборе «работать или не работать?» И пусть вас не смущает тот факт, что на момент введения «халявы» она выглядит морально непривлекательной. Со временем отношение изменится. Известно, например, что авторы пособий по безработице и подумать не могли о том, что кто-то будет сознательно жить на них, даже не пытаясь найти работу. В момент введения этой новации потерять работу было очень стыдно, жить на пособие — морально неприемлемо. Прошло совсем немного времени - и ситуация изменилась.

В США среди мужчин в возрасте 60 лет и старше в 1900 году 66% работали. В 1990 году таких было лишь 26%. С 1950 по 1990 год возраст выхода на пенсию в наиболее развитых странах снизился с 66 до 62 лет. Коэффициент участия в составе рабочей силы лиц в возрасте 60–64 года в 1960 году в Бельгии, Нидерландах, Франции превышал 70%. К середине 90-х годов он снизился до 20%.

Процитирую здесь Егора Гайдара. «В период 1950–1960-х годов Швеция демонстрирует высокие темпы роста, развивается более динамично, чем в среднем по странам ОЭСР. С 1960-х годов начинается быстрая экспансия социальных обязательств. Доля государственных расходов в ВВП возрастает до 41% в 1960 году, к концу 1970-х годов превышает 50%. Параллельно замедляются темпы развития. В 1970 году Швеция была четвертой из стран ОЭСР по уровню душевого ВВП. Этот показатель был на 6% выше среднего по ОЭСР. К 1997 году по уровню душевого ВВП Швеция находилась на 15-м месте среди стран ОЭСР, этот показатель на 14% ниже среднего.

Характерный пример воздействия шведской системы социальных гарантий на трудовую этику – доля времени, в течение которого работники находятся на больничном. В среднем в каждый рабочий день в Швеции не выходят на работу по болезни примерно 10% работников. По этому показателю страна почти в 5 раз превышает показатели, характерные для Европейского союза. Выплаты на пособия по временной нетрудоспособности составляют примерно 10% государственных расходов. Это объясняется не плохим состоянием здоровья занятых шведских граждан. Дело в трудовой этике. В одном из социологических опросов 62% занятых шведских граждан ответили, что считают нормальной ситуацию, когда человек не болен, но находится на больничном, не работает и получает пособие по болезни. Можно себе представить, насколько невероятными показались бы подобные результаты тем, кто в 30–50-х годах ХХ века формировал контуры современной системы социальной защиты в Швеции».

Типичный замкнутый круг

Понятно, что с увеличением количества пенсионеров растет нагрузка на работников и работодателей, то есть, увеличиваются налоги. Напомню, что социальное страхование традиционно производится за счет налогообложения заработной платы. Чем больше эти налоги, тем выше стимулы уклоняться от них. С одной стороны, из-за этого растет безработица, с другой — работающие уходят в тень. И то и другое означает, что эти люди не платят налог «на соцстрах». Это вынуждает еще больше увеличивать налоги на зарплату и так далее.

Падение инвестиций

Инвестиции непосредственно связаны с сбережениями. Сказать, что это одно и то же, не позволяет банковская система с частичным резервированием, но в принципе, все эти пузыри надуваются банками, в итоге, из тех самых «первичных вкладов», то есть, сбережений, хранимых в банках. Инвестиции хоть в прямой форме, хоть в виде кредитов, непосредственно происходят от сбережений.

Солидарная пенсионная система приводит к тому, что люди меньше «откладывают на старость», то есть, меньше делают сбережений. Соответственно, падают инвестиции.

Хуже того. Пенсии, финансируемые за счет налогов, являются в экономическом смысле ни чем иным, как потреблением. Эти же деньги, откладываемые, например, в накопительной пенсионной системе, являются сбережениями. То есть, ликвидация «солидарной» системы и переход к системе накопительной позволяет полностью изменить экономический смысл огромных денежных сумм - с проедания на инвестирование. Лично для меня это главный агрумент в пользу отказа от солидарной системы.

Ну что, теперь точно всё

"Демографические прогнозы предполагают, что в период до 2030 года нагрузка пенсионеров на работающее население в развитых странах примерно удвоится. По государствам «большой семерки» прогнозируется рост расходов на пенсии с 6,7% ВВП в 1995 году до 10,7% ВВП в 2030 году. По прогнозам ОЭСР, расходы на социальное обеспечение вырастут с 18,3% ВВП в 1990 году до 25,5% в 2050 году при реализации базового сценария. При более быстром росте они увеличатся до 23,7%, при более низком – до 30,4%. С 1990 по 2050 год расходы на социальное обеспечение будут ежегодно расти в среднем на 1,9% в реальном выражении" – пишет Гайдар.

Достоверные прогнозы в отношении Украины неизвестны, однако, с учетом нашей коррупции и общего состояния экономики, нагрузка «пенсионного обеспечения», очевидно, в несколько раз выше.

Что они будут делать?

Историк Арнольд Тойнби как то заметил, что вскрытие великих цивилизаций показывает, что все они покончили жизнь самоубийством. И, добавим, прежде всего, потому, что их расходы несколько превышали доходы.

Хронический кризис пенсионных систем начался еще в 80-е годы прошлого века. С тех пор государства во всем мире предпринимают отчаянные попытки латать дыры в пенсионном бюджете. Прежде всего, увеличивается возраст выхода на пенсию, повышается срок работы, необходимый для получения полной пенсии, ужесточаются условия более раннего получения пенсии, происходит сокращение периода, в течение которого более длительная работа предусматривает увеличение базы предстоящих пенсионных выплат и т.д.

Понятно, что все эти меры способны только отсрочить наступление краха пенсионной системы. Кроме того, в условиях «государства всеобщего благосостояния», то есть, перераспределительной демократии, политические решения, необходимые для отказа от «солидарной» системы принять очень трудно, если вообще возможно. Неслучайно, чуть ли не единственными странами, которые перешли к накопительной системе, являются Чили и Казахстан.

Дело в том, что привилегии, которой, без сомнения, является государственная пенсия, со временем начинают восприниматься как неотъемлемое право. Вокруг дела защиты этого «права» начинают формироваться группы интересов. К примеру, считается, что самым мощным лобби в США является Американская ассоциация пенсионеров. В таких странах, как Украина, пенсии (и вообще весь «социальный пакет») являются чуть ли не единственной основой легитимности, то есть, причиной, по которой люди еще терпят государство. Наши правительства, независимо от их окраски, чувствуют это и любой ценой стараются сохранить статус-кво.

Кроме того, пенсионная система скрыта от беспристрастного анализа туманом пропаганды и словесных подмен. Гражданам, к примеру, не известно о том, что государство не несет никаких обязательство по их пенсиям. Эта система означает только благие намерения государства, но никак не обязательства. Однажды эти намерения могут и не реализоваться, и тогда выяснится, что правительства, оказывается, ничего никому не были должны. Путаницу создает сложнейшая система начисления и распределения пенсий, все эти формулы, для понимания которых нужно, похоже, закончить специальный вуз. Однако, вся эта механика так сложна не потому, что так объективно устроено пенсионное обеспечение, а потому, что она существует только для перераспределения поступающих средств.

Я уже не говорю о той иллюзии, которую создает у людей название «пенсионный фонд». В представлении обывателя «фонд» - это место где собираются (накапливаются) средства, которые будут использоваться когда-нибудь потом. Де-факто никакого такого фонда нет. «Пенсионный фонд» занимается тем, что пытается правильно распределить средства, поступающие от соответствующих налогов на текущее пенсионное потребление.

В общем, реформа «пенсионного обеспечения неизбежна». Однако, думаю, что одного только перехода на накопительную систему будет мало. Пока существует государственная монополия на деньги, сбережения будут подвергаться риску финансовых кризисов и инфляции. Назначение накопительных пенсионных фондов как раз и состоит в том, чтобы защитить средства вкладчиков от инфляции. Но какими бы ни были ограничения на риски операций пенсионных фондов, все равно, суть их деятельности — финансовая спекуляция. А значит, во времена кризисов, которые регулярно продуцирует государственная финансовая система, эти фонды тоже подвергаются серьезному риску. Проблемы с пенсиями закончатся только тогда, когда государство будет устранено из денежной системы. В этом случае ценность денег будет увеличиваться со временем, и обычный депозит или «подподушечный вклад» будут вполне способны заменить самый изощренный пенсионный фонд.

Владимир Золотарев

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.