Шаг ДО черты. Как спасти ребенка от суицида?

10-летний сын принес с занятий новость: а в 4-й школе мальчик из-за плохой отметки повесился! Испуганная родительская молчанка не продержалась и сутки. Что ж, нужно что-то говорить, объяснять, и  так, чтобы это было понято, отложилось, запомнилось… Что говорить? Какие искать слова для человечка, который только-только начал познавать жизнь?


- То, что произошло с 11-летним учеником 4-й школы – это, конечно, шок. И для родителей, и для педколлектива, и для учеников, и для ГорУО, - говорит заведующая психологической службой Краматорского городского управления образования Аэлита Шепотько. – Самое страшное, обидное и тревожное для всех нас, взрослых, заключается в том, что ничто, повторюсь – ничто! – в этой ситуации не предвещало подобного развития событий.  Мальчик не был на особом контроле, у семьи не было причин обращаться за помощью к детскому  психологу, критическое замечание по поводу  поведения, полученное им накануне суицида, было в его дневнике далеко не первым, у него вполне нормальные, адекватные родители… И вдруг – такой исход.

- Что произошло – то произошло. Посоветуйте, пожалуйста, родителям: как говорить об этом с детьми? На чем акцентировать внимание ребенка, каких моментов избегать в таких беседах, а на чем, напротив, заострять внимание?

- Понятно, что от подобной информации ребенка не оградишь. Но и то, как принялась освещать это трагическое событие краматорская пресса, у меня, например, вызывает глубокое возмущение. Все эти трогательные подробности, в погоне за читательским интересом, понятны, но похоже, что газетчики забыли главное одно из главных правил: не навреди! Восприятие одной и той же информации взрослым человеком и ребенком может в корне различаться. И там, где взрослый видит лишь ужасное, по сути своей, сообщение о безвременно оборвавшейся детской жизни, ребенок, благодаря озвученным деталям, может увидеть… вариант возможного поведения в сложной ситуации! Это – факт, и подобные примеры были и есть, в том числе и в Краматорске.

- То есть, лучше об этом вообще не говорить с ребенком?

- Не говорить об этом не получится. Дети живут не в вакууме, информация к ним все равно придет. Поэтому взрослым необходимо знать, как и в каком ключе говорить об этом с детьми.

Первое и главное: вы должны быть спокойны и уверенны в своих словах. То, что говорите, должно быть не подлежащей сомнению истиной. Ваше отношение к суициду должно выражать однозначное, крайнее неприятие. Вы должны быть кратки и категоричны: суицид - недопустим! Как вариант – вы можете напомнить ребенку, что мы живем в христианском обществе, и в культуре православия не одобряется добровольный уход из жизни. Самоубийство воспринимается как один из самых тяжких грехов.

Нужно помнить, что дети – великие манипуляторы. В моей практике был пример, когда, наслушавшись дома разговоров о детском суициде, 5-летний ребенок воспринял это как руководство к действию: на отказ купить игрушку, последовала угроза и попытка совершить суицид! С этим ребенком пришлось потом много поработать, но чтобы найти виновных, родителям достаточно было посмотреть в зеркало.

- Можно ли выделить у детей какие-то потенциально опасные периоды жизни, в плане возможных суицидальных попыток?

- Условно – можно. Это первый класс, когда у ребенка резко меняется образ жизни и привычное окружение. Далее – переход в 5-й класс. Затем – выпускные классы, когда сдача экзаменов и тестирование сопряжено с большими психологическими нагрузками. Здесь тоже очень важно влияние взрослых. Не секрет, что многие папы-мамы делают из неудовлетворительных оценок целую трагедию, а ведь это вполне может привести ребенка к мысли о собственной неполноценности.

- Что делать, если в поведении ребенка появляется неадекватность?

- При любой угрозе, не раздумывая, обращайтесь к детскому психологу. Эти специалисты регулярно посещают краматорские школы, и график их визитов может подсказать любой школьный учитель. Можно обращаться напрямую в психологическую службу городского Управления образования.

В случае необходимости, психолог может направить ребенка на прием к детскому психоневрологу. Поверьте, в этом нет ничего страшного, в конце концов, речь идет о жизни и здоровье вашего ребенка! Если у вас болит зуб – вы идете к стоматологу. Если  проблемы с сердцем - обращаетесь к кардиологу. Но вот если у человека возникают проблемы психического свойства – здесь у нас нередко срабатывают психологические «тормоза». Понятно, что мы имеем, в том числе, не совсем благоприятные воспоминания о некоторых аспектах психиатрии по-советски, когда эта отрасль могла нести по отношению к человеку карательные функции. Но и времена изменились, и нужно всегда помнить: несвоевременное обращение за помощью в этом плане может привести к необратимым последствиям.

И в заключение, хотелось бы обратить внимание родителей на том, какое влияние оказывает на детское поведение окружающая среда. Она сегодня для детской психики сверхагрессивна. По всем ТВ-каналам – сплошное насилие. Компьютерные игры, где нормой считается взять в запас «лишнюю жизнь», восстановиться в случае неудачи и продолжить дальше, приводят у детей к своеобразной мистификации сознания, они начинают неадекватно воспринимать ценность и неповторимость собственной жизни. Все эти ниндзя, бессмертные монстры, убивающие налево-направо герои… Плюс молодежные движения, где просто культивируется добровольный уход из жизни… Скажем, недавно в соседнем Славянске шагнул с крыши мальчик, оказалось, что он относил себя к «готам». Или пример с суицидом солиста группы «Иванушки интернешнл», которое вызвало настоящую цепную реакцию подобных самоубийств среди его поклонников…

Родители могут и должны контролировать подобные чрезмерные увлечения своих детей. Это возможно и необходимо, но главное условие для этого – доверительные отношения с ребенком. Как бы ни была сильна зависимость у детей от мнения сверстников, отец и мать для него всегда должны быть главными авторитетами. Добиться этого не так просто, но именно подобные отношения помогут избегать несчастий, подобных тому, что произошло на днях в краматорской школе.

И самое главное – родительская любовь. Что бы ни происходило в семье, ребенок всегда должен знать и чувствовать, что папа и мама его любят. Это – основа основ.

P.S. Согласно официальной статистике, Украина вошла в группу стран с высоким уровнем суицидальной активности (более 20 самоубийств на 100.000 населения).

В соответствии с результатами социально-психологических исследований, 27,2% детей возрастом 10-17 лет иногда теряют желание жить, 17,8% - считают, что никому нет до них дела, 25,5% не всегда могут рассчитывать на помощь близкого человека, 51,9% - не сдерживаются в ситуации конфликта.

На все школьные учреждения Краматорска, в городе приходится лишь 8 штатных психологов. Для сравнения: в соседнем Славянске таких специалистов - около сорока.

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.