Как заставить Интернет работать на благо Краматорска?

Член исполкома горсовета Краматорска, директор ООО "Сателит Сервис" Юрий Трембач (на фото) опубликовал на своей странице в Facebook статью-размышления о том, как можно и нужно поставить на службу городу современные технологии. На наш взгляд, статья содержит немало интересных предложений, поэтому предлагаем ее вниманию читателей. 

"Созрела тема, о которой хочется написать, а еще больше достичь ощутимых результатов. Тему эту условно можно обозначить как e-kramatorsk, т.е. интернетизация различных сторон городской жизни.

Сейчас в Украине существует и внедряется целый ряд проектов, которые можно и нужно переносить на городскую почву. Процесс этот идет значительно лучше (а иногда и вообще без этого не идет), когда во внедрении, в той или иной мере, участвует адекватная и конструктивная общественность, особенно ИТ-общественность. Возьму на себе смелость предложить заинтересованным и неравнодушным самоорганизоваться и поучаствовать в этой работе.

Перед праздниками у меня по этому поводу был разговор с представителями руководства города, запрос и интерес с их стороны есть. Что мы тут можем сделать?

На мой взгляд, есть две проблемы – отсутствие у сотрудников соответствующих подразделений достаточного опыта и отсутствие достаточной мотивации (а то и сопротивление непривычным нововведениям). Надеюсь, что мотивированные и грамотные волонтеры смогут, с одной стороны, придать некоторый импульс, а с другой - что-то подсказать, чему-то научить. Ну и, разумеется, наблюдение и контроль, как одна из функций общественности, всегда необходим.

О каких проектах я говорю – напишу ниже по группам. Разумеется, это не исчерпывающий список – есть электронная медицина, электронный билет в транспорте и т.д. и т.п. Но с чего-то надо начинать, и, думаю, с «горячего». Да, сразу хочу заметить - далеко не все, о чем можно говорить в теме e-kramatorsk, возможно реализовать в режиме «волонтеры совместно с сотрудниками городских структур», во многих случаях понадобятся профессиональные услуги по разработке и внедрению тех или иных систем, финансирование и т.д. Но, в любом случае, участие грамотных и неравнодушных волонтеров на этапе формулирования технического задания и контроля и тут будет нелишним.

Теперь по проектам. Я буду писать краткую вводную по каждой группе, исходя из того, что не все читатели владеют вопросом, поэтому если кто-то уже это знает – не взыщите. А если я был неточен, то поправьте.

Первый блок проектов – Prozorro/E-Data. Цель – эффективное и прозрачное на всех этапах обращение с публичными, т.е. нашими деньгами (как говорила Тэтчер: «There is no such thing as public money; there is only taxpayers’ money.»). Эти проекты разрабатываются независимо, но являются смежными и, в перспективе, заявлена их интеграция.

Проект E-Data – официальный ресурс Министерства финансов, на котором уже доступны (на первом этапе) ВСЕ транзакции по казначейским счетам по ВСЕМ распорядителям бюджетных средств. Второй этап предполагает доступность всех договоров, накладных, актов, а также публикации отчетов о проведенных закупках. Этот этап находится в процессе реализации, крайний срок по нему перенесен на 01/06/16. Возможная роль общественности – консультационная помощь сотрудникам, анализ опубликованной информации.

Проект Prozorro - это система прозрачных электронных публичных закупок (т.е. закупок, выполяемых за средства бюджета и/или государственных/коммунальных предприятий). Проект разработан группой волонтеров, которые впоследствии вошли в штат Министерства экономического развития и торговли, а также при участии Transparency International. Состояние – пилотный запуск, в данный момент нормативная база (Закон про державні закупівлі и распоряжение Кабмина) позволяет выполнять в Prozorro т.н. «допороговые закупки», т.е. закупки до 200 тыс грн. Согласно принятому в декабре Закону «Про публічні закупівлі», с 1 апреля 2016 года центральные органы власти перейдут на Prozorro полностью, а с 1 августа это сделают все остальные распорядители бюджетных средств). Несмотря на ограничения, работа Prozorro уже сэкономила бюджету порядка полумиллиарда грн.

Prozorro представляет из себя распределенную систему, состоящую из центрального хранилища данных, блока онлайн-аукционов и фронтенд площадок, обеспечивающих взаимодействие с покупателями/продавцами, а также саппорт пользователей. Центральная база и блок аукционов работают на площадке МЭРТ, фронтендов на данный момент 6, готовятся к подключению еще несколько. Схема работы: покупатели и продавцы регистрируются в системе через любой фронтенд, все этапы закупки проходят онлайн – публикацию тендерной документации, ее уточнение, подачю тендерных предложений, ценовой аукцион, квалификацию участников,а также подачу жалобы в случае каких-либо претензий к процессу. Итогом проведения тендера является публикации в системе итогового договора.

Для покупателей (распорядителей бюждетных средств) участие в системе является бесплатным, для участников есть небольшая плата при стоимости закупки свыше 35 тыс грн. Система имеет блестящий модуль аналитики.

Исходя из аналитики, среди городских (местного бюджета и коммунальных) учреждений всего 4 проводили пробные закупки в Prozorro: ДТМО, Больница №3, Стоматологическая поликлиника №1 и противотуберкулезный диспансер. По неотмененным тендерам (включая незавершенные, но с уже состоявшимся аукционом) – 18 тендеров на сумму 733 тыс грн с экономией 159 тыс грн., – 21,6% от первоначальной суммы. Это, конечно, лучше, чем ничего, но надо всегда помнить, что государство у нас - крупнейший покупатель, и общая сумма госзакупок превышает 250 млрд грн. Из негородских структур в Prozorro замечены подразделения обладминистрации (получившие в ноябре административный пинок от главы ОВГА), а также городской Центр занятости в лице Олена Калиниченко.

Потенциальные шаги:

1. Подготовка и принятие решения о внедрении системы распорядителями бюджетных средств, подконтрольными городу (распоряжение городского головы, решение исполкома или решение сессии);

2. Консультационно-мотивационная поддержка распорядителей со стороны волонтеров;

3. Информирование и даже агитация за участие в торгах среди бизнеса. (Это очень важная сторона вопроса, участие в госзакупках всегда было весьма "тягомотным" делом, сейчас процедуры для участников существенно упрощены – подача документов онлайн, серьезное уменьшение количества справок, онлайн-торги и даже возможность получать онлайн банковскую гарантию. Надо понимать, что при отсутствии значительного количества продавцов и конкуренции между ними, ожидать хороших результатов от Prozorro сложно);

4. Наблюдение и контроль, причем не только и не столько за аукционами и результатами, сколько за содержанием тендерной документации – отсутствием чрезмерных требований к продавцу, качеством описания предмета закупки и другими факторами, которые не должны препятствовать конкуренции участников.

Второй блок, точнее, собственно, проект – портал государственных услуг онлайн iGov. Опять таки, речь идет о разработке группой волонтеров при участии Transparency International. Цель проекта – возможность получать государственные услуги через Интернет (ну, или, по крайней мере, свести большую часть процесса к онлайн форме). Перечень уже реализованных услуг (на данный момент 212) можно посмотреть на портале, он впечатляет. Это работает в Днепропетровской, Львовской, Киевской областях. Для того чтобы это заработало у нас, требуется совсем немного – группа волонтеров, готовых заниматься внедрением. От группы внедрения требуется: вести переговоры с различными структурами на месте, проводить внедрение совместно со специалистами этих структур, отслеживать feedback после внедрения. Подробная информация о процедурах присутствует в Путеводителе волонтера iGov

Для меня несколько удивительно, что в столь славном ИТ-традициями городе, нашлось пока всего 3-4 потенциальных волонтера, включая опять-таки Олена Калиниченко. Я думаю, мы таки сможем сделать жизнь проще и удобнее, и сэкономим массу человеколет, пожираемых очередями, кабинетами и справками.

Третий блок, о котором можно говорить, это анализ и обновление официального городского сайта в контексте развития e-сервисов и открытости органов местного самоуправления. Есть достаточно неплохое, на мой взгляд, исследование, по ссылке 84 страничный отчет, который стоит почитать. Методика построения рейтинга небесспорная, но как примерный план и перечень того, что должно быть на городском сайте и как оно должно быть представлено – очень неплохо.

По этой теме было бы очень интересно услышать мнение наших ведущих специалистов-сайтостроителей. Возможно, это обсуждение трансформируется в идеи и планы конкретных мероприятий по улучшению сайта города.

И, наконец, четвертый блок, о котором говорить нужно, но пока сказать могу весьма мало – внутренний электронный документооборот городских структур. Если я правильно понимаю, то в данный момент существует внедрение этой системы,  при этом у меня не сложилось впечатления, что используется она достаточно широко. Да и возраст у нее несколько почтенный. Поиск по другим городам дал достаточно много вариантов решения, из того что заинтересовало – насколько я понимаю, Львов (один из лидеров e-goverment в Украине) сейчас внедряет Allfresco (ECM-система)). Как бы то ни было – тема требует изучения, желательно человеком, обладающим некоторым опытом, а также обсуждения, генерации идей и т.п.

Подводя итоги – если есть желание, то интересных направлений масса. Для всех желающих обсудить и/или поучаствовать, я создаю в Facebook открытую группу e-kramatorsk, дублирую туда этот пост и приглашаю (эта же группа, при необходимости, может выступить в роли рабочей площадки для iGov)". 

Комментарии

+10 # Степан 20.01.2016 20:55
Не все может поймут, но это и есть одно из важных направлений в развитии общества, самоорганизации, контроля чиновничьего аппарата и реальное улучшение ситуации в нашем городе в экономической, и соответственно, в социальной сфере.
Хорошая и очень необходимая идея. Заслуживает всестороннего развития и поддержки взрослой и ответственной частью населения!

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.