Как в Украину возвращается "русский мир"

"Кремль, заражая украинские СМИ вирусными идеологемами, намерен добиться того, что не удалось российско-террористическим войскам", - пишут журналисты издания "Деловая столица" в большой обзорной статье, в которой анализируются идущие из России тезисы о "примирении братских народов".

Предлагаем вам наиболее, на наш взгляд, интересный фрагмент публикации.   

"Последний месяц украинское информпространство исполнено ожиданиями. Самый первый признак скорых перемен - резкая активизация переговоров по Донбассу, причем в самых разных форматах. Чувствуется желание Кремля еще до лета достичь компромисса, чтобы избежать продления западных санкций - и заодно укрепить свое влияние в нашей стране.

Второй признак - участившиеся обстрелы украинских позиций со стороны российско-террористических войск. Перед решающей фазой переговоров Кремль всегда старается напомнить о наличии у него силовых аргументов. И он по-прежнему рассчитывает, что угроза возобновления масштабных боевых действий вынудит Киев быть сговорчивее.

Наконец, третий признак - новая экспансия в украинском информпространстве пресловутого "русского мира" в различных его ипостасях. Правда, это виртуальное наступление может показаться малозначительным по сравнению с реальным обострением на фронте и зримой активизацией переговорного процесса. Но это впечатление обманчиво. Вторжение "русского мира" заслуживает самого пристального внимания хотя бы потому, что Кремль, заражая украинские СМИ вирусными идеологемами, намерен добиться того, что не удалось российско-террористическим войскам вместе с путинско-лавровской дипломатией: завоевать не кусок Донбасса, а всю Украину.

План экспансии "русского мира", в общем-то, прост. Украинцам подбрасываются якобы "объединительные" и "примирительные", на деле же сугубо дискуссионные темы, предназначенные для того, чтобы расколоть украинское общество на множество частей и почти все эти осколки тем или иным боком приклеить к "русскому миру". Стандартной схемой всех этих информационных вбросов является раздувание конфликтов внутри украинской власти, замалчивание российских преступлений в Украине и придумывание доказательств "общности интересов российского и украинского народов".

Но применяться эта схема может в самых разных вариантах, рассчитанных на различные аудитории среди украинцев и на различные каналы вброса. Одним из важнейших каналов, помимо СМИ и социальных сетей, является УПЦ МП как подразделение Русской православной церкви.

Новый план Путина

Прежде чем говорить о стратегии Путина в Украине, нужно уяснить себе его видение Украины. Для Путина наша страна - это плацдарм удара по России со стороны США, которые, по его мнению, поставили перед собой задачу выгнать его из Кремля и развалить РФ.

Хозяин Кремля продолжает жить в иллюзии, что вокруг сплошные враги, которые не хотят понять, что "россияне другие". По его понятиям, выживает только тот, кто дает отпор, причем лучший способ дать отпор - это бить первым. И для него его действия в Украине - аннексия Крыма, оккупация Донбасса - это не агрессия, а оборона против агрессивного Запада.

Для Украины сейчас было бы крайне опасно понадеяться, что Путин решил отступить. Мы должны четко понимать, что его цель - захватить всю страну целиком или почти всю, по частям, а Донбасс как таковой ему не нужен. Путину нужно было посеять на многие поколения ненависть между Донбассом и остальной Украиной. По его мнению, эта задача уже успешно решена. Но этого мало - теперь он хочет создавать и углублять новые линии раскола. Так что никакого отступления Путина нет, есть только переход к новому этапу борьбы за Украину.

Также нет никаких оснований рассчитывать на какую-то подковерную борьбу в путинском окружении, в результате которой якобы может взять верх прагматическое благоразумие. Начиная с того момента, когда Путин решил захватить Крым и приказал Януковичу сбежать из Киева, круг лиц, с которыми он советуется, очень узок: 12-15 человек, не больше. Можно сказать, что Путин живет в том мире, который они ему рисуют, но столь же верно и то, что он не допускает в свой ближний круг никого, кто захотел бы и посмел бы нарисовать иную картину мира. У Путина и всех лиц из его ближнего круга единый взгляд на Украину как на страну, само существование которой представляет угрозу России и путинскому режиму (что для хозяина Кремля и его подельников одно и то же). Дискуссии могут быть только о тактике, как Украину уничтожить.

Мы можем отслеживать проявления подковерной борьбы по вопросу об этой тактике между Патрушевым, Сурковым и Володиным, можем делать выводы о смене тактики, видя вовлечение в переговорный процесс Грызлова и того же Суркова. Но никакой смены стратегии по отношению к Украине от путинского режима ждать нельзя.

Еще один принципиально важный момент для понимания планов хозяина Кремля: Путин на порядок преувеличивает внутренние проблемы Украины. "На порядок" - это его собственные слова, он их несколько раз произнес, рассказывая об Украине в фильме "Миропорядок", который вышел в эфире телеканала "Россия 1" незадолго до нового года. "ВВП страны, - делился властитель Кремля своими познаниями об Украине, - сократился на порядок, мы сейчас говорили о том, что у нас сократилось, но там на порядок сократилось больше, чем у нас. Происходит полная деиндустриализация Украины", - похоже, Путин действительно уверен, что так есть на самом деле. Потому что любой ученик средней школы знает, что падение "на порядок" - это падение в 10 раз. Поэтому нужно быть полным невеждой в экономике, чтобы утверждать о сокращении украинского ВВП "на порядок". Но Путин и есть невежда. Можно открыть базу данных МВФ и увидеть, что ВВП Украины сократился за два последних года, в постоянных ценах, на 16%, т. е. в 1,16 раза, но совсем не в 10 раз. Путин не владеет информацией о реальном положении дел в нашей стране по той простой причине, что он никому не верит в Украине (даже "Оппоблоку") за исключением Медведчука. А Медведчук как раз и вещает о том, что происходит "деиндустриализация страны как результат еврореформ" и что "запрет Киева на поставки в Россию товаров военного и двойного назначения парализовал целый ряд промышленных гигантов, оставив без работы и зарплаты сотни тысяч украинцев". Вот Путин и убежден, что украинской промышленности больше нет.

Поэтому он пребывает в уверенности, что "киевская хунта" держится только благодаря западной поддержке. Ему кладется на стол якобы секретная социология по юго-востоку, говорящая, что там ждут Россию-спасительницу. Именно в расчете на мифические "десятки миллионов" жителей Украины, жаждущих воссоединения с "русским миром", Кремль стал осуществлять информационные спецоперации типа "подачи гуманитарного российского газа в замерзающий украинский Геническ".

В то же время отдельная информ-кампания проводится для тех украинцев, которые негативно относятся к Путину, но разочаровались в киевской власти. "Мы же братья, это политики нас поссорили", - обращаются якобы "простые россияне" к "простым украинцам". Подобные идеи насаждает и УПЦ МП.

Еще одна тема, которая должна расколоть украинцев, - это как раз тема Донбасса. Ненависть должна порождать еще большую ненависть, и так по нарастающей, пока мы тут все не поубиваем друг друга.

Нам нужно научиться концентрировать свою ненависть на российских оккупантах. Свою украинскую власть можно не любить, к "простым россиянам", поддержавшим аннексию Крыма и вторжение на Донбасс, испытывать брезгливость, предателей, на чьих руках и на чьей совести кровь украинцев, - презирать, так же как и отечественных чиновников-коррупционеров, занятых мародерством во время войны. В рядовых жителях Донбасса, даже тех, кто "звал Путина" и голосовал за псевдореспублики, нужно видеть прежде всего жертв информационной войны со стороны Кремля. А ненавидеть - Путина, его подельников и всех тех российских военных и наемников, кто пришел с войной в наш дом. И еще - кремлевских пропагандистов, включая тех, кто сейчас рядится в "мыжебратья".

Московский патриархат мечтает получить заказ на "примирение"

Единственный способ для УПЦ МП если не вернуть, то хотя бы удержать, зацепиться за ускользающие рубежи на территории Украины - застолбить за собой роль моста между Донбассом и Киевом.

rus2

Специфическая роль транслятора "русского мира" в Украине, которую приняла на себя УПЦ МП, вскрылась с началом войны. И дело даже не в том, что батюшки с автоматами полезли в кадр или в том, что армия наемников назвала себя "православной". Батюшки - люди как люди, со своими убеждениями и заблуждениями, а наемники в любой точке земного шара как только себя не называют. Просто УПЦ МП оказалась неотделима от российского имперского мифа. И даже те в церкви, кто хотел бы от этого мифа избавиться, не видят никакой возможности сделать это.

Верность русскому православию в УПЦ МП воплощена в самой личности ее предстоятеля - митрополита Онуфрия, "безупречного монаха", чья преданность церкви на самом деле оказывается верностью конкретному церковному проекту РПЦ - "Святой Единой Руси". Это стало совершенно очевидно, когда митрополит Киевский как-то внезапно заговорил. В течение долгого времени многие хотели услышать его, узнать мнение Онуфрия по самым разным вопросам, но он говорил редко. Поэтому уже сам по себе его выход на публику, сначала на собрании Киевской епархии, потом с интервью провинциальному изданию, которое на несколько дней стало знаменитым благодаря митрополиту, должен что-то значить. И совершенно не удивительно, что каждое слово Онуфрия, сказанное в ходе этих встреч, взвешивают на аналитических весах.

Впрочем, ничего неожиданного митрополит не сказал. Его речи сводятся к идеалам русского православия во всей его полноте - начиная с верности церковнославянскому языку, продолжая неприятием любых национальных поползновений и заканчивая рассуждениями на тему "церкви, которая сохраняет единство". Трудно избавиться от впечатления, что Онуфрий живет в отдельной реальности, в которой существует некая "небесная Русь" - говорящая на церковнославянском языке, "понимающая сердцем" и "хранящая единство". Беда в том, что эта "небесная Русь" запатентована Московской патриархией, передана в управление Кремля и реализуется с привлечением министерства обороны РФ. Это не первый и не последний случай, когда "небесная родина" становится полем боя. Но от мысли о том, что наша проблема не оригинальна, никому не легче.

И все же самый интригующий вопрос, почему Онуфрий заговорил именно сейчас. Напомнил о "единстве", которое хранит УПЦ МП, а также о том, что она сохранила свои структуры в "отпавших" регионах. Легко предположить, что церковь видит свою - и только свою - нишу в предполагаемом "примирении". Собственно, зачем предполагать? Они этого не скрывают, два главных митрополита УПЦ МП, Онуфрий и Антоний, в один голос рассказывают о том, что именно их церковь объединяет Украину, в то время как все прочие только и делают, что разрушают. А митрополит Онуфрий, сознательно или нет, повторяет московские методички, согласно которым есть некая киевская власть, которая кого-то там не услышала, начала что-то навязывать и спровоцировала гражданскую (она же братоубийственная) войну.

Сложно угадать, что об этом думает Донбасс, но в Киеве подобные речи выглядят не манипуляцией даже, а анекдотом. В первую очередь потому, что УПЦ МП не способна никого объединить - она сама разваливается на части и пребывает в крайнем смятении. Которого, возможно, не замечает митрополит Киевский, парящий в эмпиреях "небесной Руси", но которое чувствуют собственной шкурой приходские священники. Причем уже не только в западных областях.

Примеряя на себя роль моста между Донбассом и Киевом, УПЦ МП кладет на стол едва ли не последний свой козырь. Она может выступить посредником - ведь она "присутствует" по обе стороны линии фронта. И таким образом интегрироваться в очередной "проект единства". Но кого с кем? Кого будет представлять УПЦ МП в подобных переговорах? Судя по речам ее главных владык, церковь как говорила, так и будет говорить от имени "русского мира". То есть да, она может говорить с Киевом и от имени Донбасса, но опять-таки только постольку, поскольку Донбасс в сегодняшнем виде является его частным случаем.

Но если УПЦ МП действительно настолько влиятельна в мятежных регионах, что может говорить от их имени, и настолько сильна единством, что может предлагать свои услуги по решению конфликтов на уровне целой страны, то возникает простой вопрос: где она была в течение последних двух лет? Почему сразу, с самого начала не выступила посредником между теми, кто не понимал друг друга еще до того, как пролилась первая кровь, а известный православный реконструктор при поддержке известного православного олигарха не спустил курок? Или это и было демонстрацией "влияния канонического православия", готовности "сохранять единство" любой ценой, в том числе ценой крови? Чтобы теперь предложить свои услуги "переговорщика" и "миротворца"? Практически нет сомнений, что если сейчас начальственная отмашка "на примирение" будет дана Киевской митрополии, она снова заведет свою пластинку "Киев, услышь Донбасс".

Собственно, что остается руководству УПЦ МП? Независимая Украина, особенно в свете последних событий, отторгает Москов-ский патриархат - в последнее время это отторжение приобретает характер эпидемии. Един-ственный способ если не вернуть, то хотя бы удержать, зацепиться за ускользающие рубежи на территории Украины - отхватить частичку в госзаказе. Заказ на "примирение" еще окончательно не сформулирован в Украине на уровне государства, но, судя по всему, уже сформулирован в Кремле. И оттого выступления на тему "объединительного потенциала УПЦ МП" выглядят очередным фальстартом.

Впрочем, впечатление, производимое в Украине, кажется, не так важно для наших владык, как то впечатление, которое они окажут на московскую и промосковскую аудиторию. От чего создается впечатление, что лояльность Донбасса - если ее предложат Киеву и он захочет ее приобрести - идет в одном пакете с неприкосновенностью УПЦ МП. Судя по тону и некоторым нюансам поведения, на заступничество московского руководства перед киевским здешние владыки по-прежнему очень рассчитывают. Больше, наверное, и не на что".  

Комментарии

+4 # Степан 04.02.2016 22:03
"Война будет идти либо до тех пор, пока РФ не отведёт войска и не прекратит поставки вооружения, либо до тех пор, пока Украина не решит сдаться. Деэскалация конфликта путем понижения боеготовности украинских бойцов на передовой – это не деэскалация конфликта, это провоцирование РФ на расширение оккупированной территории с боями. Деэскалация конфликта – это выдать РФ по заднице под Марьинкой и остановить наступление. Сразу же после этого поражения конфликт деэскалировался просто на загляденье. Так и дальше. Чем боеспособней наша армия, чем выше наша готовность перегрызть горло, тем ниже готовность врага к нам соваться, тем меньше перспектива расширения конфликта и больше перспектива его прекращения.
Каждый, кто совершал преступления согласно украинского и международного права, должен быть наказан. Каждый, кто не совершал – не должен быть наказан. О какой амнистии речь?"
+6 # Степан 03.02.2016 21:42
"А митрополит Онуфрий, сознательно или нет, повторяет московские методички, согласно которым есть некая киевская власть, которая кого-то там не услышала, начала что-то навязывать и спровоцировала гражданскую (она же братоубийственная) войну." - и здесь тоже хорошо подчеркнули "торчащие кремлевские уши" за этим рузькесвинским бредом про "гражданскую вайну"!!
+10 # Степан 03.02.2016 21:32
"Нам нужно научиться концентрировать свою ненависть на российских оккупантах. Свою украинскую власть можно не любить, к "простым россиянам", поддержавшим аннексию Крыма и вторжение на Донбасс, испытывать брезгливость, предателей, на чьих руках и на чьей совести кровь украинцев, - презирать, так же как и отечественных чиновников-коррупционеров, занятых мародерством во время войны."
Вот тут хорошо написано, хоть и лояльно!!

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.