Сколько денег нужно на восстановление Донбасса?

 

Авторитетное украинское издание "Зеркало недели" опубликовало статью под названием "Гибридный "евроремонт" Донбасса", содержание которой можно расценивать как достаточно жесткую критику в адрес Донецкой облгосадминистрации в ее подходах к использованию государственных средств, направляемых на восстановление инфраструктуры региона.    

"Сколько денег нужно на восстановление Донбасса?" - задается вопросом автор публикации, журналист Валентина Самар. 

"В июле 2016-го бюджеты Донецкой и Луганской областей получили около 3,8 млрд грн. Что это за деньги? Это остатки средств, которые были на казначейских счетах органов местного самоуправления населенных пунктов, оказавшихся на неподконтрольной правительству территории Донбасса, - пишет издание. - В июне 2016 г. ВР Украины внесла изменения в Бюджетный кодекс (подпункт 4 пункта 24 раздела VI "Заключительные и переходные положения"), по которым временно, до возвращения этих населенных пунктов под контроль Украины, остатки средств местных бюджетов будут зачисляться в специальный фонд областных бюджетов Донецкой и Луганской областей.

По закону, их следует использовать на восстановление объектов социальной и транспортной инфраструктуры, жилого фонда, систем обеспечения жизнедеятельности (включая их содержание) и социально-экономическое развитие Донецкой и Луганской областей. Перечни таких объектов утверждают областные военно-гражданские администрации по согласованию с комитетом ВР Украины по вопросам бюджета.

Уже в следующем месяце Казначейство перечислило остатки средств местных бюджетов: Донецкая область получила 2,84 млрд грн, Луганская — 1,029 млрд. Тогда же главы ОВГА своим распоряжением утвердили Перечень объектов и мер, на которые должны пойти полученные средства, и согласовали их с парламентским бюджетным комитетом.

Донецкий перечень к началу года насчитывал 584 объекта, луганский — 151. Со времени перечисления миллиардов идет уже десятый месяц, но, как свидетельствуют данные, полученные ZN.UA в МинВОТ, их, мягко говоря, не спешат тратить. На конец прошлой недели в Донецкой области средства специального фонда использовали лишь на 13,8% (кассовые расходы составляют 414,5 млн грн), в Луганской — на 21% (216,1 млн грн). То есть львиная доля средств, перечисленных двум прифронтовым областям, имеющим огромную потребность в восстановлении социальной, транспортной инфраструктуры и жилого фонда, лежит почти без движения!"

В результате, Кабинет министров распорядился создать межведомственную комиссию, дабы проанализировать эффективность и целевое использование средств спецфонда областных бюджетов. Комиссия, в которую, кроме специалистов министерств и ведомств, вошли сотрудники Нацполиции и СБУ, работала почти два месяца. Следствием стало назначение аудиторских проверок и ряд уголовных производств, открытых по выявленным фактами завышения стоимости работ и материалов, невыполнения работ, о которых отчитались как о выполненных, а также по признакам должностных преступлений областных и городских чиновников и т.п.

Однако дело не только в воровстве и махинациях. Как считает автор публикации, одной из причин неиспользования средств названа неоправданная централизация управления проектами, включенными в перечень объектов в Донецкой области.

"... после того как на местах сформировали списки объектов инфраструктуры, нуждавшихся в первоочередном ремонте или реконструкции, из Донецкой ОВГА поступило указание заменить часть объектов, - пишет издание. - Среди рекомендованных вариантов на замену была, например, реконструкция центральных площадей городов и райцентров... Потом было совещание, где мэрам якобы настоятельно рекомендовали принять решение о передаче полномочий заказчика работ по перечням объектов департаменту капитального строительства Донецкой ОВГА. И местные советы веером такие решения приняли.

За два месяца, как говорят члены межведомственной комиссии, департамент капстроительства ОВГА смог провести 13 тендеров: "Больше они физически не могли организовать и провести, потому что там работают всего 26 человек. После этого количество заказчиков работ увеличили до пяти структурных подразделений Донецкой ОВГА".

На сотрудников департаментов, кроме обычных обязанностей, "упали" почти 80% заказов работ (458 из 584 объектов Перечня). Понятно, что оперативно и качественно выполнить эту дополнительную работу специалисты департаментов ОВГА не могли, даже если бы работали 24/7/12. "При этом не были использованы возможности органов местного самоуправления, в структуре которых есть подразделения, способные обеспечить выполнение функций заказчика на местах, поскольку они имеют в штате соответствующий персонал, опыт работы и несут ответственность перед местной громадой, что особенно актуально на фоне проведения реформ по децентрализации властных полномочий. Такими способными громадами являются, например, громады Бахмута, Краматорска, Мариуполя, Славянска, Покровска и др."

"Губернатор категорически не согласен с упреком, что ОВГА, взяв на себя полномочия местных советов, просто "не потянула" такой объем работы. Жебривский уточняет, что использование средств спецфонда в области уже достигло (на конец минувшей недели) 17% (429 млн грн) и каждый день будет расти", - пишет издание. 

Кроме того, в публикации обращатся внимание на тягу к "гигантомании" в исполнении Донецкой ОВГА.

"Знакомство с перечнями объектов в городах и районах, которые предлагали местные власти, но не утвердила ОВГА, предложив взамен самые дорогие, выводит на версию, что преимущество предоставлялось крупным, хоти и не критически нужным объектам, на которых можно было бы быстро освоить большую сумму, а возможно, и хорошо заработать". Причем, в качестве характерного примера, приводится строительство в Краматорске физкультурно-оздоровительного комплекса с искусственным льдом в Краматорске за 54 млн грн.

"Конечно, это чудесно, что у жителей Краматорска будет крутой каток и современный бассейн, - пишет автор. - Но какая острая необходимость в строительстве таких дорогих объектов в то время, как тысячам людей негде жить? Павел Жебривский говорит, что выбор этих дорогих объектов был за местной властью.

"Сегодня уже очевидно: чтобы "евроремонт" Донбасса состоялся, нужен профессиональный и тотальный общественный контроль, в частности и самих местных громад", - считает автор публикации.

Полностью со статьей "Гибридный "евроремонт" Донбасса" можно ознакомиться на сайте издания "Зеркало недели". 

Оставить комментарий

Защитный код Обновить

Please publish modules in offcanvas position.