Краматорск, начало бывшей улицы Социалистической, а ныне - В. Стуса, балка Кутовая. Здесь, рядом с автозаправкой, можно найти следы одного их старейших кладбищ Краматорска, где последние захоронения произошли в 50-х годах прошлого века.
Собственно, "кладбищем" это сегодня назвать уже достаточно сложно. Перед крутым склоном балки, там и сям торчат из земли останки металлических крестов и "пирамидок", вместе с ржавыми оградами. А большинство могил и вовсе, давным-давно, стали просто бугорками земли... Но они - есть.
Многолетние деревья и кусты стали хозяевами погоста, но кресты и оградки - все еще держатся. Сквозь годы, погоду и невзирая на происки охотников за металлом.
Здесь десятилетиями пусто, грустно и печально. Годы забрали тех, кто мог и должен был ухаживать за могилами дорогих людей. Люди - ушли, а остатки погоста - стоЯт.
Возле натоптанной "народной тропы" - могила с достаточно "свежим" фото военного. Что делал при жизни этот человек, кто держит его могилу в порядке? - неизвестно.
Единственная могила, за которой явно видны следы постоянно ухода - это последнее пристанище священника Лавра, покинувшего этот мир в мае 1945 года. Звонки местным краеведам и музейным работникам, увы, не принесли никакого результата, а вот интернетовский поисковик, нежданно-негаданно, вдруг выдал интересный результат. Сайт "Новости Краматорска", 2011-й год.
"В начале мая 2011 г. на заброшенном кладбище, расположенном в конце улицы Социалистической, была восстановлена могила священника Титенкова Лавра Афанасьевича.
Лавр Афанасьевич родился в 1885 г. в Белоруссии в деревне Полохово. В поисках архивных данных о нем, удалось обнаружить следующее:
С 1908 - псаломщик Преображенской церкви в г..Копысь.
С 1915 - диакон (помощник священника) церкви в д.Микулино.
С 1923 – священник (возглавляет церковную жизнь в приходе) в церкви д.Яковлевичи Копысского района.
Так и продолжалась бы, спокойная жизнь, обычного сельского священника, если бы не грянул XV съезде ВКП(б), который в 1927 г. принял решение о коллективизации (объединение личных крестьянских хозяйств в колхозы).
Не желая мириться с несправедливостью, отец Лавр выступал активным защитником односельчан, насильно загоняемых в колхозы и лишаемых своего имущества, за что и пострадал, будучи 30.01.1931г. арестованным, но через время отпущенным с подпиской о невыезде. Приговоры в те страшные времена выносились быстро, и самое главное - заочно, и уже в марте 1931 г. постановлением Судебной Тройки при Полномочном Представительстве ОГПУ по Белорусскому военному округу, (священник) был приговорен к заключению в лагерь сроком на 5 лет.
Ничего удивительного для того времени в этой истории нет, ведь гонения на церковь велись на государственном уровне, если бы не одно «но». Будучи человеком уважаемым, даже местными представителями карательных органов, которые просто делали себе «показатели» (по каждому району было заранее определенно необходимое количество осужденных), отец Лавр получил предупреждение от районного оперативного сотрудника о том, что за ним придут.
Собрав все самое необходимое, семья бежит в Краматорск, где в то время в самом разгаре идет стройка НКМЗ, и затеряться среди разношерстной массы приезжавших на Всесоюзную стройку проще. Несмотря на государственную политику в отношении церкви, советские люди, в большинстве своем, оставались при своем мнении в вопросе веры, и весть о беглом священнике из Белоруссии быстро разнеслась по городу. История умалчивает, каким образом отцу Лавру удалось избежать несправедливого заключения, будучи известным в городе человеком, однако известно, что он и все члены семьи поменяли фамилию с Титенковых на Титенко. До самой смерти от болезни в мае 1941 г. отец Лавр тайно крестил младенцев и венчал новобрачных..."
Вот такая история человеческой судьбы. Что в ней правда, а что вымысел - судить сложно, но, наверное, за могилой священника человеческие руки до сих пор ухаживают не просто так.
Остальным, которые лежат в здешних могилах, повезло меньше. В январе 2015 года один неравнодушный человек попытался составить список людей, похороненных на старом краматорском кладбище. Разобрать фамилии и имена удалось далеко не у всех, всего-то 26 человек, причем, судя по этому списку, рядом с о. Лавром покоится и его супруга Гликерия Андреевна.
Сегодня могилок с именами стало еще меньше, кладбище потихоньку исчезает с лица земли.
Наверное, нет в этом ничего необычного, как говорится, "все там будем". Но есть и другая человеческая мудрость: человек жив до тех пор, пока жива о нем память.
А здесь - Краматорск, забытые, бывшие.
И от чего-то больно и грустно...
Комментарии