Новую троллейбусную линию в Краматорске обещают запустить уже в этом году

Одна из главных тем для обсуждения сегодня в Краматорске – проект запуска троллейбусной линии в старую часть города. Об этом мы беседуем с директором Краматорского трамвайно-троллейбусного управления Андреем Борохой (на фото).  

- Андрей Степанович! Прежде чем мы перейдем к обсуждению «громадья планов», позвольте узнать, как городское ТТУ выживает сегодня вообще? Ваши конкуренты-автоперевозчики всё поднимают тарифы, а билет на проезд в троллейбусе и трамвае давным-давно «застрял» на уровне 1,25 грн...

- Насчет «конкурентов» у меня особое мнение, а что касается доходов ТТУ, то они складываются из трех составляющих: субвенция из госбюджета, дотация из городского бюджета и выручка от продажи билетов и проездных. По последнему пункту, в сентябре мы заработали 420 тысяч гривен, фонд оплаты труда в месяц составляет 1436 тысяч гривен, электроэнергии мы накручиваем более 200 тысяч в месяц, а теперь, после подорожания, эта цифра вырастет до 300 тысяч гривен. Плюс необходимые операционные расходы: автотранспорт, бензин, запчасти, налог на землю… Итого – еще до 400 тысяч гривен в месяц, а общая затратная часть превышает 2 млн гривен.

Местный бюджет помогает нам с ремонтом контактных сетей, колесных пар и подвижного состава. Но основная помощь – это государственная субвенция, которую мы, слава Богу, получаем стабильно и без сбоев. По итогам прошлого года даже выплатили так называемую «13-ю зарплату», не имеем каких-либо значительных долгов.

В такой ситуации, я могу сказать однозначно: сегодня необходимости поднимать тариф на проезд на электротранспорте Краматорска нет. ТТУ получило дополнительную субвенцию в размере 9 млн гривен, и денег предприятию хватит до конца февраля. Но! Никто еще не видел проекта госбюджета на следующий год, и есть ли там статья компенсаций на проезд льготных категорий населения. Я лично уверен, что в обозримом будущем субвенция, как таковая, исчезнет как явление, и будет заменено монетизацией. И это правильно, потому что субвенции расхолаживают как руководителей предприятия, так и государство в целом. Нужно учиться зарабатывать, и монетизация льгот – наиболее верный путь.

И вот здесь – самое время поговорить о конкуренции в городе между транспортными предприятиями по перевозке пассажиров. Если человек станет получать конкретные деньги именно на проезд в транспорте, то конкуренция только ценой на проезд – это ненормально, это путь в никуда. Нам необходимо конкурировать качеством перевозки. В Краматорске давно пора реорганизовать все транспортное движение, чтобы создать взаимодополняющую сеть по обслуживанию пассажиров, с единым диспетчерским центром, как это, например, уже сделано в Виннице. Пассажир должен иметь возможность гарантированно добраться из пункта А в пункт Б при любых погодных условиях и в любое время суток. В Виннице ТТУ заключает договора с автоперевозчиками, и город не страдает от отсутствия подвижного состава, транспорт обеспечен GPS-навигаторами, их диспетчер видит, сколько машин у него на линии, где скопление пассажиров,
куда нужно подать дополнительный транспорт… Вот пример для подражания, а не драться друг с другом тарифами, как это до сих пор происходит у нас.

- Сколько транспорта сегодня в Краматорском ТТУ?

- До октября на линии постоянно находилось 17 троллейбусов и 7 трамваев, сейчас пустили еще один троллейбус, и в ноябре планируем выпустить еще один. Всего же в ТТУ в наличии 21 троллейбус. 

- Как вы думаете, есть ли у городских трамваев перспективы для развития?

- На сегодня - нет. Трамваи сейчас приносят в день 2-2,5 тысячи гривен выручки, троллейбусы – до 15 тысяч. Это связано, прежде всего, с пассажиропотоком.

Исторически сложилось так, что задача трамвайного движения в Краматорске сводилось к тому, чтобы доставить жителей поселков и старой части города к проходным промышленных предприятий, и трамвай с этим до некоторых пор успешно справлялся. Однако потом Краматорск стал развиваться не вокруг старой части, а в сторону противоположную: появились Соцгород, «Даманский», «Лазурный»… То есть город разросся, а трамвай так и остался на месте. Кстати, я до сих пор уверен, что решение закрыть трамвайное движение в Старый город было глубоко неправильным, но что сделано – то сделано. К сожалению, сейчас трамваи ходят в Краматорске полупустые, а в троллейбусах – аншлаг.

Нужно отметить, что в Европе, да и в западных городах Украины (например, Львов) наблюдается постепенный отказ от троллейбусного
движения в сторону трамвайного, но там все это также связано с историей развития населенных пунктов. Трамвай был первым общественным электротранспортом, линии росли вместе с городами, и теперь там, фактически, незачем строить что-то новое, надо лишь содержать хозяйство в порядке. Зато теперь Европа становится поставщиком своих бывших в использовании троллейбусов в страны бывшего СССР.

- Ну, вот мы и подошли к главной теме разговора. Но позвольте дополнительный вопрос: зная краматорские реалии, можно предполагать, что идея постройки троллейбусной линии в старый город могла встретить активное противодействие со стороны предприятий -автоперевозчиков. Есть такое дело?

- Нету. И это для меня было приятным сюрпризом. Просто мы все понимаем, что проект – начался, и изменить что-либо уже нельзя. Именно поэтому я вызываю на диалог автоперевозчиков: давайте формировать общую транспортную стратегию в городе.

- Итак: будет ли в этом году троллейбус в старую часть Краматорска?

- Если не произойдет сбоя по финансированию со стороны государства – будет. Все что нужно было от нас – мы сделали: готова проектно-сметная документация, проведен тендер на строительные работы, определен генподрядчик… Первоначальная стоимость проекта – 45 млн гривен, нам удалось снизить цену на 10 млн. На все - про все у нас 8 месяцев, но если будем работать по намеченному плану – троллейбусы, однозначно, поедут до конца этого года.

Понятно, что рядовой пассажир увидит лишь столбы с проводами и остановки. Но на самом деле предстоящие работы включают в себя такие сложные моменты, как перенос и подъем высоковольтных линий на 110 киловольт по улице Орджоникидзе, где сегодняшняя высота их пролета составляет 9 метров, а по правилам безопасности их теперь придется наращивать до двенадцати. На Новом свете нужно будет полностью восстановить силовую подстанцию, которую, чего греха таить, просто разграбили после остановки трамвайного движения. Возможно, потребуется укрепление путепровода по улице Горького. Наконец, необходимо будет установить сотни опор, навесить провода, обустроить остановки, сделать к ним подъездные «карманы»… Мы также планируем соединить в единое целое маршруты, проходящие по улице Ленина и Маяковского. Но основная задача – запустить троллейбусной движение.

- А к чему такая спешка?

- У нас в государстве довольно своеобразная система финансирования, из-за чего даже дороги иногда кладут зимой. Не освоишь деньги до конца года – в следующем можешь их не дождаться.

- В городских соцсетях подвергли критике выбранного вами генподрядчика – ООО «Интервитражсервис»…

- Напрасно. Эта фирма работает в городе более 25 лет, имеет достойную репутацию, они спроектировали пол-города! Кроме того, они будут работать не сами, а с привлечением субподрядчиков, и могу вас заверить, что приглашенные ими организации более чем известны своей работой во всех городах Донецкой области.

- Хорошо, новый маршрут потребует дополнительные единицы транспорта. Была озвучена сумма в 12 млн гривен – столько готовы выделить на приобретение троллейбусов, но, судя по имеющейся информации, в нынешних ценах этих денег хватит только на 2-3 новых машины. Получается, что вы будете снимать троллейбусы с уже действующих маршрутов?

- По проекту, на новом маршруте должно работать 16 машин, в течение первого года мы планируем поставить туда 10 троллейбусов. Оголять другие маршруты нельзя, рассматриваются другие варианты…

- Есть информация, что вы готовы приобрести «бэушные» машины из Европы, и что какую-то помощь вам в этом обещал народный депутат Украины Максим Ефимов. Это так?

- Стоимость одного нового троллейбуса отечественного производства – от 4 до 6 млн гривен. Именно такие коммерческие предложения уже сегодня поступают нам от производителей. Максим Ефимов предложил нам рассмотреть вариант с закупкой за эти же деньги 8 «бэушных» троллейбусов-«гармошек» из стран Евросоюза марки «Мерседес-Бенц».

trol1

 trol2

 Такие машины Краматорску предлагает Цюрих. 

Выяснилось, что в Днепропетровске работает специализированное предприятие «Литан», которое занимается поставками такого транспорта из стран Европы, его капитальным ремонтом и дальнейшим обслуживанием. Я много поездил к коллегам из других городов и пришел к выводу, что поставки такого транспорта из Европы могут стать наиболее подходящим для нас вариантом, ведь эти машины, при надлежащем уходе, вполне благополучно работают и возят пассажиров. И их уже достаточно много: в 2014-2015 годах через «Литан» в различные города Украины было поставлено более 50 таких троллейбусов.

Кроме европейского качества самих машин, нам будут гарантированы централизованные поставки запчастей и услуги специализированного предприятия по ремонту на случай каких-то серьезных поломок. То есть, если и придется расширять, собственную ремонтную базу, то минимально. Кроме того, «Литан» проводит подготовку водителей и обслуживающего персонала для этих машин. 

12079509 1669688156610366 1593670355851203878 n

Максим Ефимов неоднократно бывал в ТТУ, он хорошо знает о ситуации на предприятии, и, по сути, лоббирует новый проект в Киеве. Финансовые потоки никто не отменял, и добиться, чтобы для прифронтового, по сути, города, выделили деньги на развитие местного пассажирского транспорта – это великое дело. Безусловно, над проектом работали многие, в том числе городские власти, но с 2008 года какое-то конкретное движение по нему началось только сейчас.

- Значит, все-таки «Мерседесы»?

- Не факт. В ближайшие дни, когда ТТУ получит подтверждение из финуправления на 12 млн гривен, мы объявим тендер на приобретение троллейбусов, и будем выбирать лучший вариант. Кота в мешке мы покупать не будем.

- Предстоит ли увеличение штатов в ТТУ?

- Конечно. Потребуются новые водители, кондукторы, электрики, слесари.

- Когда же город увидит начало работ?

- Думаю, что практические работы начнутся примерно с 26 октября. Кстати, мы регулярно проводим общие встречи с подрядчиками, и я очень приветствовал бы на таких совещаниях представителей общественности города. Как говорится, одна голова хорошо, а две, десять, двадцать – еще лучше. Мы, действительно, начинаем в Краматорске реализацию проекта, от которого будет польза для всех. Поэтому хотелось бы сделать эту работу так, чтобы изначально учитывать все пожелания и рекомендации пассажиров. 

Киевстар сам

Комментарии

+3 # Пётр 19.10.2015 15:56
А почему с 26 числа, т.е. после выборов ??? Ну не верю я им, 30 лет сплошной лжи, не верю !
Ответить
+2 # Elemental 18.10.2015 22:38
"не факт что мерседесы... мы объявим тендер..." - как много в этих словах)))
Ответить
+1 # fdsfds 18.10.2015 21:46
gfgfg
Ответить
+2 # TATIAHA 18.10.2015 17:09
НУЖНО БЫТЬ ОПТИМИСТАМИ!
Ответить
+5 # МаринаК 18.10.2015 10:54
Прочитала, ощущение от прочитанного... Помните,как в "Служебном романе":
"...я вам не верю.Почему? - Ну не верю."
Ответить
+7 # Читатель 18.10.2015 09:09
Хорошо, когда руководитель смотрит на вещи с оптимизмом, особенно в период предвыборной кампании. Но глядя со стороны на всю эту возню, можно с уверенностью сказать, что, да, машины возможно до конца года и закупят, но линию построить никак не удастся, очень много перепонов. Дай Бог к следующим выборам, что-то срастется.
Ответить

Оставить комментарий

Защитный код Обновить

Please publish modules in offcanvas position.