Стреляй, не DOOMай! Игре-маме современных компьютерных игр стукнуло 20 лет

Редакционный системщик Толя был толст и до неправдоподобия ленив. А еще он постоянно что-то ел. В течение рабочего дня он то и дело доставал из тумбочки очередной хлебный батон, разрезал его вдоль на две части, и на одну из них выливал полбанки сгущенки. Полученное «пирожное» он, шумно сёрбая, запивал чаем из пол-литровой кружки.

Но я его боготворил. Он включал мне по вечерам компьютерную игру Doom. 

Кое-что поясню, иначе поколение чуть старше моего сына, имеющего доступ к компьютеру сразу после первого «Агу», просто не поймет. Шел 1991 год. У меня позади была школа, где два последних года молодая и злобная особа преподавала нам предмет под названием «Информатика». На нем мы изучали – зачем?! До сих пор не пойму!!! – какой-то «бейсик», используя в качестве пособия 12-разрядный калькулятор «Sitizen». Компьютер нам показывали только на картинках. В глазах особы я был безнадежен, потому что ничего не понимал ни в бейсиках, ни в каких-то байтах. Спасибо, хоть в аттестате по информатике «натянули» жалкое «3».

Через два года меня взяли в штат молодой и бойкой газеты. Первое, что я увидел на своем рабочем столе, был компьютер. Толя куда-то ткнул пальцем, машинка загудела и засветилась, а редактор похлопал по плечу и сказал: «Давай. Что не ясно – спрашивай у коллег и вот у Толи». И я стал «давать».

На третий день, в ответ на очередной мой писк о помощи, коллеги стали сквозь зубы бормотать что-то невнятное, но явно недружелюбное. Я бегал за советом в соседнюю комнату к Толе, и он диктовал, а я записывал порядок операций: «Пуск, программа, блин, ну ты задолбал, Ворд!» И вот однажды вечером…

На экране монитора Толи в перспективу целился ствол какой-то хреновины. Из дула со звуком пилы-циркулярки вылетала молния, круша коричневых тварей в каких-то коридорах. Наверху парили красные бугорчатые апельсины с глазами, мечущие прямо в Толину физиономию красные молнии. Затем из-за коридорного угла с топотом и шарканьем вышел то ли здоровенный черт, то ли двуногий козел. «Блин, приехали, - заерзал в кресле Толя, - Патронов для базуки нет!» Я не отрывал глаз от монитора. Черт-козел метнул горящий зеленый ком, и монитор залило красным. Толя выругался. «Что это?!» - ошеломленно спросил я. - «Дум!» - буркнул Толя, - Ты что, ни разу не видел?»

Я честно сказал про бейсики и про калькулятор «Sitizen». В глазах у Толи мелькнуло что-то. Он сербнул из своей кружки и вдруг полез из кресла: «А ну, садись!»

Последующие две недели сейчас вспоминаются мной с улыбкой. Днем я писал статейки и заметки, а вечером, едва за шефом закрывалась дверь, включал Doom. И снова визжала бензопила, ревели и выли поражаемые молнией твари, рассыпались в прах снесенные из двустволки скелеты-ракетчики, гибли механические пауки. Шел час за часом, в глазах плыли круги от перенапряжения, за окном светало, а я всё штурмовал и штурмовал уровни. Шагая в предрассветье по улицам домой, я ловил себя на мысли, что из вон той подворотни вот-вот выскочит коричневая бестия, а едва голова касалась подушки – перед глазами вставала оранжевая морда плюющегося смертью оранжевого шара… Наверное, я бы свихнулся. Но итоговая пулеметная очередь известила, что я убил их всех.

И только много позже я, теперь уже многоопытный геймер, вдруг осознал, что Doom превратил меня из полного нуля в более-менее уверенного пользователя компьютера!

10 декабря все прогрессивное геймерское человечество отметит интересную дату: ровно 20 лет назад компания id Software выпустила в продажу игру Doom. Мир содрогнулся от восторга: ничего подобного он еще не видел.

Сегодняшняя Википедия совершенно справедливо утверждает: «Игра оказала определяющее идейное влияние на дальнейшее развитие жанра». Собственно говоря, как бы ни извращались сегодняшние фирмы-разработчики трехмерных компьютерных игр от первого лица в жанре экшн, как бы ни хвастались новыми движками и прорисованными ландшафтами – это всё тот же Doom. И даже созданный по мотивам игры в 2005 году одноименный фильм – жалкая попытка снять финансовые сливки с того, что явилось в 1993 году ошеломленному миру. Только одна цифра из той же Википедии: по некоторым оценкам, в эту игру играло не менее 15 миллионов человек! Мне доводилось держать в руках даже фантастические романы (!) по мотивам игры.

Сегодня старый добрый Doom уже мертв. Попытка реанимировать игру выпуском Doom-3, несмотря на все ожидания, не увенчалась успехом: это уже совсем другая игра, совсем другая атмосфера. Плюс технический прогресс. В честь 20-летнего юбилея игры, я, например, предложил хозяину одного из компьютерных клубов организовать турнир по Doom. Идея была принята с восторгом, но на следующий день он позвонил и грустно сообщил, что турнир невозможен, так как современные компьютеры игру-легенду уже просто не «тянут»: ну, где найти кучу 486-х Пентиумов?! Эх, жаль…

Возможно, многие из читателей воспримут все эти воспоминания как обыкновенную ностальгию по навсегда ушедшей юности. А современные геймеры сплюнут и прошипят: «Ф-фу, убожество»! Но 15 миллионов игроков по всему миру – это вам не шутки.

И потому 10 декабря можно и нужно поднять бокал с пивом: ну, за Doom!

_____________________

От автора: эта статья была опубликована 5 лет назад в печатной версии, ныне почившей в Бозе, газеты "ОбщеЖитие". Как автор, я счел возможным изменить в этой публикации всего одну цифру в двух местах: с "15" на "20". И, уверен, - истинные геймеры меня поймут. Потому что и предмет разговора, и дата достойны всяческого уважения.  

За DOOM! 

Комментарии

0 # Кириченко Сергей 26.04.2015 21:52
А вот в чём дело... Цифру-то заменили, а вот тот факт, что за эти пять лет вышла старя версия Дум 1 адаптированная по современные машины- не учли...
Так что, можете организовывать свой чемпионат... :-)

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.