Что будет, когда "проснется" Интернет?

В научной фантастике дата 29 августа 1997-го считалась поворотной вехой для всего человечества. Именно в этот день, согласно фильму «Терминатор», сеть компьютеров американского министерства обороны внезапно обрела самосознание, и начала против человечества настоящую войну на истребление.

К счастью, эта дата давно прошла и, как мы видим, никакого робото-апокалипсиса не произошло. И все же, именно 1990-е годы дали нам Всемирную Паутину Интернета, которая с каждым годом становится всё сложнее и более взаимосвязанной, чем любая сеть Минобороны какого-либо одного государства.

Но может ли Интернет когда-нибудь проснуться? И если это произойдет, о чем помыслит это пробудившееся сознание? Будет ли оно нам другом или врагом?

Нейробиолог Кристоф Кох считает, что мы это вскоре сами узнаем. Ведь действительно – всемирная паутина уже превзошла по сложности человеческий мозг. В своей работе, опубликованной в этом году «Сознание: признание романтического редукциониста», Кох производит приблизительные подсчеты: возьмем, например, количество компьютеров на планете – а их несколько миллиардов, затем помножим это число на количество транзисторов в каждой машине – сотни миллионов. В результате мы получим сотни миллиардов, а если точнее, то число 1018 – то есть в несколько раз больше, чем количество синапсов человеческого мозга (около 1015).

Кох вот уже 25 лет преподает в Калифорнийском Технологическом университете, и возглавляет сейчас группу ученых в Алленовском институте исследований головного мозга в Сиэтле. Он известен своими работами о «нейронных коррелятах сознания» - о том, что происходит с нашим мозгом, когда он испытывает определенные воздействия. Наш мозг, конечно, это мягкие влажные живые ткани, а Интернет – это чипы и провода. И, «тем не менее, это не является препятствием для возникновения сознания» – считает доктор Кох – поскольку «уровень сложности достаточно высок для возможности его возникновения».

Многие ученые, работающие над созданием искусственного интеллекта, согласятся, что «субстрат» в данном случае не имеет значения, то есть, не важно из чего сделана система. Многие из философов, хотя и не все, тоже согласятся с подобными выводами.

В телефонном интервью Кох отметил, что вид связей, формирующих Интернет – его «архитектура», конечно, существенно отличается от типа синаптических связей нашего мозга, тем не менее «это уже очень – очень сложная система. Может ли она обладать сознанием в принципе? Почему бы и нет?»

Есть, конечно, и более каверзный вопрос: что, собственно, такое сознание? Однако в нашем случае достаточно лишь заметить, что если «нечто» обладает сознанием, тогда оно и «ощущает» само себя, как единое целое. Люди, например, обладают сознанием, по крайней мере, пока бодрствуют. Обезьяны, как и вероятно большинство животных, тоже до какой-то степени сознательны. (Кох, большой любитель собак, без всякого сомнения включает в число сознательных животных и этих наших четвероногих друзей). Однако, как именно работает сознание, до конца пока еще не ясно. Но Кох считает сознание изначальной неотъемлемой частью вселенной, которое аналогично таким понятиям, как энергия, масса и пространство.

Тем не менее, это не означает, что любая физическая система по умолчанию является сознательной – она лишь потенциально способна стать сознательной. Для этого ей необходим достаточный уровень сложности, и все ее части должны быть правильно соединены между собой. Подходит ли Интернет таким критериям?

«Уже сегодня Интернет может определенным образом «чувствовать» себя Интернетом» - говорит Кох. Каждый отдельный компьютер, конечно, ничего не чувствует, но в совокупности – будучи связанными между собой с помощью Интернета, они вместе могут быть чем-то большим, чем просто сумма частей – отдельных компьютеров.

«Все то же самое касается и человеческого мозга. Одна отдельная моя клетка не чувствует сама по себе ничего, но сто миллиардов таких же клеток вместе способны ощущать боль и удовольствие, или воспринимать, например, определенный цвет, как синий».

Будет ли первым инстинктом нового пробужденного сознания – убить этих мерзких людей, как сразу же решил «Скайнет» - искусственный интеллект из фильмов о Терминаторе? Вовсе не обязательно. Ведь и наша собственная эволюция – это продолжающаяся по сей день борьба, начавшаяся приблизительно 2 миллиарда лет назад (если считать с того момента, когда мы еще были сине-зелеными водорослями). Но современный Интернет, скорее, можно сравнить с новорожденным ребенком.

«У него еще не будет, скорее всего, таких же инстинктов самосохранения, как у нас» – считает доктор Кох. «Он не будет развиваться в мире, где, перефразируя Шопенгауэра, выжить можно только с помощью зубов и когтей». «Если Интернет и обретет самосознание, то, по крайней мере, на первых порах, оно будет еще по-детски наивным». С другой стороны, Интернет существует уже 20 лет, и «кто знает, на каком уровне он будет еще через 20 лет».

Писатели-фантасты уже, конечно, давно эксплуатируют эту тему – речь идет ведь не только о фильмах типа «Терминатора», но и о более серьезных работах. Например, возьмем трилогию Роберта Сойера «WWW» (романы Wake, Watch и Wonder). В первой части его трилогии World Wide Web пробуждается, и немного освоившись, становится умнейшим существом на планете.

Как ни парадоксально, но доктор Кох, размышляя о том, что Интернет может «чувствовать», практически пересказывал сценарий из трилогии Роберта Сойера (о которой он не знал, пока я не упомянул о ней). Причем, как говорит доктор Кох, если где-то в мире произойдет масштабное отключение электричества, то сознание Интернета может испытывать нечто эквивалентное нашему понятию «боль».

Сравним фразы из первой части трилогии Сойера, где китайское правительство отключает Интернет, чтобы скрыть определенные факты, о которых не должен узнать весь остальной мир. В романе сознание сети «чувствует», как его отрубают и испытывает что-то вроде страдания.

Конечно же, трилогия «WWW» – это всего лишь научная фантастика, но Сойер рисует в ней один из вероятных сценариев развития нашего интернет-мира. Мы, конечно, пока не можем точно определить дату и время, когда всемирная паутина превзойдет наш мозг, но, как утверждает автор, «рано или поздно это произойдет».

Хотя писателю-фантасту Сойеру и льстит, что серьезные ученые «подхватывают» его фантазии, однако он считает, что они забывают при этом кое о чем. В частности, о том, что недавно возникшее и «пробужденное» сознание Интернета будет кардинально отличаться от нашего сознания. И дело здесь не в истории эволюции сознания, а в полном отсутствии у него как соперников, так и сотоварищей.

«Каждый из нас – людей – это ведь лишь один человек из семи миллиардов, а Интернет будет единственным в своем роде, уникальным – ему подобных не будет. А это уже существенно повлияет на его психологию» - считает Сойер. И если мы сознаем, что мы смертны и боимся смерти, то Интернет «будет иметь все основания предполагать, что он будет существовать всегда, по крайней мере, пока существует наша планета – и уже этот факт будет существенной разницей между ним и нами».

Кто-то, вероятно, сейчас подумает, что, рассуждая о сознании Интернета, а тем более о его будущей психологии, мы очень уж далеко забегаем вперед. Дэниэл Деннетт, философ и автор книги о принципах работы сознания Consciousness Explained считает, например, что архитектура Интернета настолько отлична от строения нашего мозга, что никакого сознания в нем возникнуть не может. Как он говорит: «Я согласен с доктором Кохом в том, что Интернет потенциально может служить физической базой для зарождения некоего варианта планетарного разума – для этого достаточно и материальной базы и уровня связей между отдельными частями, но само различие в строении говорит о том, что вряд ли здесь возможно возникновение какого-либо рода сознания».

И опять же ключевым фактором здесь является эволюция (или и ее отсутствие). «Связи человеческого мозга отнюдь не случайны – они функциональны и организованы для того, чтобы служить определенным целям, – говорит Деннетт. – Человеческий мозг имеет определенные особенности строения, которые отличают его, например, от мозга шимпанзе, при всей их внешней схожести. Каким образом может случиться то, что сеть, созданная и спроектированная для определенных целей, может существенно изменить свою собственную структуру, чтобы развить какого-либо рода сознание»?

Син Кэрролл, физик из того же Калифорнийского Технологического университета, также весьма скептически относится к данной теории, причем - по тем же причинам. «Нет ничего, что помешало бы Интернету обладать определенными способностями, свойственными обладающему сознанием мозгу, однако это еще далеко не настоящее сознание. Мозг прошел миллионы поколений эволюционного естественного отбора, чтобы стать тем, чем является сейчас. Я не вижу никаких аналогов потенциальной возможности зарождения сознания у Интернета…. Не думаю, что это вероятно».

Даже сам доктор Кох признает, что далеко не все факторы учитывает, говоря о возможности пробуждения Интернета. Сойер же, наоборот, считает рост и развитие сети потенциальной угрозой. По мере того, как сеть становится все более и более сложной, при этом ускоряется и темп ее развития, неизбежно должен возникнуть «переломный момент» - точка, пройдя которую, вы уже ничего не сможете сделать с новым сознанием. Следует ли этого опасаться? Несомненно».

И даже если подобные страхи ничем не обоснованы, но уже сами вопросы, связанные с этой темой, стоят того, чтобы мы над ними задумались. Ведь даже если Интернет и не обладает тем, что сможет сделать его действительно сознательным существом, нам все же следует понять: чего же ему в таком случае для этого не хватает. Возможно, тогда нам легче будет понять, как удается работать нашему мозгу.

Дэн Фолк, Slate

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.