Наше издание уже сообщало о том, что Донецкий регион может стать полигоном для добычи сланцевого газа, и о том, какие разрушительные последствия для окружающей среды может нести такая добыча. Центр газоносных месторождений расположен практически в самом центре наиболее экологически чистого региона области - Святогорск и Краснолиманские леса.
19 июля экологическая общественность раскритиковала правительства США и Украины за сокрытие информации относительно планов разработки сланцевого газа в Украине.
- Хотя уже больше года проводится оценка влияния на окружающую среду планов относительно применения метода гидравлических разрывов, ни одно из двух правительств не обнародовало настоящий документ для общественности», - сказал профессор Джон Бонайн, президент Международной Благотворительной Организации «Екологія-Право-Людина» (ЭПЛ). - Или этот документ содержит что-то такое, о чем они не хотят сообщать общественности? В США считается противозаконным укрывательство результатов оценки влияния на окружающую среду. Не понятно, почему в Украине действуют другие стандарты относительно американских действий», - добавил профессор Бонайн.
Агентство США по вопросам международного развития оплатило услуги консультантов, которые исследовали потенциальные экологические проблемы относительно добычи сланцевого газа методом разрывов в Карпатском и Днепровско-Донецком бассейнах. Итоговый документ был завершён в мае, но детали его остаются под завесой таинственности до сих пор.
- Кроме отсутствия прозрачности в этом вопросе, применение метода разрывов для добычи сланцевого газа будет иметь огромное влияние на Карпатский регион и на Днепровско-Донецкий бассейн, и у нас отсутствует законодательство, которое бы помогло противостоять этому влиянию», - говорит исполнительный директор ЭПЛ Елена Кравченко. - В прошлом году были внесены изменения к Закон Украины «О соглашениях и распределении продукции» от 17.11.2011 г. № 4053-VI, который лишил местную власть и местные сообщества права принимать участие в процессе утверждения земельных участков для проведения разведки сланцевого газа. Трудно понять, почему принцип верховенства права не действует для определенных видов промышленности.
- По мнению Всеукраинской экологической лиги, добыча сланцевого газа и газов плотных пород неминуемо разрушает естественную среду. В результате этой деятельности уничтожаются плодородные почвы, забирается из водных объектов большой объем воды, которая потом в загрязненном состоянии возвращается на поверхность и непригодна для последующего использования. Технология гидроразрыва, которая используется при добыче этих газов, угрожает грунтовым и подземным водам. Никакие экономические выгоды не могут оправдать последующее разрушение естественной среды в Украине, – уточняет Татьяна Тимочко, глава ВЭЛ. - Всеукраинская экологическая лига требует от Правительства проведения серьезных профессиональных дискуссий при участии независимых от корпораций экспертов, представителей экологической общественности и местных обществ.
- Если при добыче сланцевого газа невозможны негативные экологические последствия, как утверждают представители фирм Shell и Shevron, тогда почему во многих странах возникают протесты и запрещается добыча сланцевого газа? - говорит представитель Национального экологического центра Украины Игорь Сиренко. - И не стоит все это списывать на Газпром. Во-первых, протесты возникают по всему свету, а не только в тех странах, где Газпром имеет бизнес-интересы. А, во-вторых, если использовать такую логику, то агентами Газпрома необходимо было бы объявить всех правительственных чиновников в Украине, которые не способствуют мероприятиям по энергосбережению, и фактически вынуждают Украину покупать газ в России.
Профессор Бонайн задал многочисленные вопросы, которые остаются открытыми относительно планов в Украине, несмотря на обеспокоенность, выраженную в США и других странах на основе опыта использования там метода разрывов:
- Какие химические вещества будут применяться в этом процессе? Какие существуют гарантии, что они будут не загрязняющими сельскохозяйственные земли и не вредящими здоровью украинских граждан?
- Какие объемы воды будут забираться из рек и подземных источников воды?
- Что будут делать международные компании с отработанными загрязненными водами? Будут ли они утилизировать их на поверхности? Каким образом они будут предотвращать негативное влияние солей из подземных вод в сланцевых формациях на сельскохозяйственные земли?
- Если отработанные воды будут повторно закачиваться под землю, повлечет ли это землетрясения, как это было в Великобритании и Соединенных Штатах? Не повлекут ли за собой эти землетрясения заражение питьевой воды в водоносных слоях?
- Насколько сильным будет негативное влияние на качество воздуха в Карпатском регионе летучих органических соединений и других загрязнителей воздуха? Насколько еще ухудшится экологическое состояние в уже загрязненных восточных регионах Украины?
- Сколько грузовиков будет проходить через города и села ежечасно, перевозя материалы, необходимые для технологического процесса? Кто будет платить за повреждение дорог? Какое загрязнение будут нести эти грузовики?
- Если не будет действовать экологическое законодательство, будет ли существовать риск для национальных парков, естественно заповедных зон и дикой природы?
- Какую сумму средств правительство будет требовать от международных компаний как «залог» для гарантирования компенсации за нанесенный вред и оплату за закрытие скважин после того, как весь газ будет выкачан?
Ответов на эти вопросы нет.
Информация предоставлена Национальным экологическим центром Украины
Комментарии
zn.ua/ECONOMICS/yanukovich-usilil-svoe-vliyanie-na-dobychu-gaza-v-ukraine.html