Эксперимент на выживание. Реформу в медицине просят остановить

Общественность и практикующие медики всерьез обеспокоены ходом эксперимента по реформированию здравоохранения, который стартовал в июле 2011 года в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве. Недавно эксперты Общественного совета при Донецкой ОГА озвучили промежуточные результаты «пилота». Диагноз, увы, неутешительный: нормативная база эксперимента противоречит Конституции Украины и сводит на нет суть реформы, а нововведения далеки от реальности, в которой живут рядовые медики и пациенты. При этом продвигающие «оздоровление» отрасли Комитет экономических реформ при Администрации президента и Минздрав стойко игнорируют практические замечания из подопытных регионов.

Доступно и качественно лечить будут… кто?

С января 2012-го в медицине «пилотных» областей действует разделение на первичную и вторичную медпомощь. Сделать ее доступной и качественной обещают к 2014 году. Роль «первой скрипки» в лечении больного отдана семейным докторам, но их катастрофически не хватает. В Донецком регионе, по данным Облздрава, дефицит семейных кадров – примерно 35%. Пока их недостачу восполняют силами участковых терапевтов, и педиатров, которым в помощь оставили ряд специалистов. Но и их в скором времени обещают переподготовить в семейных.

Между тем практикующие доктора отмечают: требования к врачам существенно завышены, а уровень переподготовки на курсах не позволяет окончившим их оказывать квалифицированную «семейную» медпомощь. Многие покидают больницы, не желая рисковать чужим здоровьем. При этом треть нынешних медиков – люди почтенного возраста, которым вряд ли мечталось снова сесть за парту. Тех же, кто моложе, эксперимент вынуждает переходить в частные клиники или в фармацию, не дожидаясь государственных «стимулов»…В итоге в открытых по разнарядке семейных амбулаториях просто некому работать.

«Все сменявшие друг друга 4 министра здравоохранения признавали необходимость дифференцированной переподготовки семейных кадров в зависимости от имеющейся специализации. Тем не менее, во время реформирования ничего не изменилось, - констатирует глава Донецкой областной ассоциации врачей общей практики семейной медицины, член Общественного совета при ОГА Сергей Северин. - В результате сегодня «подготовленные» из числа терапевтов семейные доктора не в состоянии работать с детьми из-за недостатка знаний по педиатрии. Бывшие терапевты до ужаса боятся новорожденных детей. Боятся врачи, боятся родители. При этом самого механизма, позволяющего когда-нибудь получить врачу должную квалификацию, на сегодня нет. Это серьезный тормоз проводимого эксперимента», - считает медик.

Перспективу нынешнего аврального «производства айболитов» красноречиво описывает в своем блоге практикующий врач Константин Зеленский:

«Семейный доктор, действительно, при разумном использовании, может сэкономить миллионы (!!!) и стать желанным не только для государства, но и для пациента. Но! На семейных врачей можно качественно переучить только тех, кто ХОЧЕТ, чтобы его переучили и точка. Запускать общенациональную реформу и внедрение «семейной медицины» без «семейных врачей» - это запускать поезд с учеником, вместо машиниста, а пассажирам сказать, «не волнуйтесь, мы его уже учим!» Да, сначала нужно выучить кадры, а потом формировать сеть амбулаторий семейной медицины. В противном случае, это будет сеть «временщиков», с колоссальной текучестью кадров».

«Жираф большой, ему видней»?

Главная проблема, с которой столкнулись медики и управленцы подопытных регионов – противоречивость, а зачастую - «профнепригодность» подготовленной Минздравом нормативной базы. В частности, запланированное в рамках реформы укрупнение больниц и создание госпитальных округов противоречит ст.49 Конституции Украины, которая запрещает сокращение сети медучреждений, оказывающих бесплатную медпомощь. Так, с начала эксперимента в Донетчине суды уже дважды признали незаконным присоединение и ликвидацию больниц. Кстати, на эту законодательную «подножку» в 2007-2009 годах указывали и эксперты ЕС во время эксперимента со вторичной медпомощью в Житомирской, Полтавской и Харьковской областях.

Тем не менее, по словам главы комиссии по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Общественного совета при ДонОГА Сергея Маловичко, 24 октября Кабмин принял Постановление «О порядке создания госпитальных округов» в «пилотных» регионах. Без изменений в Конституцию и без обсуждения с общественностью. По мнению эксперта, если этот документ будет реализован без изменений в 49 статью Основного Закона, судебные тяжбы продолжатся. В Донецке ожидают официальной трактовки вопроса Конституционным судом и настаивают на пересмотре сроков внедрения «проблемных» этапов эксперимента.

Вице-президент Донецкой областной медицинской ассоциации Александр Братанов считает, что инициаторам реформы стоило бы начать с изменения статуса медучреждений и предоставления им права самостоятельно формировать бюджет, как это принято во всем мире.

«На протяжении всей многолетней реформы мы будем упираться в основной вопрос – финансирования. Сегодняшнее медучреждение – это крайне регламентированная структура, находящаяся на бюджетном финансировании, причем недостаточном; не имеющая возможности приобрести самое необходимое для оказания медицинской помощи даже при наличии средств. Обеспечение проходит по разнарядке, согласно тендерам, по крайне завышенным ценам. Что нужно больнице - решают не медики и руководители от здравоохранения, а Госказначейство», - отметил А.Братанов.

Также, он заявил о необходимости «приостановить реформу» пока Администрация президента и Минздрав не отчитаются по предварительным результатам «пилота», возникшим проблемам и о том, как они устраняются. Это предложение руководитель Донецкой областной медицинской ассоциации считает нужным подать в Верховную Раду. Также, по мнению донецкого эксперта, парламенту нужно принять целый перечень законов, без которых обозначенные «покращення», как и разговоры о страховой медицине – лишь имитация реформирования отрасли.

«На тобі, небоже, що мені не гоже»

Откуда «оторванным от жизни» госчиновникам, знать, как реанимировать бюджетную медицину, если в «Феофании» и заграницей все иначе? Решающее слово в эксперименте – за Комитетом экономических реформ. А «экономика должна быть экономной»…

Первый год реформы Донецкая область доживает с дефицитом на «вторичке», который вначале 2012-го составлял более 400 млн. гривен. «ОстроВ» писал о проблемных сельских районах Донецкой области, где из-за «просчетов» Минфина органам местного самоуправления довелось урезать штаты первичных медучреждений почти вдвое. Дошло до абсурда. Так, в с. Спартак Ясиноватского района семейную амбулаторию оставили без вспомогательного персонала, включая сторожей. В итоге медреформа здесь началась с кражи дефицитных компьютеров, а многочисленные жалобы медиков в центральные органы остались без ответа.

Штатные расписания – вообще отдельная тема. В частности, как пояснил глава Донецкой областной ассоциации семейных врачей Сергей Северин, на 5 докторов амбулатории положено всего полставки регистратора, который просто физически не способен справиться со всем объемом работы, что «дезорганизует» деятельность медучреждения.

Кроме того, в Минздраве так и не смогли определиться с оказанием неотложной помощи. Могут ли на нее рассчитывать пациенты Центров «первички» - отныне решают органы местного самоуправления. Настоящей «пороховой бочкой», по мнению С.Северина, является положение стоматологической службы. Формально стоматологи переведены на вторичный уровень к остальным специалистам, но физически остались в прежних кабинетах – на «первичке». При этом до сих пор непонятно, кто и каким образом должен их контролировать, а также проводить санобработку кабинета и оборудования. Срочного пересмотра, по мнению медика, требуют оказание палеативной помощи и существующая практика медицинского освидетельствования.

Со слов членов Общественного совета при ДонОГА об ошибках и рисках «экпериментальных» документов центральное руководство предупреждали задолго до старта медреформы. Приезжим специалистам наглядно демонстрировали результаты ошибок и то, как их следует исправить. Однако «подопытным» регионам и дальше приходится исполнять реформу, «выкручиваясь» самостоятельно, кто как может…

«Замещение недостающих семейных врачей педиатрами, терапевтами и специалистами, работающими по одному участку и размещенными в одном помещении, привело к смешению потоков пациентов разного пола, возраста, с разными заболеваниями, - поделилась с донецкими коллегами председатель Общественного совета при Днепропетровской ОГА Лариса Бабич. - У людей возникли проблемы с прохождением обследований и с консультацией у специалистов», - отметила гостья.

К слову, именно днепропетровские родители взбунтовались против реформы, которая, по их мнению, нарушает права человека и делает медицину «менее доступной». Протесты в Днепре прекратились с созданием при Центрах «первички» общественных советов из числа специалистов и активных граждан. Таким образом, совместно с гражданами там устраняют возникающие в процессе эксперимента неудобства.

В Донецком регионе год назад тоже кипели страсти. Сегодня, по словам руководителя аналитических программ областной организации «Комитета избирателей Украины» Александра Клюжева, наблюдается затишье. Однако это, скорее, свидетельствует о пассивности населения из-за отсутствия обратной связи, нежели о положительном восприятии реформы, считает он.

«Примерно 90% позитивной либо нейтральной информации о «пилотном» эксперименте в СМИ исходит от должностных лиц органов местной власти, - поясняет политолог. - Это сигнал для самой власти о том, что что-то идет не так. Ведь источником информации должны быть также пациенты, представители медицинского сообщества. Однако проблема участия общественности до сих пор не решена. Боюсь, если мы не обеспечим участие общественности на данном этапе, то можно ожидать пассивное восприятие результатов реформы или симуляцию таковых. Очень бы не хотелось, чтобы реформа здравоохранения превратилась в реформу правоохранительных органов на постсоветском пространстве», - резюмировал донецкий эксперт.

Но! Есть и свои плюсы

Медики и чиновники «подопытной» Донетчины в плюс эксперименту засчитывают улучшение материального обеспечения здравоохранения.

Так, по данным Облздрава, увеличилось финансирование бесплатного набора медикаментов «скорых» – с 3,84 грн.до 25 грн. на вызов.

Расходы на 1 жителя Донецкой области в 2012 году выросли с 785 до 1014 грн.

В 1,5 раза увеличилось финансирование обеспечения медикаментами на 1 пациента с 9,1 грн. до 14,3 грн. (с учетом медикаментов по льготным рецептам).

Для Центров первичной медико-санитарной помощи региона закупили 470 автомобилей «Нива» (транспорт пока получили 8 городов и 8 районов), 273 велосипеда, 2030 атоматизированных рабочих мест, 3744 единицы необходимого медоборудования.

С учетом выплат «стимулирующих» надбавок за объем и качество лечения заработная плата семейным медикам выросла в среднем на 60-70%.

Странно, почему всего этого не замечают недовольные экспериментом простые жители региона?...

Наталья Коммодова, «ОстроВ»

Комментарии

0 # Анжела 02.07.2013 22:08
С учетом выплат «стимулирующих» надбавок за объем и качество лечения заработная плата семейным медикам выросла в среднем на 60-70%... (с)

когда я работала педиатром и обслуживала на ставку 900 детей, заработная плата была 2300, на ставку.( год назад...
Сейчас я СЕМЕЙНЫЙ блин врач. детей 900 + 2200 взрослых.. итого 3100людей.. Зарплата 3100.гривен может кому то подарить работу с 2200взрослых за 800 гривен?????

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.