Украинцам окончательно закрыли рот

Есть у граждан Украины такое право — участвовать в местном референдуме. Вернее, было.

Право это мы получили по закону 1991 года, а при принятии Конституции оно было закреплено в статье 38-й. 

Сугубо теоретически, местный референдум был последней инстанцией для решения любых вопросов местного значения. Ряд вопросов можно было решать только на местном референдуме, например, вопросы реорганизации детсадов. Ну и, конечно, вопрос о прекращении полномочий депутатов местных советов, городских, поселковых и сельских голов.

Закон о референдуме был выписан так, что инициировать его «снизу» было практически невозможно, это я вам как практик говорю. Но нередко сам факт инициирования референдума позволял консолидировать единомышленников, озвучить проблему и привлечь внимание и даже таким образом решить проблему.

Однако с недавних пор местным референдумам у нас положен конец. Теперь детсады у нас так и останутся нереорганизованными, а городские головы вкупе с депутатами — неотозванными, потому что законных механизмов прекращения их полномочий по инициативе граждан больше нет.

Отныне городские головы превратились в бессмертных Маклаудов из клана Маклаудов (клана украинских мэров и местных депутатов), потому что проведение каких-либо местных референдумов, в том числе о прекращении его полномочий, стало невозможно в принципе.

Безусловно, снять мэра с должности можно: как известно, убить бессмертного может только другой бессмертный. Например, депутаты могут проголосовать за его снятие двумя третями голосов. Или, например, бессмертные из Печерского клана могут уговорить его «добровольно» пойти в отставку. Но простые смертные граждане отныне против него бессильны.

Как так получилось?

Я уже говорил, что право участия в местном референдуме является конституционным, закрепленным ст. 38 Конституции. При этом, согласно ст. 92 Конституции, порядок проведения референдумов устанавливается исключительно Законами Украины.

Ну а теперь самое главное: с 28 ноября 2012 года в нашей стране отсутствует закон, предусматривающий порядок проведения местного референдума.

Как так получилось? Да как обычно, благодаря традиционной недальновидности и откровенной безграмотности наших законодателей.

Долгое время в нашей стране действовал закон «О всеукраинском и местном референдуме», принятый еще в далеком 1991 году. Хороший закон, или плохой, но он был. И была пусть сугубо теоретическая и эфемерная, но все-таки возможность проведения местного референдума.

А потом депутаты вдруг решили срочно поменять законодательство и приняли новый закон «О всеукраинском референдуме», который отменил ранее действовавший закон «О всеукраинском и местном референдуме».

Что это значит?

Это значит, что принятый закон ограничил существующий объем прав и свобод граждан. А именно: до принятия этого закона гражданин теоретически мог реализовать свое право на участие в референдуме, а теперь — не может.

Статья 22 Конституции гласит, что принятие новых законов, которые приводят к сужению содержания и объема существующих прав и свобод не допускается, и такой закон является неконституционным.

Что делать?

Лично я считаю, что старый закон был плохой, и предназначен был только для того, чтобы не допустить проведение каких угодно референдумов по инициативе «снизу». Также я считаю, что порядок проведения местных референдумов должен регулироваться не законом, а уставами территориальных громад, и отображать исторические, ментальные, географические, социологические особенности каждого города, его «нрав и права». Но это в идеале.

Но на сегодняшний день я считаю, что лучше плохой закон, чем никакого, и что закон, неконституционно ограничивающий существующие права граждан, должен быть отменен.

Вернуть гражданам право проведения референдумов может Конституционный суд. Он может признать неконституционным и отменить Закон Украины «О местном референдуме», в части, касающейся прекращения действия Закона Украины «О всеукраинском и местном референдума» (в части, касающейся проведения местных референдумов).

Правом обратиться в Конституционный суд в данном случае обладает: Президент, Верховный Суд, Верховный Совет Крыма, Уполномоченный ВР по правам человека (омбудсман) или 45 народных депутатов Украины.

Как вы думаете, озаботится ли хоть кто-то этим вопросом?

Сергей Дибров, "Инфопорн"

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.