Заборы у моря были головной болью здесь и при Украине. Люди бунтовали, валили ограды, те возникали снова...
Россия поначалу, ко всеобщей радости, начала заборы сносить. Но это был короткий приступ популизма: уже в 2016 море в Крыму стали снова огораживать. Да так, как раньше и не снилось – Южный берег Крыма местами превратился в концлагерь.
Жесть, которую вы видите на этих фото, начинается почти сразу за сияющей огнями Ялтинской набережной. Пройдите пару сотен метров по уничтоженному элитной застройкой Приморскому парку, еще метров триста вдоль чьих-то строящихся владений, где сторожа с собаками резкими окриками погонят вас в обход — и вот она, единственная пешеходная дорожка, ведущая вдоль моря в Ливадию.
Когда-то при Советах и в «лихие девяностые» здесь можно было свободно прогуливаться. Теперь это узкий коридор между чьим-то приватизированным морем с одной стороны – и чьими-то приватизированными парками с другой.
Здесь, в этой мрачной теснине между тюремными заборами, где опасно появляться в темное время суток и где редкие прохожие с опаской поглядывают друг на друга, вы в полной мере осознаете свое место в обществе. Здесь вы поймете, почему крымские чиновники открытым текстом советуют простолюдинам забыть о ЮБК и отдыхать на степных берегах Западного Крыма. И почему обслуга Южного берега, по их словам, не должна селиться ближе четвертой линии от моря.
Заметна любовь новых собственников к определенному типу забора – «Махон». Вообще, это так называемое охранное ограждение, выштамповки которого рассчитаны для крепления датчиков – он прогибается и хорошо вибрирует. На государственных дачах и прочих режимных объектах такие заборы ставят в качестве второй линии — после основного глухого пятиметрового забора (о нем ниже).
Но в Крыму его используют просто как забор. Видимо, потому что «Махон» отечественного производства и относительно дешев – в два-три раза дешевле обычной сварной решетки. Кроме того, при должной степени виктимности и стокгольмского синдрома в установке именно этого типа забора можно усмотреть даже заботу о плебеях: все-таки вид он не закрывает, и ветерок пропускает, давая возможность наслаждаться видом загорающих патрициев.
Если раньше заборы ставили, чтобы брать деньги за проход на пляж, то теперь на многие пляжи не пройдешь и за плату. Теперь забор на ЮБК это граница между кастами: теми, у кого есть привилегия купаться, и у кого ее нет.
Водный кодекс РФ? Законодательные гарантии общедоступности естественных водоемов? Нет, не слышали.
Здесь же на заборе — не лишенное своеобразного остроумия определение «Туристы — это платежеспособные паразиты«, символизирующее отношение к курортникам со стороны ставшего уже нарицательным «крымского сервиса».
Но заборами обносят не только пляжную зону. Вот участок набережной в центре Ялты, там, где ялтинский порт. Это самый-самый центр, начало променада. Может быть забор поставили в качестве прелюдии к тому, что ждет гуляющих на другой стороне набережной?
А вот — знаменитый ялтинский автовокзал, куда прибывают все троллейбусы и автобусы. Не узнаете? Думаете, это зоопарк? Мы тоже сначала не узнали, но это он, вокзал. Обратите внимание — излюбленным «Махоном» обнесен перрон, к которому прибывают автобусы. Садящиеся и сходящие пассажиры оказываются в узкой клетке с контролируемым выходом. Зачем?
По словам директор ГаУП РК Крымавтотранс Игоря Коробчука, появившиеся на крупных автовокзалах заборы — временные, с их помощью предприятие проанализирует людские потоки. Затем размещение заборов хотят скорректировать для удобства людей. В «Крымавтотрансе» заверяют, что доступ ко всем объектам на автостанциях останется свободным.
«Появление заборов это мера транспортной безопасности, — сказал «Примечаниям» директор ГУП РК Крымавтотранс Игорь Коробчук. — На территории всей России уже давно очень серьёзно занимаются этим вопросом. У нас пока выполняется первый этап.
Предприятие вышло на уровень экономически стабильной, прибыльной работы. Поэтому заборы устанавливаются за собственные средства предприятия».
«Закрытой будет только транспортная зона, откуда отправляются автобусы. Туда можно будет попасть только по билетам. Это позволит контролировать безбилетных пассажиров и «передачки», которые водители возят, не зная что в них.» — обьясняет Игорь Коробчук.
Критику по поводу неэстетичного вида заборов и мнение, что эти ограды отпугнут туристов в «Крымавтотрансе» на свой счёт не берут.
«Кроме эстетики есть чёткие параметры, какой забор должен быть. Прописано все вплоть до диаметра прута в заборе. Возможностей для люфта у нас нет. Закупки [забора] были проведены исходя из требований федерального законодательства». — говорит Игорь Коробчук.
Сами крымчане в большинстве эти новшества воспринимают негативно. Растущие повсеместно заборы, появившиеся теперь и на автовокзалах огорчают людей. Можно понять опасения по поводу «передачек», но как вам вот это?
На этой фотографии, облетешей крымские соцсети и СМИ — невиданный доселе забор вокруг бывшей госдачи Андропова в южнобережном поселке Олива. Крымчане в шоке: большинство из них никогда не ездили по Рублевке, и не знают, что подобного рода заборы там обычное дело.
Правда, на Рублевке они не отгораживают вид на море, да и ездят по Рублево-Успенскому шоссе далеко не все. А вот на единственной трассе Севастополь-Ялта, которую любят именно за морские панорамы, открывающиеся из окон машин и пассажирских автобусов, это нонсенс.
Похоже, еще немного, и вся эта чудесная 80-километровая трасса построенная в 1972 году по проекту Гарина-Михайловского, превратится в такой же Освенцим, как пеший путь от Ялтинской набережной в Ливадию. Надо только продать в частную собственность прилегающие к трассе со стороны гор земли и поставить такие же стены слева. Правда, там заповедник, но кого в Крыму останавливают такие мелочи?
Источник: "Примечания"