Киев, центр, Майдан, июнь 2014-го.
Странное и двоякое впечатление производит сейчас это место. Отсюда все началось, и здесь же есть вещи, которые начинают вызывать вопросы даже у киевлян.
Грубая закопченность Майдана странным образом вписывается в роскошь Крещатика: казалось бы, вот дорогой бутик и кафе, а в шаге от них - груды шин и грязные армейские палатки. Запах гари - повсюду, он въелся в дома, в остатки брусчатки, в землю.
Люстрации требует даже знаменитый памятник.
В центре Майдана - алтарь с пофамильными плитами, и - море поминальных лампадок
В центре Майдана по-прежнему стоит сцена, с которой по воскресеньям выступают ораторы на Вече. Народу не особо много, но зато попадаются интересные экземпляры.
Возле сцены своеобразной "декорацией" стоит броневичок. На заднем плане - сгоревший Дом профсоюзов, патриотично задрапированный.
Часть палаток уже убрана, но "донецкая" пока стоит. В числе ее обитателей оказался и житель Краматорска, но сказал, что через день-два собирается домой, к семье, так как беспокоится за семью, - стреляют!
Когда-то с этого места вступал в президентскую должность Виктор Ющенко. Теперь здесь - следы былых схваток, настолько горячих, что оплавился флаг.
Здесь теперь стоит памятный крест.
На месте и ёлка - пропитанная копотью и увешанная обтрепанными флагами и лозунгами. В местных газетах уже не раз мелькали статьи с заголовами в адрес новоизбранного городского головы Кличко: "Виталий, вынеси ёлку!"
Здесь же - маловразумительная символическая плита
Не мешало бы почистить и голубей мира.
На "задворках" Майдана можно увидеть знаменитый водомет и ржавые останки сгоревших автобусов.
Кое-где за палатками по-прежнему стоят ящики с "молотовыми".
Здесь же - народное творчество.
Знаменитый, сгоревший и уже восстановленный, мост между Институтской и Майданом.
С моста открывается вид на печально известную улицу Институтскую...
Снова лампады и даже игрушки
Улицу уже заочно переименовали
Буквально на каждом шагу - памятные знаки о том, что здесь кого-то убили.
Элемент одного из памятных знаков
То самое место на Институтской, ставшее известным всему миру по жестоким кадрам расстрела людей... Теперь здесь появилась часовня.
Редко кто из прохожих проходит здесь мимо, не перекрестившись.
Остатки рекламного щита, за которым прятались телевизионщики, снявшие жуткие кадры.
Среди портретов погибших - и краматорчанин Сергей Бондарев.
За каждым из щитов оборвалась чья-то жизнь.
Знаменитая площадь у стадиона имени Валерия Лобановского. Вход на стадион уже полностью отмыт, очищен от копоти и отремонтирован, брусчатка уже на месте.
Но по другую сторону улицы - жуткое напоминание о былых событиях
Это - копоть.
Возвращаемся на Майдан, к палаткам.
В одной из них открыт мини-музей. Здесь можно увидеть, чем стреляли в майдановцев и чем они защищались.
Неподалеку по-прежнему дымит кухня. В трех здоровенных котлах что-то бурлит, источая аппетитный аромат.
Есть и меню. В изобретательности и присутствии политического юмора поварам не откажешь.
Однако меню читают лишь туристы. Привыкшие же киевляне идут мимо, а если и обращают на что-то внимание, так это на то, что:
1. Практически везде и всюду, на Майдане кто-то собирает деньги. На все подряд. И то, что могло считаться (и считалось) вполне естественным еще несколько месяцев назад, сегодня выглядит, по крайней мере, жалко.
Как видим, коробки практически пусты. То же самое и с помощью для АТО.
2. Майдан, по сути, понемногу превращается в бизнес-проект, или в обычкновенный базар, где продается все. Коробейники с "майданной" символикой стоят стройными рядами и поодиночке, зачастую предлагая обыкновенный хлам по необыкновенно высокой цене.
Рулочник в Виктором Федоровичем стоит 25 гривен. Покупательского ажиотажа не наблюдается.
Здесь торговцы квасом даже "подвинули" палатку майдановцев. Эдакий революционно-коммерческий симбиоз...
И наконец, третьи и главное. Похоже, что в Киеве все больше людей, которые задаются вопросом: что именно теперь делают на Майдане в своих палатках все эти молодые парни, одетые в камуфляж? Основное времяпровождение их выглядит так:
Они не вооружены, их не так много, они ничего "такого" не делают, точнее - не делают вообще ничего. Но праздное шатание группками по Майдану и явное нежелание покидать центр столицы вызывает недоумение у многих.
Хотя... Празднично наряженные индейцы и экзотичные бедуины тоже привлекают туристов и охотников за сувенирами. Но индейцы и бедуины по окончанию рабочего дня переодеваются в привычную одежду и возвращаются к семьям. А вот Майдан для многих, похоже, стал ролью по жизни.