- Ваши паспорта, пожалуйста. Откуда и куда едете? - машину волонтеров остановили на блок-посту на выезде из Краматорска.
- Ми волонтери з Західної України, їдемо допомагати в Семенівку, - отвечает ему черноволосый и загорелый Юрко с "западенским" акцентом.
- А, волонтеры! Конечно, езжайте! – отдает сразу паспорт постовой и пропускает машину.
24-летний Юрко Дидула и еще трое волонтеров из Львова приехали на Восток, "чтобы помочь людям" еще в начале июля.
После того, как ребята поставили окна и обшили балкон жительнице Краматорска, об этом узнали ее соседи. Помощь волонтеров стала нарасхват – люди чуть ли не в очередь становились.
- Женщина, которой мы тогда помогли, участвовала в референдуме и голосовала за ДНР. И вот приехали люди из Львова и помогли, не ожидая ничего в ответ. Ее это очень впечатлило, - рассказывает Юрко.
Тогда у ребят появилась идея развить помощь жителям Востока в более массовую акцию, а Юрко стал одним из координаторов проекта "Будуємо Україну разом".
Волонтеры помогали отстраивать дома в Краматорске, Семеновке, Славянске. За весь период действия движения, по словам организатора Виталия Кокора, на освобожденных территориях побывало около 80 волонтеров. В основном это львовяне, но были люди и из Киева, Харькова.
***
Машина едет дальше по трассе мимо заводских территорий – станкостроительный, машиностроительный, еще какой-то завод. Через время в показывается сильно поврежденная многоэтажка. Во многих квартирах нет окон, в стенах видны дыры от попадания снарядов, посыпавшаяся штукатурка, местами торчит арматура.
В этом доме живут две сестры – Светлана Пустовит (33 года) и Екатерина Разгоняева (24 года). В середине августа, после того, как в город вошла Нацгвардия, девушки вернулись в квартиру и обнаружили, что во время обстрела там повыбивало окна.
Государство не помогает, а самостоятельно восстановить окна они не могут – сидят пока без работы. Когда узнали от немногочисленных соседей, что есть волонтеры с Западной Украины, которые помогают делать ремонт, обратились к ним.
В их квартире будут сегодня работать студент мехмата Володя Урсол и дизайнер Ярослав Тарнавский. Ребят высаживают и машина едет дальше – в Семеновку, на восстановление дома для большой семьи. Так было решено утром, за завтраком.
В Семеновке, которая находится в получасе езды от Краматорска большинство домов пострадало от бомбежки – покосились, стоят без стекол, крыш, некоторые сгорели после прямого попадания снаряда. Но и тут живут люди.
Шестеро волонтеров выгружаются из своей машины возле такого дома – они захватили с собой строительные материалы, цемент – будут возводить стену. Раньше они отремонтировали летнюю кухню, где временно вынуждена ютиться огромная семья турок-месхетинцев- двое мужчин, трое женщин и четверо детей.
Часть ребят приступает к замешиванию смеси для кладки кирпича, остальные рушат уже непригодные остатки стены. Хозяева дома с волнением смотрят на это все. Мама, которая после смерти отца осталась за главную в доме, на турецком говорит сыну, чтобы угол не трогали – он красивый. Волонтеры спорят, что он никуда не годится.
"У нас не в первый раз такое, - возмущается Богдан Велицько, 48-летний львовянин, строитель с опытом. – Я вообще не понимаю, как тут дома строят, фундамента у многих нет. Видать, национальные традиции".
В обед волонтеров угощают домашним сыром, хлебом и чаем.
Семья из Семеновки вынуждена обратиться к волонтерам, так как кроме продуктового пайка и школьных принадлежностей для детей, государтсво вряд ли чем поможет.
Наргиз Мамедова, 30-летняя турчанка-месхетинка, рассказывает, что не понимает, почему в ее доме война:
"Я ни с кем не ссорилась, с соседями мы ладили. На рынке всегда продукты продаем со своих полей. А тут война вдруг – не пойму, как так получилось".
Ее главное желание – чтобы было мирно, тихо. Вот еще сегодня утром что-то рядом с домом разорвалось, потом на днях вертолет летал – такого, говорит, давно не было. Сегодня еще возле дома нашли неразорвавшийся снаряд.
"Отправила вот детей в школу – и сердце не на месте. Пока дойдут домой – переживаю сильно", - говорит Наргиз.
Если военные действия возобновятся, Наргиз и ее семья планируют снова бежать из села - подвал ее дома вряд ли выдержит еще одну бомбардировку.
Культурный обмен
Все волонтеры заняты на ремонте полный день – в восемь утра подьем, завтрак и работа до шести вечера. Работы действительно много. За весь период проекта – 3,5 месяца – они отремонтировали 20 объектов.
Виталий Кокор, глава фонда Львівська освітня фундація, рассказывает, что в первую очередь волонтеры фокусировались на социально незащищенных людях – пенсионерах, инвалидах. Находили их просто – либо проезжали мимо разрушенных домов, либо объявляли о своей акции на местном Майдане – вече в центре Краматорска, которое проходит каждую субботу.
Виталий отлично понимает: чтобы отремонтировать Донбасс, их усилий не хватит. Поэтому цель проекта – не столько строительство, сколько общение.
"Мы пытаемся продвигать культурный обмен. Строительство – способ", - объясняет идею Виталий.
Еще один способ – вечерние встречи с местными активистами и просто интересующимися ребятами – в большинстве своем это молодая публика.
Для них волонтеры читают небольшие лекции, рассказывают о своих проектах, они дискутируют на разные темы и вместе поют украинские песни.
Например, Маркиян Максимьюк, 26-летний львовянин, делился своей идеей создания молодежной платформы.
"Мне кажется, наш опыт организации молодежной платформы очень актуален тут, в Краматорске. Из несформированности или неправильного формирования социума исходит большая часть проблем", - уверен Маркиян.
Проект подходит к концу, и волонтеры собираются домой – холодает, многим надо возвращаться на учебу. Но Виталий планирует продолжить сотрудничество с местными активистами. 22-летний Николай Дорохов из Краматорска будет создавать и развивать креативное пространство, а Виталий будет ему в этом помогать.
"Многие считают, что сейчас необходимо помогать армии. Но мы думаем, что на Донбассе важно строить гражданское общество. Если сделаем это, то армии тут будет делать нечего", - уверен волонтер.
"Тут живут украинцы"
Наработавшись за день, все съезжаются домой, на ужин, который в этот заезд готовит единственная девушка – 24-летняя Люда Крижановская. В "обычной жизни" она социальный работник и студентка политологии в Италии. В Краматорске Люда следит за хозяйством и кормит волонтеров – галушками, котлетками, супами и борщами.
"Люди, которых я тут встречала - я ими восхищаюсь, - делится Люда впечатлениями о Восточной Украине. - Когда я впервые ехала в Киев, говорила, что во Львове легко быть патриотом, а в Киеве это значительно тяжелее. Но тут это почти героический поступок".
Было и такое, что девушку называли бандеровкой, - на рынке, например, но для нее это, скорее, интересно, чем обидно:
"Если начинаешь с такими людьми дискуссию, то они пытаются тебе что-то доказать, но одновременно слушают. Или начинают просто кричать – "что ты мне здесь рассказываешь, что ты видел? Я 30 лет проработал на заводе".
Быстро перекусив, парни берутся за работу: кто-то помогаетрезать, кто-то убирает в доме. Условия у ребят спартанские: спят на карематах и в спальниках, удобства – на улице. Небольшой дом, более, чем скромный, который волонтерам для проживания дал местный священник, постепенно начинает заполняться людьми.
Местные девушки – Кристина и Вика – зовут волонтеров во двор. Ребята выходят, рассаживаются на скамейках вокруг небольшого костра.
- Друзі, ми дуже раді, що познайомились з вами, - начинают краматорчанки на украинском свою речь. – Ви відкрили дуже багато для нас цікавого, ми стали ніби одна сім'я, хоч і живемо на різних краях України. Ми будемо завжди про вас пам'ятати, а це вам на згадку про нас.
Девушки достают из маленького пакетика браслеты, сделанные из тесьмы с украинским узором, раздают ребятам, обнимая каждого. Волонтеры, видно, взволнованы и рады, примеряют браслеты, благодарят.
Слышен смех, подходят еще гости, садятся возле костра, говорят о Краматорске, войне, добровольцах и что делать дальше.
Волонтеры делятся, что путешествие на Восток стало для них открытием.
"Я ожидал увидеть совсем другое отношение людей - думал, что оно более враждебное. Но оказалось, что наоборот. Люди очень приветливые, добрые", - рассказывает Володя Урсол, который "волонтерит" уже третью неделю.
"Самое важное, что я тут увидел – Донбасс - это Украина, а не Россия. Нельзя отмахиваться и говорить – да пусть к России отходят. Тут живут украинцы", - считает Ярослав Тарновский, который вместо поездки в Польшу выбрал волонтерство в Донбассе.
Тетяна Козак, "Инсайдер"
______________
Смотрите по теме: "Украина самоустранилась от ремонта разрушенного войной жилья"
Комментарии