На НКМЗ отметят 30-летие со дня успешного старта ракетно-космической системы «Энергия-Буран»

Запуск советского "челнока" состоялся 15 ноября 1988 года.

15 ноября исполняется 30 лет успешного старта ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Это самая масштабная программа советской космонавтики, в которой были задействованы 1206 предприятий, почти 100 министерств и ведомств СССР.

Новокраматорский машиностроительный завод участвовал в этой программе уникальной транспортно-установочной техникой, - напоминает пресс-служба предприятия. 

Транспортно-установочный агрегат (ТУА) 17Т12 был признан вершиной технического творчества и конструкторского профессионализма автора концепции машины Ю.А. Сердюка и ведущего конструктора И.Н. Тюпина. Машина, которая состояла из сложнейших механизмов и агрегатов, весила около 2756 т, имела длину 56,3 м, ширину 29,5 и высоту 21,2 м. По оценке генерального конструктора стартового комплекса академика В.П. Бармина, создание наземного оборудования РКС «Энергия-Буран» явилось крупнейшим достижением науки, техники и промышленности СССР.

Вторая уникальная машина проекта - подъемно-установочный агрегат (ПУА) 17У535. Он предназначен для перегрузки челнока и секций ракеты «Энергия» с самолета «Мрiя» на транспортер и обратно. Уникальный агрегат обеспечивал шесть степеней свободы траверсы, мягкую посадку, зачаливание грузов, позволял удерживать «Буран» от раскачивания ветром скоростью до 17 м/сек. Авторы уникальной машины - ведущие конструкторы В.Д. Бородай и Г.Д. Бривко.

buran2

Кроме того, НКМЗ получил заказ и успешно справился с созданием уникальных керамических пластин, защищавших корабль-«челнок» от сверхвысоких температур.

Стартовав ровно в 6 часов утра, «Энергия» вывела «Буран» за 476 с на высоту около 150 км.

После отделения корабля, был осуществлен двукратный запуск его двигательной установки, что обеспечило достижение первой космической скорости и выход на опорную круговую орбиту высотой 260/250 км с наклоном 51,6° и периодом обращения 89,5 мин. Задание предусматривало выполнение только 2 витков – 205 минут полета. Заправка топливом была минимальной – 8 т. В последующих полетах, при полной заправке в 14 т, корабль с грузом 27 т мог выйти на орбиту высотой 450 км. Для выполнения длительных и особо энергоемких программ (орбита до 1000 км) предусматривалась установка дополнительных топливных баков в отсеке полезной нагрузки, что позволяло удвоить максимальный запас топлива.

Возвращение корабля на Землю производилось в сложных метеоусловиях: борясь с сильным встречно-боковым ветром, «Буран» совершил ювелирную посадку на полосу аэродрома «Юбилейный» посадочного комплекса космодрома. Наблюдавшие за полетом летчики-испытатели сразу оценили мастерство, с каким была выполнена безмоторная посадка необычного аппарата в сложнейших погодных условиях. Наибольшее восхищение вызывало то, что никто не вмешивался в управление. Полностью автоматическая посадка беспилотного космического аппарата на полосу аэродрома! История мировой авиации и космонавтики такого еще не знала!

Казалось, бы, после такого триумфа следовало энергично готовиться к следующему запуску, но громкий успех не смог опровергнуть давно высказываемые сомнения о целесообразности этой системы. Как сказал Главный конструктор ракеты-носителя «Энергия» Б.И. Губанов: «В то время прорисовывалось, что «Энергия» еще никому не нужна...

 Сейчас НКМЗ выпускает только гражданскую технику, но на заводе с гордостью вспоминают космическую историю предприятия, на протяжении которой решались сложнейшие проектные и технологические задачи.

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.