Новогоднее обращение президента России 31 декабря 1999 года поставило "на уши" весь мир.
20 лет назад, 31 декабря 1999 года, первый президент России Борис Ельцин объявил о своей отставке. Исполняющим обязанности главы государства стал премьер-министр Владимир Путин, который через три месяца выиграл выборы — и продолжает руководить страной до сих пор.
"Это был первый случай добровольной, прижизненной мирной передачи власти в истории России. Все участники и свидетели тех событий пересказывают примерно одну версию случившегося. Мы проанализировали ее и постарались сформулировать, на какие вопросы до сих пор нет ответов", - пишет издание "Медуза".
Откуда известны подробности отставки Ельцина?
Наиболее детально обстоятельства отставки Бориса Ельцина описаны в его книге «Президентский марафон», изданной в 2001 году. Непосредственно писал эту книгу, по его собственному утверждению, Валентин Юмашев — бывший глава администрации Ельцина, затем его советник, а впоследствии муж дочери Татьяны Дьяченко. «С последней книгой было совсем легко, — рассказывает Юмашев. — Я сам участвовал во всех этих событиях 1996-2000 годов… Я писал и, если у меня вдруг какие-то вопросы возникали, приезжал к нему».
Версия отставки из «Президентского марафона», которая была сформулирована, по всей видимости, при участии Юмашева, кочевала из одного российского издания в другое — пересказанная с большими или меньшими подробностями. Впрочем, источников, более близких к тем событиям, в распоряжении историков и журналистов все равно не было — и быть не могло.
Убедиться в достоверности сказанного в «Марафоне» трудно. Поэтому так важны дополнительные свидетельства — например, воспоминания других участников событий. Правда, поскольку Владимир Путин продолжает оставаться президентом, эта тема по-прежнему остается чувствительной для многих людей, находившихся в Кремле на рубеже 1990-х и нулевых — и к их словам также следует относиться критически.
Наконец, остаются еще материалы, выпущенные тогдашними СМИ. Инсайды журналистов (их проверить еще сложнее) тоже полезно сравнить с «канонической» версией происходившего в Кремле, которая оформилась позже.
Как все произошло?
Слухи о том, что Борис Ельцин может покинуть президентский пост до окончания второго срока, появлялись еще в середине 1990-х на фоне стремительного падения его личной популярности. Перед выборами 1996 года обсуждалась даже вероятность того, что он вообще не пойдет на второй срок — однако в итоге Ельцин участвовал в кампании.
Интересно, что новая волна разговоров о досрочном уходе первого президента РФ почти одновременно сопровождалась противоположными по смыслу слухами — о том, что он попытается остаться на третий срок, то ли поменяв Конституцию, то ли заставив Конституционный суд признать, что в первый раз избирался по другому закону (и вообще в другой стране, поскольку СССР еще существовал), поэтому засчитывать первый срок не нужно.
Дело было осенью 1998 года. Тогда глава администрации Ельцина Валентин Юмашев объявил о введении так называемого «особого порядка работы президента», суть которого, по версии газеты «Коммерсант» состояла в том, что глава государства добровольно отказывался от активного участия в политическом процессе. Причина — крайняя степень непопулярности в обществе, особенно после дефолта 17 августа, а также ухудшающееся здоровье самого Ельцина. На практике «особый порядок» не стал важной вехой в истории страны, но сам факт его введения служит довольно ярким свидетельством того времени.
Два последних года пребывания Ельцина на посту президента отмечены регулярной сменой правительств, которые по аналогии с последними годами существования Российской империи, называли «министерской чехардой». С 1998 года сменились четыре премьер-министра (при том, что до этого Виктор Черномырдин был во главе правительства почти шесть лет): Сергей Кириенко, Евгений Примаков, Сергей Степашин, Владимир Путин. Назначая последнего, Ельцин объявил, что видит его на посту президента после своего ухода — при том, что Путин был почти неизвестен широкой публике. Причем, по утверждению Юмашева в книге Петра Авена «Время Березовского», выбор в пользу Путина Ельцин на самом деле сделал, уже назначая Степашина несколькими месяцами раньше.
Дальше начался стремительный рост рейтинга Путина, падение популярности оппонентов Кремля, прежде всего, московского мэра Юрия Лужкова и бывшего премьера Евгения Примакова — и, как итог, думские выборы 19 декабря 1999 года, на которых созданное всего несколькими месяцами ранее прокремлевское движение «Единство» заняло второе место.
Как пишет Ельцин, именно Путину он первому сообщил о намерении уйти в отставку. Случилось это еще до парламентских выборов. «Тогда первая реакция Путина меня обескуражила: „Думаю, я не готов к этому решению, Борис Николаевич“, — вспоминает Ельцин. — Нет, это не была слабость. Путина слабым не назовешь. Это было сомнение сильного человека. „Понимаете, Борис Николаевич, это довольно тяжелая судьба“». После этого президент стал рассказывать своему будущему преемнику о деталях собственной биографии, а потом переспросил: «Ну, так как? Вы мне все-таки не ответили». — «Я согласен, Борис Николаевич».
По утверждению Ельцина, в тот день он еще не назвал дату своего ухода, хотя уже знал, что это будет 31 декабря. Журналист Леонид Млечин, размышляя о том, что могло заставить Ельцина уйти раньше срока (ведь он все время мечтал о добуквенном соблюдении Конституции), предположил, что на него могла оказать влияние красота даты: начало нового века, миллениум — и в него Россия вступает с новым президентом.
28 декабря Ельцин записывал новогоднее телеобращение, но по окончании съемок сказал: «Голос у меня получился какой-то хриплый. И текст не нравится. Будем переписывать», — и сообщил, что новая запись состоится в последний день года. Тем же вечером он рассказал о своем решении Александру Волошину и Валентину Юмашеву, действующему и бывшему главам своей администрации. «Волошин смотрит на меня не мигая. Юмашев тоже замер, ждет, что я скажу дальше, — писал Ельцин. — Позднее Волошин сказал мне, что он настолько растерялся в тот момент, что чуть не потерял самообладание, комок к горлу подступил». Тем самым Ельцин подчеркивает, что решение для его окружения было полной неожиданностью.
Дальше обсуждались технические детали, а Юмашев предложил рассказать о решении дочери Ельцина Татьяне Дьяченко, которая к тому времени стала ближайшей советницей президента. Дьяченко сразу после отставки Ельцина рассказывала «Коммерсанту», что начала догадываться о планах отца за месяц до этого, когда во время визита в Китай он «попробовал местной еды», чего раньше никогда не делал.
На следующий день Ельцин еще раз поговорил с Путиным и сообщил, что тот станет и. о. президента России уже 31 декабря: «Рассказываю, как хочу выстроить это утро, как события будут следовать друг за другом. Телеобращение, подписание указов, передача ядерного чемоданчика, встречи с силовиками и т. д. Вместе вносим незначительные коррективы в наш, теперь уже совместный, план».
Только утром 31 декабря Ельцин рассказал о своем решении жене Наине. Он вспоминал, что «кинулась, как вихрь какой-то, целовать, обнимать», но потом звонила Татьяне Дьяченко: «Таня, я тут подумала, нельзя сегодня объявлять об отставке. Зачем людей беспокоить, зачем им волноваться, переживать?.. Представляешь, надо Новый год праздновать, а президент ушел. Что, не мог пару дней подождать? Новый год закончится, и можно будет уходить. Подумайте, поговори с папой еще». Но план остался прежним. Ельцин зачитал обращение, которое в течение дня несколько раз показывали по телевидению. Кстати, фразы «Я устал, я ухожу» в нем не было.
«Когда было прочитано обращение и выключена камера, Борис Николаевич достал из кармана носовой платок и приложил к глазам, — писал „Коммерсант“. — Отставной президент не хотел, чтобы телевизионщики видели его слезы. Татьяна Дьяченко подошла к отцу, взяла его за руку и тоже заплакала. Наконец Ельцин взял себя в руки. „Теперь вы понимаете, почему я вызвал вас сегодня. Я долго думал об этом“, — сказал он телевизионщикам. И велел принести шампанское».
31 декабря 1999 года в 12 часов дня по московскому времени Владимир Путин стал исполняющим обязанности президента и первым подписал указ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
«Берегите Россию», — сказал Ельцин Путину, уходя из своего кабинета в Кремле.