События из ПАСЕ и скандал вокруг возвращения моряков на самом деле тесно связаны.
Между Западом и Россией еще до прихода на пост президента Украины Владимира Зеленского существовал негласный план, по которому освобождение пленных украинских моряков и возвращения кораблей должно быть частью более широкой договоренности. Об этом пишет "Европейская правда".
Несмотря на то, что Москва должна была освободить моряков по решению трибунала ООН по морскому праву – за выполнение этого решения РФ выторговала уступки от Запада, говорится в статье.
По этому плану, Запад возвращает России полномочия в ПАСЕ без всяких, даже малейших исключений. Россия в ответ находит схему освобождения моряков и допускает в Крым мониторинговую миссию Совета Европы. И, конечно, Москва восстанавливает платежи в бюджет СЕ, где она уже накопила долг около 70 миллионов евро. По данным ЕП, сигналы о таком пакете поступали украинским дипломатам еще в конце президентства Петра Порошенко, но как "ультиматум", то есть "предложение, от которого нельзя отказаться". Владимир Зеленский был честным на брифинге в четверг, когда заявил, что решение о возвращении РФ в ПАСЕ Запад принял еще до его прихода на должность. Канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон поставили его перед украинской стороной только сейчас, во время визитов президента Украины в Париж и Берлин, однако согласия Зеленского на эту сделку они не получили. "Нам продают то, о чем они уже договорились с Россией", - заметил тогда один из собеседников ЕП, информированный о ходе переговоров.
Москва была убеждена, что снятие с нее санкций в ПАСЕ – то решенное дело. А когда ассамблея, сплоченная вокруг немцев и французов и мобилизованная ими же, на беспрецедентном ночном заседании приняла "убийственный" механизм санкций, настала очередь для шага второй стороны, то есть России. Именно так появилась нота России с предложением об освобождении моряков. Конечно же, по российскому сценарию. Россия направила этот документ в Киев во вторник вечером – то есть через день после первого решение ПАСЕ относительно санкций и за день до второго голосования, которое должно было бы окончательно подтвердить полномочия россиян без всяких ограничений. Это логично – когда стороны не доверяют друг другу, то приходится двигаться маленькими шагами, чтобы никто не "кинул" другого. И, кстати, Зеленский действительно заранее не знал о появлении такой ноты (ведь все эти переговоры, напомним, проходили без участия Украины). Вряд ли Берлин и Париж, согласовывая с россиянами эту пакетную договоренность, проговаривали юридические детали того, как именно Россия планирует выпускать военнопленных. Но именно в деталях были спрятаны проблемы.
Напомним, что в Парламентской ассамблее Совета Европы поддержали резолюцию об утверждении полномочий делегации Российской Федерации без введения каких-либо санкций. “За” соответствующую резолюцию проголосовали 116 парламентариев, “против” - 62, 15 “воздержались”. В то же время, ПАСЕ отказалась поддержать поправку к резолюции относительно осуждения незаконной аннексии Крыма Россией и об участии России в военном конфликте на востоке Украины.