По какому пути могут развиваться события в Беларуси

В бело-красно-белой революции наступил период неустойчивого равновесия. Событий и фактов множество, каждое из них, вроде бы, важно. Но они лишь подправляют и уточняют картину этой шаткости, ничего не меняя в ней существенно. С другой стороны, любые многословные рассуждения могут устареть и обессмыслиться в одну минуту, когда и если произойдет нечто, способное перевернуть ситуацию.

Поэтому сейчас кажется полезным рассмотреть разные варианты развития событий, - пишет аналитик информационного агенства "Укринформ" Олег Кудрин.

ДИКТАТОР ПРОТИВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Но для этого, прежде всего, нужно систематизировать противостоящие стороны этой революции, а также внешних игроков, которые могут сыграть существенную роль.

002

На первое – действующая власть во главе с создателем режима Александром Лукашенко. Выборы, прошедшие со множеством очевидных нарушений, начали процесс делегитимизации. А жесточайшие репрессии, развязанные в первый же вечер после выборов и длившиеся трое суток, сделали необратимой дискредитацию его как популярного авторитарного лидера. Попытка подтвердить свою легитимность по украинскому (Янукович-2013 с антимайданом) и российскому (Путин-2012 с митингами на Поклонной горе) образцам оказалась неудачной. Лукашенковский воскресный митинг 16 августа, организованный по разнарядке, собрал участников в пять раз меньше, нежели протестные акции оппозиции. А выход «в народ», общение с рабочими 17 августа было просто позорным: крики «Уходи!» прямо в лицо «бацьке» – не самое жесткое из высказываний. Это лишний раз наглядно подтвердило утрату Александром Григорьевичем авторитарной легитимности Вождя. Осталась только опора на властную вертикаль и прежде всего силовые органы.

003

Противостоит диктатору гражданское общество Беларуси, сформировавшееся под грубым силовым воздействием и уже показавшее свою силу, неуступчивость. При этом, справедливо опасаясь персональных репрессий, протест вынужденно имел сетевую структуру, без ярко выраженных лидеров. И все же некоторые персоны и структуры выделить можно.

004

Светлана Тихановская – основной соперник Лукашенко на выборах. Судя по протоколам тех участков, где итоги не удалось сфальсифицировать, она уверенно победила уже в первом туре. После запугиваний силовиков женщина была вынуждена уехать в Литву.

005

Тихановская, не имеющая опыта политической борьбы, тем более такой жесткой, как кажется, еще не совсем отошла от давления, оказанного на нее силовиками. И все же она продолжила политическую деятельность – начала записывать видеообращения к народу. Самым важным стал призыв к созданию Координационного совета для обеспечения трансфера власти.

Помощница Тихановской Ольга Ковалькова опубликовала в Facebook список совета из 35 человек, куда вошли многие авторитетные люди, начиная с первой по алфавиту, лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич. Позже Ковалькова обратились к бастующим, стачечным комитетам с призывом делегировать своих представителей. Ожидается, что во вторник состоится первое заседание Координационного совета. И это важный прецедент.

В отдельного и самого серьезного противника Лукашенко превратились бастующие предприятия. В том или ином виде к забастовке присоединились очень многие, начиная с самых крупных заводов страны, поддерживают ее и независимые профсоюзы Беларуси. Режим участия в забастовке у всех разный. В ответ, конечно же, идет запугивание тех, кто начал забастовку, или готовится к ней. С другой стороны, объявлено о работе над созданием Национального забастовочного комитета.

По-прежнему важную роль в координации протеста играет Telegram-канал NEXTA, NEXTA Live. Он базируется в Варшаве, по этой причине совершенно недоступен для Лукашенко. А мессенджер-соцсеть Павла Дурова обеспечивает надежное оперативное размещение и прочитывание контента. Поэтому белорусскую революцию еще неделю назад начали называть Telegram’ной.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРОКИ И НАБЛЮДАТЕЛИ

Конечно, наибольшее внимание в этом смысле обращено на Россию. Все знают о ее имперских амбициях и помнят о навязывании Беларуси «углубленной интеграции», вплоть до слияния. При этом потенциально у России есть множество рычагов воздействия на ситуацию в Беларуси: экономический, информационный, агентура влияния, а также договоренности в рамках Союзного государства РФ и РБ, СНГ и ОДКБ. Пока что Кремлю нет смысла активно вмешиваться в белорусские события. Но там, без сомнения, просчитывают разные варианта реакции при изменившихся обстоятельствах.

006

Евросоюз. Здесь традиционно наибольшую активность проявляют страны, более других пострадавшие от имперской политики России – Польша, Литва, Латвия, Эстония. По инициативе Польши в среду пройдет внеочередной саммит ЕС, посвященный ситуации в Беларуси. А Литва, где находится Тихановская, несет особую ответственность за ее безопасность и дееспособность. Евросоюз, не признав Лукашенко избранным президентом, уже принял персональные санкции против него и его приближенных. В ЕС говорят о принципиальной готовности выделить финансовую помощь жертвам репрессий, медийному плюрализму и даже бастующим. (Большая решительность ЕС по сравнению с Евромайданом объясняется несколькими причинами, в том числе тем, что тут речь идет о выборах и явно подтасованных результатах. Поэтому и выход из кризиса кажется простым, очевидным – новые, честные выборы или же признание Тихановской. Во-вторых, Россия не включала на международной арене свою информационную и дипломатическую машину по дискредитации белорусского протеста. Да и делать это ей было бы труднее, поскольку нет языкового и националистического элемента, на котором Москва давно и умело паразитирует).

США и Великобритания также решительно выступают в поддержку гражданского общества, оппозиции Беларуси. Но поскольку в ЕС у Беларуси есть такие энергичные адвокаты, как названная четверка, особенно Литва и Польша, имеющие не только большую общую границу, но и тесную историческую связь, то «англосаксы» в этом случае могут себе позволить не быть локомотивами процесса.

007

Китай. Он находится в тени. Но, на самом деле, играет в конфликте и в поддержке Лукашенко важную роль. Нельзя забывать, что в ежегодном послании белорусскому народу и Национальному собранию батька называл «друга Беларуси» Китай не реже, чем Россию. И первым Лукашенко с победой поздравил Си Цзинпин. Говорят, что единственные врачи, которым сейчас доверяет Лукашенко и которые его лечат, – китайские.

Украина. До передачи Минском России 32 «вагнеровцев» казалось, что наша политика на этом направлении строится по принципу «доброго и злого следователя». А после этого события и неспровоцировано резких заявлений Лукашенко в адрес Украины – оба «следователя» стали недобрыми. При этом совершенно правы те, кто говорят, что сейчас уж точно нельзя полагаться на давние обещания Александра Григорьевича, что российской армии на белорусско-украинской границе не будет. Отзыв украинского посла из Минска для консультаций показателен. Сейчас ситуация совершенно другая. В любом случае, отношения с Беларусью нужно будет выстраивать наново.

СЦЕНАРИИ. ТРЕЩИНКИ ВО ВЛАСТИ И ВОЗМОЖНАЯ НОВАЯ ВЛАСТЬ

В конфликте Лукашенко с гражданским обществом Беларуси позиции сторон абсолютно несводимы, противоположны. Диктатор сказал, что требование «Уходи!» не выполнит и переговоры вести не будет. В свою очередь, оппозиция по-прежнему требует освобождения задержанных и политзаключенных, а также ухода Лукашенко. В этих условиях диктатор пытается подменить повестку дня, вновь начинает говорить о конституционной реформе, о референдуме, которые якобы планирует. И это похоже на отговорки Януковича-2013-2014: «Какой смысл протестовать сейчас, если через год – выборы». Но так же, как и тогда в Украине, доверия этим словам нет. И аргумент похожий: «Если сейчас остановимся, все окажемся в Окрестино» (изолятор в Минске, куда свозили и где продолжали избивать задержанных).

008

Тактика Лукашенко понятна (и вновь-таки похожа на януковическую – на второй стадии Майдана). Если жестоко задушить протест не удалось, нужно переждать его активную, активистскую часть в надежде, что эйфория пройдет, наступит разочарование. Но фактор забастовки обостряет ситуацию: ОМОН и спецназ могли бить рабочих и их семьи, но они не могут встать на их место за конвейер.

Однако здесь есть некоторый резерв времени. Беларусь, не принимавшая коронавирусных ограничений, сейчас входит в стадию забастовки, как аналог карантина (только против не коронавируса, а короны диктаторы). Другие это пережили, Беларусь – только сейчас. И по прогнозам экономистов, ощутимые негативные последствия начнутся после двух недель забастовки (за исключением предприятий непрерывного цикла; на том же металлургическом заводе уже полностью останавливали работу, сливали металл, но потом все же запустили процесс).

Трещинки во властной белорусской вертикали уже пошли. Отставка посла в Словакии, минский пикет двух работников МИДа. Протесты и увольнение телевизионщиков, в том числе медийно узнаваемых ведущих. Честная работа гродненского ТВ при освещении событий. Рапорты об отставке силовиков среднего и нижнего звена. Однако, это не носит массового системного характера. И пока нет свидетельств, что раскол дошел до властных элит. Из поддержавших протест самый статусный на данный момент – экс-министр культуры, гендиректор национального Театра им. Янки Купалы Павел Латушко. Вместе с ним уволился весь коллектив театра. То есть процесс, конечно, начался и идет, но в таком темпе и без ускорения он может идти долго.

Потому так важен прецедент появления альтернативных органов власти. Тихановская, находящаяся в Вильнюсе, обладает некоторым авторитетом и легитимностью. Но эффективно и оперативно руководить протестом из эмиграции невозможно. Инициированный ею Координационный совет имеет шансы стать центром силы, центром власти. Но это если он станет реально работающим. И особенно – если в нем появятся представители забастовочных комитетов.

009

В свою очередь, Лукашенко прекрасно понимает опасность, исходящую от Координационного совета. Вопрос в том, какие действия он предпримет. И с кем – с силовиками, с креативщиками? Начнет арестовывать, похищать и запугивать? Но вместо выбывших членов Совета можно кооптировать новых. А персональные преследования известных, публичных людей породят новую волну протеста. Или режим попытается дискредитировать и внести раскол, маргинализуя созданный орган, блокируя его работу? Это, пожалуй, даже сложнее, поскольку гражданское общество абсолютно не верит власти и аффилированным с ней источникам.

Более того, новый виток репрессий против выдвигаемых лидеров протеста может вызвать согласованную реакцию Запада – в том числе, о признании легитимными как «президента в эмиграции» Тихановской, так и создаваемых ею органов.

НОВАЯ И СТАРАЯ ЕВРОПА – ЗА БЕЛАРУСЬ

В этом смысле белорусская революция особенно важна как прецедент. Старой Европе, территориально более далекой от постсоветского пространства, а экономически близкой России, все труднее спорить с Новой Европой, когда та говорит о необходимости более активной поддержки демократии во время подобных революций и кризисов. В 2008 году с подачи Кремля можно было говорить, что «грузины сами напали». В 2013-2014-х можно было говорить об ужасных националистах и ущемленных правах русскоязычных. Сейчас в Беларуси – кристально чистый вариант народной революции против постсоветского, неосоветского диктатора. В этом даже трудно найти поводы, зацепки для дискредитации происходящего в Европе, при помощи проплаченного полезного и отчасти левого идиотизма. В таких условиях Польша и Литва, Латвия и Эстония будут бить в колокола. А старым европейским тяжеловесам трудно будет совсем уж игнорировать их инициативы и лишь «выражать тревогу».

010

Но это в работу пока не вступала Россия, Кремль. В начале выборов все три главных оппозиционных кандидата казались (и не без оснований) пророссийскими. На том этапе многовекторность Лукашенко заключалась не столько в поисках союзников, сколько в обвинениях в адрес уже найденных врагов, которыми были и Запад, и РФ. При одновременном утверждении, что все они и союзники: «мы – Европа», а «русские – нам братья».

Однако революция идет не под старо-советским красно-зеленым флагом, а под национальным бело-красно-белым. И даже в крайне русифицированной стране революция оказывается национально-демократической – с обязательным знанием для начала хотя бы пяти белорусских слов: «Жыве Беларусь», «Верым! Можам! Пераможам!». Запад, естественно, четко становится на сторону оппозиции, против фальсификаций и репрессий. А России в ее нынешнем состоянии странно было бы критиковать и то, и другое. Поэтому совершенно естественно, что Лукашенко вынужден развернуться в сторону одной России. Плюс идеальный его союзник – Китай (в свою очередь тоже уже имеющий некоторое влияние и на «великую Россию»).

ПРОТИВОПОЛОЖНО РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ КРЕМЛЯ

Но вот Москва не торопится делать резкие движения. В ее интересах – дестабилизированная Беларусь, измученная локаутами, разочарованная и пообносившаяся. Правда, при этом есть некоторый риск для Кремля – что белорусская революция войдет в резонанс с российскими протестами (в Хабаровске, Башкирии, Архангельской области и т.д.). Но не уверен, что там это считают такой уж серьезной опасностью – гэбисты слишком уверены в своей способности «что-то придумать», «замутить» и «разрулить».

011

В этом смысле очень любопытна ситуация с тяжелыми грузовиками «Росгвардии», которые, повинуясь неведомому инстинкту природы, с разных городов России вдруг побежали в сторону Смоленской области. Не думаю, что это говорит о скором вторжении или вторжении вообще. Если в стране имеется 300-400 тысяч накачанных и хорошо экипированных бездельников, то странно было бы не держать хотя бы пару тысяч этих созданий на границе с соседом, у которого революция. Их наличие там – уже аргумент, угроза.

Причем обоюдоострая. Ведь не факт, что те придут на помощь именно Лукашенко. По ситуации, они (плюс специалисты другого профиля, срочно доставленные вертолетом) вполне могут и «встать на сторону народа». Тогда Хафизулла Лукашенко умрет от инсульта во время захвата, а на скорых выборах к власти придет Бабарико Кармаль.

Вот тогда роспроп оживится и расчехлится. НТВ достанет с полок пятисерийный документальный фильм-расследование 2010 года «Крёстный батька». ВГТРК же начнет срочно клепать жуткие теле-разоблачения обезумевшего диктатора, развязавшего садистскую войну против собственного народа, которому пришли на помощь русские братья, направленные Путиным. Да, ВВП такой – добрый, до смерти зацелует, народ его любит. И он любит русский народ. И белорусский, кстати тоже… В таких условиях белорусскому гражданскому обществу, находящемуся в состоянии эйфории после свержения диктатора, и имеющему две составляющих протеста – прозападную и пророссийскую – непросто будет противостоять «братской интеграции».

Но это пока только в планах. И, видимо, не самых близких. А сейчас – август, главные пропагандисты в отпусках. На данный момент у Кремля иная повестка дня – вялая поддержка Лукашенко, ожидание дальнейшего ослабления, как диктатора, так и оппозиции, всей Беларуси в целом. А также надежда на то, что реакция Запада все же не будет слишком решительной (чтобы победа не была одержана в связке с ним), а деятельность белорусского протеста – достаточно координированной.

Несмотря на наличие Координационного совета. А это, кстати, словосочетание с отвратительной репутацией. Координационный совет российской оппозиции, созданный осенью 2012 года, был показательно беспомощным и несостоятельным.

Но, будем надеяться, что в Беларуси окажется иначе.

P.S.:  Создание белорусской оппозицией Координационного совета – это попытка захвата власти в стране со всеми вытекающими последствиями. Об этом сказал президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании с членами Совета безопасности, сообщает БЕЛТА во вторник, 18 августа.

"Они нам подкидывают другую сторону. И требуют ни много ни мало – передать им власть. Значит, мы это расцениваем однозначно: это попытка захвата власти со всеми вытекающими последствиями", – подчеркнул Лукашенко.

"Поэтому я хочу предупредить тех, кто вошел в этот штаб, что мы будем принимать адекватные меры. Но исключительно по Конституции и закону. У нас достаточно этих мер, чтобы остудить некоторые горячие головы", – предупредил президент.

Лукашенко высказался и в отношении состава оппозиционного совета: "Из бывших "прикорытников", как они их называют. Там бывшие, обиженные, которые когда-то походили во власти, и откровенно отвязанные нацисты. Посмотрите этот список..."

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.