«Миграционный» шантаж Европы

Почему Лукашенко старательно выполняет роль «добровольного путинского провокатора»

Сухопутная граница Европейского Союза протяженностью 6000 километров между Украиной, Беларусью, Молдовой, Российской Федерацией и восточными странами-членами (Эстония, Финляндия, Венгрия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Словакия, Болгария и Румыния) до недавнего времени не была воротами для нелегальной миграции. Согласно данным Fortex (Европейского Агентства пограничной и береговой охраны), масштабы нелегальной миграции на всей восточной границе были значительно меньше, чем на любом другом миграционном пути в ЕС, и составляли всего доли процента от общего количества.

В 2015 году, когда наплыв беженцев в страны Европы достиг небывалых со времен Второй мировой войны размеров, на восточной границе зафиксировали 1927 случаев нелегальных пересечений. Для сравнения: западно-балканским путем в том же году в ЕС нелегально попало 764 тысячи 33 человека, а восточносредиземноморским путем – 885 тысяч 386. Даже временным путем нелегальной миграции, арктическим, который образовался в период с октября по декабрь 2015 года, в ЕС попало около 6000 просителей убежища преимущественно из Афганистана и Сирии – втрое больше, чем за весь год через восточную границу.

В этом году ситуация на восточной границе ЕС изменилась радикально. По сравнению с 2020 годом количество случаев нелегальных пересечений выросло на фантастические 1407%. Однако поражают не так абсолютные цифры, относительно невысокие (скажем, на данный момент немецкая полиция зарегистрировала 6600 нелегально прибывших с территории Беларуси мигрантов, преимущественно в октябре). Больше всего поражает способ, которым они были достигнуты: этот канал нелегальной миграции искусственно создал режим самопровозглашенного президента Беларуси.

Мигрантов завозят централизованно в страну, соблазняя обманчивыми перспективами дальнейшего легкого трансфера в ЕС, концентрируют их на западных границах, где под дулами автоматов фактически толкают на штурм, не давая возможности вернуться. Ранее на белорусско-литовской, а сейчас на белорусско-польской границе события напоминают фронтовые сводки: провокации, прорывы, столкновения, выстрелы. Таким образом Лукашенко мстит соседним странам ЕС за поддержку белорусской оппозиции.

До Лукашенко так поступал Каддафи, покойный диктатор Ливии в 2011 году. В отместку за поддержку Италией противников своего режима Каддафи «превратил в ад» Лампедузу, небольшой итальянский вулканический остров в Средиземном море, отправив туда на лодках тысячи отчаянных африканских мигрантов, сотни которых погибли при попытке пересечения морской границы.

«Посадить охваченных отчаянием людей в лодки, толкнуть их в море – отправить их на смерть в Средиземное море – это что-то очень близкое к тому, чтобы стать очередным преступлением против человечества», – говорил тогдашний министр иностранных дел Италии Франко Фраттини.

В лесах на западных границах Беларуси от холода и голода уже погибло по меньшей мере 10 мигрантов. Пропагандисты режима Лукашенко ожидают, что жертв будет еще больше, и наперед цинично возлагают вину за них на польскую сторону.

bel2

Антон Шеховцов, украинский эксперт по связям Кремля с ультраправыми и экстремистскими движениями, считает такое поведение Лукашенко «актом спонсируемого государством терроризма».

ДЕЙСТВУЕТ ЛИ ЛУКАШЕНКО САМ ИЛИ ПО УКАЗАНИЮ ИЗ КРЕМЛЯ?

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий обвиняет Путина в организации миграционного кризиса на границе страны с Беларусью.

«Лукашенко является исполнителем нападения, но у этого нападения есть спонсор, которого надо искать в Москве, и этим спонсором является президент Путин», – сказал Моравецкий во время экстренных дебатов в польском парламенте.

Беларусь никогда бы не вела себя так агрессивно на польской границе без согласия Москвы, четкого одобрительного сигнала от Путина. Она действует как агент России, считает эксперт по российской военной политике Якоб Хеденског из Шведского агентства оборонных исследований.

Британский Королевский институт международных отношений Chatham House также пишет о Беларуси, как об «еще одном инструменте в гибридной войне России против западных либеральных демократий».

Москва действительно не только не препятствует Минску создавать взрывной конфликт на формально общей границе (Союзного государства), но и повторяет его риторику, возлагая вину за кризис на Запад. Впрочем, одобрение этой схемы, которая вписывается в кремлевскую политику расшатывания и ослабления Европы, не означает, что Лукашенко выступает в роли всего лишь ее исполнителя. Он давно враждебно относится к Польше и еще почти двадцать лет назад пугал ее тем, что «у нас примерно 150 тысяч нелегальных мигрантов – из Индии, Пакистана, Афганистана и других стран, они в нашей стране на низком старте, чтобы преодолеть эту границу».

"Я уверен, что европейцы не просто в Беларусь придут, они приползут и будут просить у нас помощи в сотрудничестве, как минимум, по борьбе с наркотрафиком и с нелегальными мигрантами, миграцией, потому что это у них самая больная сейчас проблема. Поэтому они нигде не денутся без сотрудничества и нашей поддержки. И еще. Не будут платить, мы не будем за свой счет защищать Европу от этих потоков. Это они в Афганистане проблему создали, и сейчас афганцы прут через нашу страну в Европу. Вот они должны как минимум нас попросить, чтобы мы боролись против этого, и заплатить нам", – говорил Лукашенко в интервью 2002 года.

bel3

В этом же интервью почти двадцатилетней давности он критиковал Путина за «большую любовь с Евросоюзом», а также за «вступление России в НАТО на приставной табуретке». Поэтому Кремлю не нужно его дрессировать и натравливать в антизападном ключе, это неотделимая часть его мировоззрения. И о том, что Европу можно шантажировать дырявой границей, он догадался сам по себе.

Кстати, режим Лукашенко десятилетиями брал у ЕС деньги на перестройку белорусских пограничных органов и развитие инфраструктуры. Только в период с 2001 по 2012 год поддержка Евросоюзом Беларуси в сфере интегрированного управления границами составляла примерно 47,5 миллиона евро.

"ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПУТИНСКИЙ ПРОВОКАТОР"

Впрочем, антизападные взгляды и склонность к шантажу самопровозглашенного президента Беларуси не означают, что Москва не заинтересована в этом кризисе и не подпитывает его, поощряя Лукашенко своей поддержкой. Москва может считать, что благодаря этому конфликту убивает сразу двух зайцев: наносит удар по Европе и отрезает пути отступления самому Лукашенко, не оставляя ему пространства для политического маневра.

Хотя он и сам его не оставляет, утверждая, что страны Запада будто намеренно под прикрытием миграционного кризиса продвигают свои войска ближе к границам Союзного государства. И угрожая, что «у нас есть что продвинуть ближе к границам, а тем более – у Российской Федерации». Конечно, в России такую риторику радушно поддерживают.

Американский аналитический центр Atlantic Council метко называет Лукашенко «добровольным путинским провокатором». Он действует в соответствии со своими склонностями, но в пользу Москвы. Издание сравнивает Лукашенко с Кадыровым. Называя последнего «добровольным путинским палачом», который ликвидирует критиков Путина, позволяя ему «не оставлять отпечатков пальцев».

По мнению бывшего командира спецподразделения GROM (воинской части Сил специального назначения Польши) генерала Романа Полько, Лукашенко действительно пытается использовать против Польши «человеческую бомбу», наивно полагая, что Европа поддастся шантажу, снимет все санкции и, возможно, даже окажет какую-то финансовую помощь, чтобы остановить поток мигрантов. Но в то же время это Путин «дергает за ниточки».

"Путин постоянно ведет гибридную войну. Он знает, что слишком слаб, чтобы выиграть открытый вооруженный конфликт с НАТО. Кроме того, Россия сильно зависит от западных экономик, чтобы позволить себе такой конфликт", – говорит генерал.

На самом деле, пишет Atlantic Council, сфабрикованный белорусским диктатором кризис имитирует тактику, в применении которой раньше обвиняли Россию. Речь идет о миграционном кризисе 2015 года, пик которого наступил после вступления России в войну в Сирии.

В 2015 году сирийским вооруженным повстанцам удалось достичь значительного прогресса в борьбе с войсками режима Башара Асада и поставить под угрозу удержание правительственными войсками Дамаска.

Президент Асад обратился за помощью к Кремлю, а 30 сентября Совет Федерации России уполномочил президента Путина вести войну на территории Сирии. С сентября 2015 года российская авиация атаковала антиправительственные силы (от 7 до 15 тысяч боевых вылетов, по разным оценкам – более 12 тыс. уничтоженных объектов). Это в корне изменило ход военного конфликта. Президент Асад, в поражении которого мало кто сомневался, остался при власти.

Тогда же началась волна миграции, и сотни тысяч сирийцев двинулись на Запад, пытаясь избежать войны. Осень и зима 2015 года принесли в Европу волну миграции гораздо большую той, которая была вызвана войной в бывшей Югославии. Только в Германию прибыл миллион беженцев.

Волна беженцев породила ряд нерешенных проблем. Это привело к укреплению позиций дружественных Кремлю правопопулистских лидеров, партий и движений, создало раскол среди европейских стран, подтолкнуло Британию к выходу из ЕС, а также дало благодатную почву для российской пропаганды, которая рисовало апокалиптические картины гибели Европы. И утверждала, что выжить Европа сможет только в союзе с Россией.

bel4

Такой же месседж продвигает сейчас белорусская пропаганда, которая уже не отличается от российской: «Европа может быть сильной только тогда, когда у нее с Беларусью и Россией хорошие отношения».

Они апеллируют к "настоящей" Европе, к которой причисляют Германию и Францию, называя их странами, "имеющими суверенитет хоть какой-то". Причем в качестве доказательства суверенитета приводят заключение необходимых России соглашений. И пренебрежительно отзываются о Польше, Литве, Украине. Мол, они провоцируют конфликты, которые не нужны «настоящей» Европе, но они будут мгновенно уничтожены.

«Решение военным путем данного конфликта, я считаю, повлечет за собой конец польской государственности, литовской в том числе, ну и раздробление Евросоюза. Поэтому горячие головы должны поостыть на территории Польши и подумать, чем это завершится, для европейцев прежде всего», – утверждают на телеканале СТВ.

Таким образом, сценарий, по которому разыгрывается эта политическая пьеса, очень похож на сценарий 2015 года: создать кризис – обвинить в нем того, кто от него страдает – предложить себя в качестве решения. Но на этот раз все слишком шито белыми нитками. В 2015 году Россию не ловили за руку, могли обвинять в создании кризиса только на основе косвенных признаков. Искусственная природа этого кризиса слишком очевидна. Поэтому пропаганда, пытающаяся повторить тот же прием снова, выглядит тем, чем является: лицемерием и цинизмом. А сами действия – «бесчеловечными и бандитскими».

Кроме того, когда говорят, что толпа мигрантов, которая крушит преграды одинаковым новым инструментом, «самоорганизовалась», или о том, что это «шаг отчаяния», или когда угрожают «пусть только попробуют стрелять в женщин и детей», и обвиняют в «провокациях» того, кто защищается, в Украине очень хорошо понимают, что это означает: гибридную войну.

Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности, "Укринформ"

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.