Перевозка льготников по новым правилам многократно увеличит нагрузку на местный бюджет.
14 марта Кабинет Министров Украины принял решение о монетизации льгот на проезд всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах.
Вместо бесплатного проезда льготы, будут выдавать деньгами за счет местных бюджетов, а как потратить эти средства - решать самим льготникам.
Окончательные размеры ежемесячных выплат – компетенция органов местной власти, но Кабмин утвердил основной принцип расчетов на месяц: средняя стоимость проезда умножается на 30 поездок. При этом органы местного самоуправления могут устанавливать свою норму в зависимости от специфики населенного пункта.
Решение правительства предполагает двухмесячную подготовку, то есть реально брать плату за проезд абсолютно со всех транспортники начнут с июня.
Вопрос: увидим ли мы это в Краматорске?
После правительственного решения, на сегодняшний день единственный куцый комментарий по этому поводу представителей органов местной власти прозвучал лишь в исполнении советника мера по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Татьяны Малий, которая сообщила изданию «Kramatorsk Post» следующее: «… исполком Краматорска заинтересован в монетизации и будет ее вводить в Краматорске, но только после того как ДонОГА утвердит все связанные с этим процедуры».
Все остальные чиновники почему-то молчат, или делают вид, что вопросов местных журналистов по этой теме не «существует». Вопросы - есть, просто, судя по всему, отвечать чиновникам нечего.
Прежде всего, прерогатива решения - принимать или не принимать предложенную схему монетизации – принадлежит не советникам городского головы, а местным депутатам. А они, по сути, к обсуждению тему еще даже не приступали.
- Сейчас мы ждем определенных расчетов и данных от служб горисполкома, из которых станет понятна потенциальная затратная часть новшества для местного бюджета, - сообщила депутат Лилия Кислицина, глава постоянной депутатской комиссии по вопросам промышленности, транспорта и связи, внедрения энергосберегающих технологий, охраны окружающей среды, развития среднего и малого бизнеса, бытового и торгового обслуживания. – Расходы из местного бюджета в случае перехода на монетизацию, действительно, возрастут многократно, ведь льготников в Краматорске насчитывается более 60 тысяч человек. Я надеюсь, что службы горисполкома оперативно предоставят нам цифры, и в ближайшее время депутатская комиссия приступит к их изучению.
- Вопрос очень сложный, и я не исключаю, что органы местного самоуправления будут «тянуть» с принятием какого-то решения по теме, как говорится, до последнего, потому что монетизация им не выгодна, - считает депутат городского совета Андрей Бессонный. – Сегодня город не вовремя и не в полной мере рассчитывается по компенсациям с автоперевозчиками за льготный проезд, а в случае монетизации, эти расходы для местного бюджета вырастут многократно. Не нужно забывать, что в обозримой перспективе – новые выборы, и принять решение, как-то ущемляющее права избирателей-пассажиров, тоже не хотел бы никто.
Сами автоперевозчики Краматорска уже давно заявляли, что обеими руками «за» монетизацию для льготников, так как это повысит финансовый оборот для предприятий «живых» денег. Однако теперь, когда тема монетизации из теории стала приближаться к практике, задумались даже перевозчики.
- Давайте подсчитаем грубо: в городе более 60 тысяч льготников, каждому – по 30 поездок в месяц, в год набегает около 72 млн гривен, - говорит генеральный директор АТП 11410 Сергей Дубовой. – А все, что смог запланировать Краматорск на этот год для оплаты услуг автоперевозчиков – около 40 млн гривен, да и те перечисляются крайне нерегулярно. Как вариант – убрать из списка часть льготных категорий, но кого именно?! Снова увидеть митинги под горсоветом?..
К слову, аналогичные сомнения испытывают не только в Краматорске. «В мариупольском бюджете не хватает денег на выплаты льготникам для компенсации затрат на проезд в общественном транспорте. Об этом заявил мэр Вадим Бойченко во время пресс-конференции, сообщило 21 марта издание "Depo.Донбасс".
«Я не могу поддержать то, что предлагается законодательно. Сейчас из городского бюджета мы выделяем 150 млн гривен, чтобы компенсировать расходы трамвайно-троллейбусного управления за проезд льготников в коммунальном транспорте. Если монетизировать, то нам нужно потратить еще 124 млн гривен. У нас таких средств нет»,- сказал Вадим Бойченко.
По мнению мэра, расходы на монетизацию надо разделить между городским и госбюджетом».
И в заключение – не менее пессимистичное мнение киевского экономиста Александра Охрименко, который в интервью изданию «Сегодня» заявил, что в депрессивных дотационных регионах мало что изменится:
"Правительство сняло с себя проблему финансирования монетизации льгот на проезд и переложило ее на местные бюджеты. Но мало где в областях хватит денег, чтобы ее решить в полном объеме — выдав каждому льготнику расчетную сумму наличкой, независимо от того, использует он ее или нет. Поэтому на местах могут все оставить как есть: льготники по-прежнему будут ездить бесплатно, а перевозчики — нести убытки и "выбивать" компенсации за льготников у местных властей".
Какой вариант выберет для себя Краматорск – сейчас можно лишь гадать.
СМОТРИТЕ ПО ТЕМЕ: О льготном проезде и монетизации
Виталий Выголов