Окрыленные ветром

Развитие ветроэнергетики дает шанс украинским машиностроителям развивать высокотехнологичные производства и создавать новые рабочие места. ООО "Фурлендер виндтехнолоджи" в Краматорске вскоре пригласит на работу 500 человек, сообщает издание «УкрРудПром».

Напомним, компания "Фурлендер виндтехнолоджи" реализует совместный украинско-немецкий инвестиционный проект по производству, монтажу и  обслуживанию ветроэнергетических установок (ВЭУ) мощностью 2,5 МВт. Проектная мощность составляет 150 ВЭУ в год. Общая сумма инвестиций - 70 млн. евро. В 2011 году в производство будет инвестировано 8,5 млн. евро, сообщил директор "Фурлендер виндтехнолоджи" Виталий Загудаев.

По его словам, проект предполагает несколько этапов и рассчитан на четыре года. К сентябрю нынешнего года будет закончена реконструкция одного из цехов, который компания выкупила у Краматорского завода тяжелого станкостроения (КЗТС). "В сентябре мы соберем первые две турбины, до конца года планируем произвести семь турбин", - сообщил Виталий Загудаев.

Предполагается, что в проекте на условиях кооперации будут участвовать все четыре завода Краматорска - Новокраматорский машзавод (НКМЗ), "Энергомашспецсталь", КЗТС и Старокраматорский машзавод. Конкретики в этом вопросе пока нет, но, как подтвердили на НКМЗ, без этой кооперации новому машиностроительному предприятию действительно не обойтись.

Подобное мнение высказал на открытии "Ветряного парка "Новоазовский" и гендиректор "Энергомашспецстали" Максим Ефимов, являющийся автором идеи проекта. "В 1991 году в Германии был принят "зеленый" закон, и тысячи предприятий получили новое направление развития (...) Машиностроители были банкротами, потому как были задуманы под горное машиностроение, а сегодня они перепрофилированы, и Германия лидирует в мире по этому направлению, - говорит Ефимов. - Поэтому я обращу внимание на один факт - производство башен даст работу заводу типа "Азовсталь" для поставки листа. Если вы собираете гондолу, то в ней находится тысяча компонентов - начиная от лестниц, заканчивая трасформаторами, генераторами, коробками передач, подшипниками, кабелями, шкафами управления - и все это можно производить в Украине".

По его словам, по проекту создания ВЭУ изначально была договоренность о том, чтобы новое производство обеспечивало  украинские предприятия заказами на изготовление компонентов ветроустановок.

Вместе с тем, организаторы нового производства отдают отчет в том, что большинство отечественных предприятий сегодня технологически не в состоянии произвести оборудование для высокоинтеллектуальной техники. "Для того чтобы украинские предприятия смогли производить оборудование, которое используется в турбинах, необходимы инвестпроекты на смежных предприятиях, - говорит Виталий Загудаев. - Без инвестиций в технологию, знания, обучение людей сделать его в Украине очень сложно".

Поэтому все компании, которые будут участвовать в производстве компонентов, будут сертифицированы. "Если они будут инвестировать, то будут поставщиками", - заверил Виталий Загудаев.

"Фурлендер виндтехнолоджи", кроме производства лицензионных турбин, планирует выпускать самый сложный технологический узел - гондолу ветроустановки. С этой целью была приобретена лицензия на производство ветроустановок мощностью 2,5 МВт на основе ноу-хау немецкого партнера проекта - компании Fuhrlander AG.

Кстати, технический инвестор проекта Fuhrlander AG оказалась единственной компанией, согласившейся предоставить украинским партнерам именно технологии, а не оборудование. На торжественной церемонии открытия второй очереди ветровой станции "Новоазовская" президент Fuhrlander AG Йоахим Фурлендер заявил: "Мы привезли сюда технологию, чтобы 80% проекта реализовать в Краматорске. Наша цель - наладить здесь сбор лопастей и остальных деталей".

По словам Виталия Загудаева, для того, чтобы заменить импорт оборудования своим производством, ныне есть ряд инвестпроектов, связанных с ветроэнергетикой, и в следующем году в Украине уже может быть изготовлено 40-50% оборудования, а еще через два года - 70-100%.

Найдет ли это оборудование рынок сбыта? Судя по масштабам преференций, которые ветроэнергетика получила от государства, и планам по созданию ветропарков в стране - проблем со сбытом у машиностроителей быть не должно.

Кроме развития Новоазовского ветряного парка (43 ветроустановки до конца 2013 года), в СМИ сообщалось, что компания "Ветроэнергопром", входящая в состав холдинга Slav AG Андрея и Сергея Клюевых, намерена построить в Донецкой области еще две ветроэлектростанции - Мангушскую и Володарскую. А ДТЭК, объединяющая энергетические активы "Систем Кэпитал Менеджмент", заявляла о своем желании начать строительство в Приазовье ветровой электростанции мощностью 200 МВт.

Более того, ООО "Алматрейд", которое связывают с бизнесом семьи бывшего губернатора Донецкой области Анатолия Близнюка, еще в прошлом году начало организацию двух ООО - "Ветряной парк "Очаковский" и "Ветряной парк "Березанский" суммарной мощностью около 500 МВт.

Потенциальным заказчиком ветроэнергооборудования можно также считать госхолдинг "Энергоатом", в состав которого входит Донузлавская ВЭС в Крыму. Пока ее установленная мощность составляет 8,7 МВт, но утвержденная "Энергоатомом" программа развития ВЭС предусматривает увеличение показателя до 600 МВт.

Учитывая, что компании, принадлежащие самым влиятельным украинским бизнесменам и политикам при власти, планируют инвестировать в ветроэнергетику Украины сотни миллионов, выражение "деньги на ветер" может теперь означать не только неразумные финансовые траты.

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.