Почуют кожного: власти Украины озаботились регистрацией мобилок

Власти России и Украины почти синхронно заговорили о необходимости юридически привязать сим-карты к мобильным телефонам. Все для блага абонентов, говорят чиновники — мобильники будут меньше воровать. Но шила в мешке не утаишь. В Белоруссии Лукашенко под тем же предлогом давно получил возможность выборочно "глушить" телефоны оппозиции.

Россию и Украину сейчас объединяют не только газовые споры: и россияне, и украинцы сильно разочарованы в своих властях. Неслучайно у последних на этом фоне появилось синхронное желание "отрегулировать" и "навести порядок" на рынке мобильной связи.

Минкомсвязи РФ хочет законодательно привязать все телефоны, которыми пользуются россияне, к конкретным SIM-картам. Т.е. если вы вставите свою карту в "левый", "серый" или какой бы то ни было еще телефон, отличающийся от зарегистрированного в договоре с оператором, карточка работать не будет. Абоненты будут обязаны вносить в договоры с сотовыми операторами индивидуальный заводской номер трубки — IMEI. Меняешь телефон — тут же уведомляй оператора.

Первые публикации на эту тему оставили стойкое ощущение шизофрении. Инициаторы новшества сразу заявили, что таким образом намерены покончить с кражами трубок – воровать их станет якобы бессмысленно. А чтобы IMEI не перепрошивали где-нибудь на Савеловском рынке, за это деяние предполагается ввести серьезную  ответственность, как за перебивку номеров кузова и движка в автомобиле. Представители операторов невинно хлопали ресницами: да мы мол, как родина скажет. Отраслевые эксперты глубокомысленно копались в технических регламентах и маркетинговых планах операторов – как будто это имеет хоть какое-то значение. А сами авторы публикаций даже не удосужились задаться банальным: кому это выгодно.

В этом тягучем постновогоднем бреду мало кто обратил внимание, что день спустя в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект в точности такого же содержания. Инициативы не просто похожи – они местами написаны как под копирку. Что, если вдуматься, неудивительно: на рынке мобильной телефонии Украины давно правит бал российская "большая тройка" операторов.

В Киеве тоже было много праведного антиворовского пафоса. Правда, украинцы в силу природной простоты оказались откровеннее – они заявили, что уже весной операторы могут дистанционно отключить не только краденые телефоны (считать их таковыми позволят бумаги от законных владельцев), но и все "серые" мобильники. Почему? А вот "купуй видчизнянне"! На местных форумах сразу приуныли. Теперь там уповают только на депутатов Верховной Рады, ведь те как близнецы ходят с купленными за границей айфонами.

Итак, попробуем разобраться. Как известно, IMEI мобильного телефона при необходимости легко считывается телекоммуникационным оборудованием – для того он и создан. Сегодня можно заменить в чужом телефоне сим-карту, после чего спокойно им пользоваться. Вроде бы, нововведение должно помочь: если злоумышленник не сможет воспользоваться чужим устройством, то и воровать его будет как бы незачем. В восторге должны быть и официальные дилеры: теперь будут покупать только у них, а значит, можно сговориться и задрать цены.

Пока инициатива выглядит просто смешно: сегодня даже дети знают, что если ты нашел чей-то телефон или украл его, то сначала его нужно перепрошить. Сам процесс перепрошивки в России не наказуем. Поэтому в РФ зарегистрировано огромное число аппаратов на один и тот же IMEI.

Но если ввести уголовную ответственность за перепрошивку, схема худо-бедно заработает. И принесет обычным пользователям огромные проблемы. Теперь, если села батарея — "симку" нельзя будет переложить в другой аппарат. Поменял телефон? Его нужно будет регистрировать, а это сопряжено с новыми проблемами, потерей времени и денег.

В свое время именно подобными мерами себя обезопасил белорусский президент Александр Лукашенко. Это сработало. И успешный опыт в подавлении оппозиции при помощи мобильной связи в России и на Украине вполне себе могут перенять.

Никто не скрывает, что в период кризисной нестабильности режимы хотят максимально контролировать население. А поскольку революции проходят в столицах, где граждане тотально "мобилизованы" и притом настроены критично, в нужный момент было бы неплохо их отключить. Это несложно сделать и сегодня, но пока речь идет о тотальном глушении мобильной связи на определенной территории (так, во время кровавых столкновений с полицией мобильная связь была полностью отключена в казахском Жанаозене – прим. ред.). Новшество позволит отключать большие массы абонентов выборочно. Скажем, собравшиеся на Манежной лимоновцы будут глухи и немы, а стоящие рядом "Наши" смогут как ни в чем не бывало координировать действия. Чем не прогресс?

Как это будет выглядеть, уже можно посмотреть, обратившись к опыту Белоруссии. В этой стране SIM-карту сотового оператора давно можно приобрести только по паспорту. "Перепрошивка" IMEI мобильного телефона — уголовное преступление: некоторых "рецидивистов", занимавшихся перепрошивкой на дому, уже посадили, сотням — выписали серьезные штрафы. Теперь подобных услуг в Белоруссии никто не оказывает — только по хорошему знакомству.

В результате в стране резко сократился объем ввезенных частным порядком сотовых аппаратов. Большинство людей теперь не рискует, а попросту идет в салон сотовой связи и приобретает мобильный в рассрочку. Как нетрудно догадаться, цены в официальной рознице радикально высоки.

Операторы получили и другой бонус: теперь они могут навязывать вам свои услуги и за нежелание платить за них выдавать повестки в суд. Расхожая история, знакомая почти каждому абоненту сотовой связи в Белоруссии: купил SIM-карту для временного использования, выбросил ее после того, как на ней закончилиись деньги, а через полгода получил повестку в суд, в котором с Вас соибраются взыскать $10-50 за то, что вам начисляли абонентскую плату, пока "симка" валялась в мусорнике.

Или вот еще: был в роуминге, смартфон в фоновом режиме "съел" за десять дней 100 Мб дата-трафика, оператор выставил счет в $1000 (хотя в стандартной ситуации в такой глубокий "минус" он не пускает) и взыскал их по суду.

Наконец, третья ситуация: на смартфон высылают заранее некорректные настройки мобильного Интернета, из-за которых гаджет подключается к сети не по GPRS или 3G, а по WAP-протоколу, где стоимость трафика заоблачная. За один день пользования интернетом насчитали $300 штрафа, а потом — правильно — взыскали по суду. Такие случаи в Белоруссии происходят ежедневно, и поскольку SIM-карты в стране давно продаются по паспортам, "откосить" от таких "сервисов" очень сложно.

Но главное даже не это. Теперь МВД, КГБ, Прокуратура и даже сотрудники некоторых государственных газет в Белоруссии имеют возможность прослушать переговоры любого гражданина страны. Потом некоторые диалоги оппозиции попадают в заголовки государственных газет — ситуациями вроде той, когда Life News опубликовал переговоры Немцова, в Минске никого не удивишь.

В итоге все без исключения граждане страны боятся говорить по телефону о политике, социальных проблемах, собственных зарплатах и вообще о чем либо, кроме как о погоде. Фраза "не телефонный разговор" в Белоруссии звучит, наверно, при каждом третьем-пятом звонке.

Наконец, власти получили возможность во время любых акций оппозиции — будь то флэшмоб, молчаливый протест или акция автомобилистов против подорожания топлива — просто блокировать связь для отдельных представителей оппозиции. Неработающий на митинге мобильник в Белоруссии — такая же типичная реальность, как, например, чистые улицы или высокий уровень бесплатной медицины.

Российский и украинские режимы вряд ли наведут порядок в больницах, школах, на дорогах и улицах. А вот самое "приятное" из опыта Батьки Лукашенко, безусловно, перенять могут.

Максим Швейц, "Росбалт"

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.