Украину ждет большой передел.
Несколько дней назад, премьер Денис Шмыгаль на заседании Кабинета министров заявил, что в Украине административное деление не соответствует многим современным стандартам.
"Сейчас существует на карте 490 районов. Их предлагается укрупнить и создать втрое меньше. Это, поэтому нужно наводить порядок", - отметил глава правительства. По его словам, в некоторых районах проживает 5 тысяч человек, а в других - более 180 тысяч человек.
"Есть большие перекосы в субвенциях, дотациях, способности этих районов", - заявил Денис Шмыгаль.
Исходя из этого, Кабинет министров согласовал проекты постановлений о создании и ликвидации районов, согласно которым в Украине будут ликвидированы существующие 490 районов и созданы 129 новых.
В частности, предусматривается создание в Крыму 10 районов, в Винницкой области - 5 районов, в Волынской - 4, в Днепропетровской - 6, в Донецкой - 8, в Житомирской - 4, в Закарпатской - 5, в Запорожской - 5, в Ивано-Франковской - 5, в Киевской - 6, в Кировоградской - 4, в Луганской - 8.
Во Львовской будут созданы 7 районов, в Николаевской - 4, в Одесской - 6, в Полтавской - 4, в Ровенской - 4, в Сумской - 5, в Тернопольской - 3, в Харьковской - 7, в Херсонской - 3, в Хмельницкой - 5, в Черкасской - 4, в Черновицкой - 3, в Черниговской - 4.
Денис Шмыгаль также сообщил, что после запланированных на осень местных выборов будут созданы 1470 объединенных территориальных общин.
Более подробно о планах территориальной реформы сообщается на сайте "Децентрализация", где, среди прочих, предлагается создание в Донецкой области планируется создать 8 районов вместо существующих сейчас 18: Бахмутский, Волновахский, Горловский, Донецкий, Краматорский, Кальмиусский, Мариупольский и Покровский.
В состав Краматорского района будут относиться Константиновка, Славянск, Дружковка, Лиман, Святогорск, Николаевка и другие населенные пункты в пределах предполагаемых границ.
"Предложения относительно будущих районов прошли широкое обсуждение, - сообщает "Децентрализация". - В соответствии с поручением КМУ, областные государственные администрации предоставили свои предложения, исходя из «Методических рекомендаций относительно критериев формирования административно-территориальных единиц субрегионального (районного) уровня». Рекомендации определяют низшую границу численности населения в будущем районе - 150 000 жителей. Этот критерий, в свою очередь, базируется на «Номенклатуре территориальных единиц NUTS-3» Европейского Союза".
Предложениям со стороны Правительства рады далеко не все. "... политики и эксперты уже сейчас обращают внимание на отдельные положения проекта реформы, которые в будущем, по их мнению, могут принести проблемы, - пишет издание "Укринформ". - Речь идет и об игнорировании интересов жителей некоторых недавно созданных ОТГ, которые теперь придется силой разъединять. И об "искусственности" образования ряда районов. В частности, из-за неучета традиционных связей, особенностей дорожной инфраструктуры, земельного хозяйства, а также из-за применения в угоду местным "князькам" и партийных бонз принципа джерримендеринга (формирования избирательных округов, дающего преимущество определенной партии или группе). И о потенциальной несостоятельности - прежде всего, финансовой - отдельных "новообразований". И об инфраструктурной "несостоятельности". И о несоответствии решений уже сделанным шагам в рамках медицинской и образовательной реформ. И о том, что на улицу, якобы, могут выбросить десятки тысяч людей - нынешних работников районных органов. А кто-то даже говорит об угрозах национальной безопасности (учитывая якобы вероятность попыток раздувать сепаратистские настроения)".
Как заявил заместитель Министра развития громад и территорий Вячеслав Негода, к полномочиям райсоветов, очевидно, будет отнесено управления имуществом общей собственности территориальных громад района и разграничения имущества между тергромадами. Продолжаются консультации о предоставлении на районный уровень делегированных государством полномочий, которые будут определяться секторальными законами. Рассматривают такие предложения:
- поддержка образования (специальное общее среднее образование);
- поддержка здравоохранения (поддержка и развитие учреждений здравоохранения вторичного уровня);
- социальная защита населения (социальные территориальные центры, отдельные мероприятия по социальной защите детей и ветеранов войны и труда на районном уровне);
- физическая культура и спорт на районном уровне;
- культура и искусство на районном уровне;
- реализация районных программ и мероприятий в молодежной сфере
- решения отдельных вопросов в сфере землеустройства, градостроительства и архитектуры на районном уровне.
"Важно, что ни одно полномочие райсоветов не должно дублироваться или пересекаться с полномочиями органов местного самоуправления территориальных громад. Они должны касаться только объектов совместной собственности тергромад на период до полной или частичной их передачи ОТГ. Не будет никакого подчинения органов местного самоуправления территориальных громад районным советам ни административно, ни финансово", - заверил Вячеслав Негода.
Более того, в нынешнем бюджетном году вообще ничего менять не будут. Потребности местных громад будут финансировать по нынешней схеме - через структуры «старых» районов. Также в этом году не будет реорганизации, а тем более - ликвидации райгосадминистраций. Готовится новая редакция проекта Закона "О местных государственных администрациях", которым и определят полномочия этих органов, регламентируют их деятельность, структуру и численность. Затем правительство сформирует новые РГА и определит временные рамки переходного периода. При необходимости в районах будут ликвидированы, могут временно продолжить, работу отдельных структурных подразделений райадминистрации, предоставляющих важные услуги. Например, по социальному обеспечению.
Теперь "мяч на поле" парламента, - отмечает "Укринформ". - Ведь решение о создании и ликвидации районов - исключительное полномочие Верховной Рады. Поэтому именно народные избранники должны принять постановление об утверждении новых районов с перечнем территориальных громад, которые в них будут входить. Нас ждут и связанные с этим изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы (чтобы обеспечить ресурсом дополнительные полномочия местных громад). Придется менять и законы о местных госадминистрациях и о местном самоуправлении, осовременивать ряд других законодательных актов. То есть, работы у парламентариев - непочатый край. Особенно, если "на выходе" хотим получить хороший результат.