Вероятность природных катастроф увеличивается - глава Гидрометцентра

Мир все чаще сталкивается с последствиями климатических изменений, а именно – с катаклизмами. Америку один за другим накрывают торнадо, в Европе случаются сильные наводнения.

К чему готовиться украинцам в будущем? Об этом глава украинского Гидрометцентра Николай Кульбида рассказал агентству РБК-Украина.

– Правда ли, что уже в ближайшее время Украина может вообще попрощаться с такими зимами, которые были раньше: со снегом и морозами? И если да, то когда это может произойти?

– Это чистой правдой не может быть. Однако каждые 10 лет средняя температура в Украине повышается на 0,4 градуса, то есть за 20 лет она вырастет ну почти на градус. Это очень много.

И тогда, конечно, количество зимних дней будет резко уменьшаться, а еще лет через 10-20 их вообще станет очень мало при сохранении подобных тенденций в температуре воздуха.

– Так что пока зима в Украине еще остается, когда можно ожидать ее в этом году? Когда может выпасть первый снег?

– Этого не знает никто, потому что составлять такие прогнозы – это очень рискованная вещь.

– Хорошо, если не первый снег, то хотя бы когда придет зимняя погода? В начале декабря, может ли раньше?

– Оно может быть и раньше, и позже, а потом отступить и снова прийти. Поэтому делать такие долговременные прогнозы рискованно и не правильно, потому что можно дезинформировать людей.

– Понятно. Поскольку уже начали говорить об изменениях в климате. Этим летом в мире были ужасные пожары, в частности, в Турции и Греции, а Германию и Центральную Европу заливало наводнениями. И катаклизмы уже все ближе и ближе к нам подходят, к примеру, в этом году в Одесской области был смерч на море. Стоит ли Украине в ближайшей обозримой перспективе ждать климатических изменений и катаклизмов: смерчи, наводнения, цунами?

– Конечно же к этому надо быть готовыми всегда, потому что вероятность возникновения природных катаклизмов она не исчезла, она увеличивается, поэтому к этому надо готовиться.

Готовиться нужно органам государственной власти, местного самоуправления, нужно население информировать об этих вещах. А вот сказать, когда это может быть ну, конечно, этого никто не скажет.

– А замечают ли сейчас в Гидрометцентре какие-нибудь климатические изменения в стране, которые могли бы предупредить о том, что в будущем нас будут ждать катаклизмы, например, море выйдет из берегов, или что-то другое?

– Эти изменения заключаются в общем повышении температур как холодного, так и летнего периода. Если такие вот температурные контрасты будут иметь место, то, как правило, при изменении погодных условий будут возникать всевозможные опасные природные явления.

Но таких масштабных вещей, которые имели место в Европе или в Америке, у нас не может быть, потому что активность синоптических процессов и глубина циклонов, проходящих через территорию Украины, значительно меньше. Все же мы ближе к континентальной части, чем к морю, а именно там происходят наибольшие проявления опасных природных явлений.

– То есть географическое расположение нас немного уберегает от таких катаклизмов, да?

– Конечно, это 100%.

– Сейчас все чаще от ученых и экоактивистов звучит термин "климатическая миграция". Это что такое?

– Смотря что под этим понимать. Если это миграция людей под влиянием изменения климата, то она уже сейчас наблюдается и будет наблюдаться и в дальнейшем. Потому что регионы Африки, например, все больше будут испытывать на себе негативные проявления изменений климата.

Еще одна миграция может быть связана с поднятием уровня океана, но это будет не скоро, лет через 100.

– То есть Украине это пока не грозит?

– В этом понимании – нет. Но у нас хватает миграции из разных регионов и стран, которая не связана с изменениями климата.

– Перейдем к еще одному проблемному вопросу – засухе. Возможен ли сценарий, что на юге Украины вода закончится, высохнут реки и придет тотальная засуха?

– Да нет, ну это явное преувеличение. Днепр же не высохнет. Как может высохнуть Дунай, как может высохнуть Днестр?

Малые реки, особенно в летний период, действительно могут иметь очень мало воды и уровни, которые фиксируются, могут достигать даже исторического снижения.

Но это касается не только юга, это касается и востока Украины и средних притоков Днепра: левобережных, частично даже правобережных. Например, река Рось уже два года подряд очень мало воды имеет, а вот в последнее время там существенно увеличилась водность. То есть ситуация в разных регионах разная, но говорить о том, что просто не станет воды, – это неправильно.

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.