Украинские железные дороги в лице "Укрзалізницi" представляют собой тот редкий случай в экономике, когда даже естественная монополия не приносит ничего, кроме убытков. Что тому виной - отсутствие ли профессионалов в ведомстве или, наоборот, перебор с "проффэсионалами" - вопрос спорный. Но факт остается фактом: отечественная железная дорога в последнее время непрерывно проводит "оптимизацию маршрутов", что для рядового пассажира выливается в сплошные неудобства.
Как уже сообщало наше издание, в ноябре "Укрзалізниця" отменила 23 поезда и изменила график движения 13 ежедневных поездов.
В распоряжении "Фактов недели" оказалась ксерокопия полного списка подлежащих отмене поездов. Это не список, а катастрофа:
Сегодня целая группа правозащитных организаций обратилась к руководству государства и в Антимонопольный комитет АМКУ по поводу сокращения маршрутов пассажирских поездов, требуя пересмотра этого решения. В своем обращении авторы отмечают, что передвижение по стране - "это не прихоть граждан, а часто объективная потребность в передвижении к работе, сохранении семейных и социальных отношений".
"Это также необходимо для доступа к определенным государственным услугам, в частности, обращения в суд, больницу или другие органы власти и т.п. Учитывая это, государство должно обеспечить сообщение не только со столицей, а также с областными центрами, межобластными городам и на пригородном сообщении", - говорится в сообщении.
При этом правозащитники обращают внимание на тот факт, что значительная часть людей имеют минимальные или незначительные доходы, не позволяющие им использовать дорогие виды транспорта.
"То есть, развитие транспортной инфраструктуры должно учитывать реальный уровень доходов большинства и уровень бедности в стране. Достаточно странным выглядит, когда переезд в Киев и обратно стоит больше половины минимальной зарплаты", - поясняется в сообщении.
При этом правозащитники констатируют, что тенденция сокращения маршрутов на железнодорожном транспорте без предоставления четкой альтернативы передвижения является опасным шагом, который ограничивает контакты между регионами, развитие туризма и ухудшает транспортную инфраструктуру Украины: "Сокращение маршрутов приведет к нарушению социально-экономических прав тысяч людей. В результате такого сокращения лишиться гарантированной работы могут сотни работников железной дороги".
По данным правозащитников, сокращение пассажирского движения в масштабах страны лишит работы минимум 25 тыс. человек из 80 тыс. работающих.
"Украинский хельсинский союз по правам человека считает, что такой шаг Укрзалізниці является злоупотреблением монопольным положением и попыткой препятствовать в реализации гражданами права на свободу передвижения", - заключается в сообщении.
В "Укрзалізницi" ответили на это заявление довольно своеобразно. До конца текущего года, ведомство намерено обратиться в Кабинет министров с просьбой увеличить тарифы на пассажирские перевозки ввиду убытка за текущий год в 6,1 млрд грн.
"Мы будем просить правительство, чтобы изыскать возможность повысить тарифы (пассажирские), чтобы это не сказалось очень большим бременем на наших гражданах", - сказал сегодня гендиректор "Укрзалізницi" Владимир Козак на брифинге, и уточнил, что в настоящее время "Укрзалізниця" недополучила компенсации от государства по льготным пассажирским перевозкам в сумме 370 млн грн.
{loadposition s5_tab2}