Про войну и перья

Исторически-ассоциативное повествование для тех, кто не боится многабукв и по-русски.

Вы не поверите, но на свежих развалинах СССР жило удивительное поколение людей, которое читало книги. А эти самые книги писали писатели авторы.

Постперестроичное поколение, например, буквально упивалось романами Валентина Пикуля. Его часто позиционируют как писателя "исторического", хотя качество творчества Пикуля вызывало и вызывает, скажем так, определенные сомнения, критику и скептические ухмылки со стороны специалистов-историков в плане достоверности фактажа. Но писателем он был весьма плодовитым (шутка ли - около тридцати романов и повестей!), и что характерно - через все «историческое» творчество Пикуля непременно проходят идеи «загадочной русской души» и "величия россии". Ну, это когда немцы и прочие иноземцы – всегда дураки, а российские юноши-гардемарины, не обращая внимания на наличие проникающих колото-резаных ран, единственным счастьем в жизни видят первыми доскакать до государя(рыни) и возвестить им об очередной славной победе русских войск над басурманами. А потом – сразу на колени перед заждавшейся княжной, теребящей косу в руку толщиной…  

Помимо общеизвестных романов «Пером и шпагой», «Нечистая сила» и прочих «Парижей на три часа», есть у г-на Пикуля и такой рассказ, как "Старые гусиные перья". Любопытное, надо признать, произведение. Вызывает исторические параллели и ассоциации, которыми и спешу поделиться.

Декабрь 1788 года, русские берут штурмом Очаков, спустя два года – крепость Измаил. Новые территориальные приобретения русских чрезвычайно не нравятся тогдашней владычице морей – Англии, парламент которой, побуждаемый премьер-министром Уильямом Питтом младшим, стал снаряжать для войны с россией мощную эскадру из линейных кораблей, фрегатов и бригов. Новая война уже кажется неизбежной, причем на стороне Англии готовятся выступить Пруссия и Швеция. Императрица Екатерина шлет в лондонское посольство россии указания остановить угрозу любой ценой.

И вот тут начинается самое интересное (ради чего, собственно, и затевался весь этот историко-литературный экскурс).

Исполняя волю государыни, посол россии в Англии Семен Романцов наносит визиты всем высокопоставленным лицам Британского Королевства, включая премьер-министра  страны Питта младшего, пытаясь отговорить их от войны. Все напрасно. В результате посол Воронцов заявляет премьер-министру Англии следующее: «… отныне я перестаю взывать к благоразумию ваших министров. Этот чудовищный спор между нами – быть войне или не быть – я передаю на усмотрение вашего же народа!»

Знаете, что последовало далее?    

И сам Воронцов, и все члены российского посольства взялись за перья, принявшись строчить письма и воззвания в английские газеты, чтобы «переломить общественное мнение в Королевстве». Цитата: «В 20 и более газетах, выходящих здесь ежедневно, появлялись наши статьи, открывавшие глаза народу… Мы ночью писали, а днем бегали во все стороны - разносили в редакции газет статьи, которые должны были появиться на другой день…»

Ежедневная посольская бомбардировка лондонских газет посланиями, расписывающими все экономические невыгоды для Англии от возможной войны с россией, длилась 5 месяцев. И достигла своего результата: «Промышленные города (…) взбурлили митингами, на которых было решено представить в парламент петиции с протестами противу мер министерства против россии… В Лондоне на стенах домов простой народ стал писать мелом: «Нам не надо войны с россией…»

Взбудораженный ежедневной лавиной газетных публикаций, английский народ стал прямо требовать от парламентариев отказаться от идеи войны с россией. Формируемая эскадра столкнулась с резким сокращением желающих поступить на службу. Английские парламентарии, видя, что голосуя за войну, можно критически лишиться поддержки избирателей, стали колебаться, а затем и полностью провалили голосование за начало военных действий. Война не состоялась.

Подсчитывая, в какую сумму обошлась эта победа, в русском посольстве ликовали: «Когда еще старые гусиные перья стоили дорого? Мы выиграли битву за мир, истратив лишь 250 фунтов стерлингов!..»

Виктория? О, да еще какая! И чопорным гличанам натыкали, и матушку-государыню удовлетворили, а она была оного большая любительница.

Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. И поскольку речь идет о литературно-историческом произведении, в основе которого лежат реальные, подлинные факты, позволим-ка себе поиграть в том же духе и мы. Сварганим, так сказать, сиквел. Итак.

Россия, 18-й век. Посол Великобритании в россии узнает о планах нападения московитов на его страну, закупает на 250 фунтов стерлингов гусиных перьев и чернил, и начинает строчить в российские газеты письма, в которых критикует воинственные планы императрицы Екатерины.

Да.

Как вы думаете, в какой срок – через полчаса или на следующее утро после появления первой же такой публикации в российской газете – этот посол Великобритании был бы вышиблен пинком из своего особняка, и, едва успев прихватить камзол и штаны, уже был бы увозим на санях, при карауле, в сторону ближайшего кордона? Благодаря при этом Бога, что миновал русской дыбы?!

И рискнул бы хоть один редактор российской газеты тех времен опубликовать нечто подобное вообще?!

Однако переживать за посла туманного Альбиона не следует вовсе. Потому что во время правления государыни Екатерины в россии издавалось всего… 2 (две) газеты: «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Периодичность выхода – 2 раза в неделю. (Ну-ка, сравните это с 20 английскими ЕЖЕДНЕВНЫМИ, и это только в Лондоне!) 

Но, даже изведи посол  не 250, а 251 фунт стерлингов на гусиные перья, и даже тисни он в русской газетке хоть одну статейку - старания его были бы глубоко напрасными. Потому что его антивоенные призывы просто никто бы не прочитал. По причине тотальной безграмотности тогдашнего российского народонаселения. Читать было НЕКОМУ! Какие уж там «коллективные организаторы»…

После такого, пусть даже гипотетического, сопоставления, гордость за описанный г-ном Пикулем былой «успех русской дипломатии» как-то меркнет. Куды уж там всяким английским демократиям и парламентариям супротив вонючей русской онучи да дыбы... Выкуси!

Ну, а мы продолжим развивать свою гипотетику, или, если угодно, сиквел, дальше.

С момента победы гусиных перьев прошло более 230 лет. Россия, возглавляемая новым царьком, снова надумала расширять территорию. Естественно, военным путем, по-другому она не умеет. Как же выглядит информационный фон новой войны?

За рубежом, в том числе в Великобритании, продолжают издаваться ежедневные газеты, работают сотни и сотни телеканалов, не имеет границ Интернет. Следуя историческим традициям демократии, с ее обязательной свободой слова, все эти носители информации ежедневно, ежечасно, ежеминутно выносят на суд зрителей и читателей пеструю палитру мнений, комментариев, позиций и точек зрения. В том числе на войну в Украине. И далеко не всегда эти мнения совпадают с официальной позицией правительства Великобритании. Более того, общеизвестно, что для продвижения за рубежом антиукраинских и пророссийских нарративов, в рф выделяются колоссальные средства, в пропагандистской машине задействованы десятки тысяч людей.

Попробуйте-ка закрыть рот этому российскому фонтану! «Сэр, - скажут вам, - у нас демократическая страна, и свобода слова – один из столпов этой демократии».

А теперь перенесемся в современную россию… Вы уже поняли, к чему я клоню?

Оппозиционный телеканал? – Ха-ха.

Свободная пресса? – Ха-ха два раза.

Не нравятся порядки? – Объявят «иноагентом» и «нежелательным лицом».

Тиснул-таки в газетке статейку? – Роскомнадзор, цензура, к ногтю газетку и суд для автора и издателя.

Против войны? - Какая такая "война", а ну-ка, господа городовые, примите товарища потенциального штрафоплательщика...

Все равно против войны? - А вот тебе, падла, по зубам, в автозак и 15 лет тюрьмы. А будешь продолжать вякать и рыпаться – окончательно задавят и на «зоне». Ибо "нечего, падла, народ баламутить".

И вот, значит, садится сегодня за стол посол Великобритании в россии, достает из кармана самописное перо «Паркер», и выводит на бумаге первые слова письма в местную газетку: «Уважаемые россияне, вы не правы…»

Ха-ха три раза.

Здравствуй, старая вонючая онуча. Во рту.  Спустя 230 лет. Под песни о загадочной русской душе и про «я русский, я иду до конца».

Ну, и Пикуль…Да Бог с ним, с Пикулем. Просто вот рассказик про гусиные перья прочитал, и как-то воображение заработало.  Бывает.

 Виталий Выголов

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.