Поезд вне расписания

Мужчина, перепрыгивая через несколько ступенек, пулей взлетел к себе на третий этаж...

-- Собирайтесь, быстро - крикнул он в глубину квартиры. - Сегодня коридор открыли, поезд через два часа!

Выглянувшие на голос молодая женщина и мальчик застыли в дверях кухни. Из-под их ног выскочил черный с проседью кот, и сев в коридоре, тоже прислушивался к разговору.

-- Говоришь, через два часа? - переспросила женщина. - Так время еще есть, успеем собраться.

-- Ты что-же, не понимаешь?! - нервно крикнул мужчина. - Тысячи, тысячи людей сейчас уезжают! Или мечтают об этом! Ты хочешь ехать где-то в тамбуре? - говорил он. - Пойми, уже через час там яблоку негде будет упасть.  Да я уже и такси нашел, скоро приедет. Так что давай, побыстрее!

Мужчина бросился к антресолям, достал оттуда несколько больших сумок, а женщина лихорадочно принялась собирать деньги, документы и ценности. Потом они перешли в большую комнату, и, настежь открыв дверцы шкафа, принялись запихивать в сумки, даже особо не складывая, нужные, по их мнению, вещи.

Через двадцать минут все было закончено. Мальчик, одетый, молча сидел на диване, глядя на суету родителей, прижимая к себе притихшего кота. Внизу несколько раз просигналила машина.

-- Ну, присядем на дорожку - вздохнул мужчина и опустился на стул.

-- А Веня? - спросил вдруг тихонько сын. - Он тоже едет с нами?

Мужчина уже хотел было сказать, что не до кота сейчас, самим бы уцелеть, но взглянув на поникшего мальчика со слезами на глазах и на то, с какой нежностью и любовью он смотрит на своего верного друга, промолчал. Тут вмешалась женщина. Погладив сына по голове, она сказала:

-- Его заберет пока к себе тетя Таня, я ей потом позвоню. Поживет у них, пока мы не вернемся. Давайте, выходите, я сейчас.

Женщина быстро вышла на кухню. Достав из холодильника две оставшиеся сардельки, она быстро порезала их кусками в кошачью тарелку, а в мисочку вылила из пакета остатки молока. Выставив это на лестничную площадку, женщина вернулась в квартиру, и вынеся кошачью подстилку, положила ее рядом.

Мужчина закрыл дверь, а мальчик напоследок крепко прижал к себе своего любимца, словно стараясь запомнить навсегда знакомый и родной с детства запах, и чмокнув его в холодный нос, опустил кота на подстилку. Через мгновенье все они скрылись за дверью лифта.

Такси ожидало их у подъезда. Город, их город, еще недавно чистый, красивый и уютный, теперь пах дымом пожарищ, и людям казалось, что это и есть запах войны. И смерти. Под ногами хрустело разбитое стекло, валялись чьи-то брошенные игрушки, а где-то на окраинах слышались звуки стрельбы.

Мужчина оказался прав. Когда он с семьей через полчаса добрался до вокзала, там уже шумела толпа народа. Подхватив сына на руки и взяв самую тяжелую сумку, он быстро пошел в хвост поезда, где было поменьше людей. Им повезло. Войдя в предпоследний вагон, семья успела занять купе посередине, а буквально минут через двадцать вагон был заполнен, что называется, под завязку. Даже в проходе и обеих тамбурах люди сидели на вещах. А еще через полчаса примерно поезд наконец тронулся, и они поехали. В неизвестность.

Кот между тем, оставшись один на лестничной клетке, сильно не переживал. В последние несколько недель вся их жизнь и уклад круто и неожиданно переменились. И Веня разучился чему-либо удивляться. Оставили – значит так надо. Кот верил, что его люди обязательно вернутся в свой дом, как бывало уже не раз в последние дни, и он решил ждать. Веня удобно устроился на знакомой подстилке и поджав под себя лапки, задремал.

Проснувшись через некоторое время, кот решил перекусить. Съев сардельки и запив их молоком, он снова задремал.

На этот раз его разбудила сирена. За окном темнело. Гудел лифт, мимо кота пробегали вниз люди. Тут Веня почувствовал, что ему надо срочно в туалет. Оглянувшись вокруг и не увидев привычного лотка, он тоже побежал по лестнице вниз. Он был культурным котом, и справлять нужду прямо в подъезде не позволяло воспитание. Выскочив на улицу, кот метнулся к ближайшей клумбе и, сделав свои дела, медленно пошел обратно. Сирена продолжала гудеть, и люди бежали к ближайшему подвалу. Веня тоже не раз уже спускался туда со своими хозяевами и, резонно решив, что и его люди могут быть там, прыгая по ступенькам, сошел вниз.

В подвал набилось уже много народу, и он гудел, как потревоженный улей. Проскальзывая между между ног, кот обходил подвал. Кто-то шикал на него и топал, прогоняя, кто-то, особенно дети, мимолетно гладил. Веня сделал несколько кругов, но так и не услышал знакомых голосов или запаха. Найдя укромный уголок и забившись туда, Веня решил по привычке положиться на случай и снова ждать.

С легкой завистью кот смотрел на других животных, собак и кошек, уютно устроившихся на руках у своих хозяев. И тут он почувствовал рядом какое-то движение. Приглядевшись, Веня увидел небольшую рыжую кошечку. Может, она раньше сидела здесь, может, тоже искала укромный уголок, но увидев его, кошка выгнула спину и зашипела. Кот остался сидеть на месте, и, увидев, что он не проявляет никакой агрессии, кошечка, обнюхав его, присела рядом. Была ли она совсем бездомной, или также, как и Веня, потеряла своих людей – кто знает. Но видимо, почувствовав рядом родственную душу товарища по несчастью, кошечка подсела ближе. Так, прижавшись друг к другу, они и уснули под звуки сирен и разрывов.

Разрезая наступившую темноту мощным фонарем, поезд мчался на Запад. Тут женщина вспомнила, что так и не позвонила сестре, с которой не говорила уже почти два дня, и обещание, данное сыну. Достала из сумочки телефон. Она долго слушала гудки, и когда собралась уже ложить трубку, услышала, наконец, знакомый голос.

-- Танюша, привет, ну как вы там?

-- Да вот, приехали к родственникам невестки на Полтавщину, - услышала из трубки женщина. - Вчера под вечер чудом удалось вырваться из города на машине. А вы как?

-- Тоже едем, - ответила женщина, вздохнув. - А я тебе звонила, думала что вы дома. Понимаешь, кот наш Венька там остался, и я подумала, что у вас там в частном секторе вроде потише, хотела, чтобы ты забрала его пока к себе...

Мальчик внимательно слушал разговор, и когда мама положила трубку, бросился к темному окну. В вагоне было шумно. Кто ругался, проклиная войну, где-то плакал ребенок. В соседнем купе несколько раз мяукнула кошка.

-- Веня, Венечка! - заплакал мальчик. - Мама, папа, он ведь там остался совсем один! И ему одиноко и страшно! - всхлипывая, говорил мальчик родителям.

Пытаясь успокоить сына, женщина увела его обратно в купе, и взяв на руки, тихонько, как в детстве качая, гладила по голове.

-- Успокойся, солнышко, мы скоро вернемся, и ты опять обнимешь своего Веню, - говорила она, отводя в сторону вдруг повлажневшие глаза, хотя сама понимала, что говорит неправду. Женщина еще не знала когда, а главное – куда они вернутся, и сможет ли ее мальчик снова обнять своего пушистого друга. Мальчик еще несколько раз всхлипнул и уснул у мамы на руках. Женщина тихонько, чтобы не разбудить, положила сына на полку и укрыла теплым пледом.

Мальчику приснился черный с проседью кот Веня. Будто лежат они на диване в гостиной, кот тихонько мурлычет, и им вместе хорошо, тепло и спокойно. 

А дремлющий в полутемном подвале под звуки отдаленных разрывов кот тоже видел сон. Снилась ему уютная, теплая квартира, маленький хозяин и полная мисочка свежего молока.

poezd evak

Цевух Игорь. 25.03.22

Источник: "Разные рассказы"

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.