К производству самого крупного в мире пассажирского самолета в свое время имел отношение Новокраматорский машиностроительный завод.
Европейский авиаконцерн Airbus заявил о том, что намерен остановить производство самого крупного в мире пассажирского самолета Airbus A380, - сообщает DW.
Причина - авиакомпания Emirates из ОАЭ отозвала предзаказ на 39 лайнеров, который она сделала в 2018 году и который называли спасением для проекта А380. Если бы этот заказ реализовали, линию сборки А380 можно было загрузить еще на десятилетие; возможно, за это время производитель и авиакомпании придумали бы, как использовать этот самолет. Emirates была самым крупным заказчиком суперлайнера, а в последние годы — и вовсе единственным. После того как авиакомпания решила сократить свой заказ, у концерна не осталось причин, для того чтобы продолжить производство.
Последние A380 будут переданы заказчику в 2021 году.
Почему же ставится крест на проекте, разработка которого обошлась в 25 миллиардов долларов, и который еще недавно считали прорывом в гражданской авиации?
Проблема - в экономике.
Самолет был создан как будто специально для Emirates: в середине 2000-х предполагалось, что мировой рынок авиаперевозок будут развивать вокруг «хабов» — крупнейших аэропортов, куда региональные авиакомпании будут свозить своих пассажиров, чтобы потом крупные перевозчики отправили их в дальние страны, - пишет издание "Медуза". Именно такой аэропорт-хаб построили в Дубае; он должен был стать (и стал) главным пересадочным пунктом на пути из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно. А380 отлично подходил для обслуживания хабов: предполагалось, что, с экономической точки зрения, он будет более эффективным, чем другие лайнеры, за счет высокой вместимости (максимальная вместимость только с эконом-классом составляет 853 пассажира; с тремя классами обслуживания — 525 пассажиров; разрабатывался вариант лайнера максимальной вместимостью более 1000 человек).
Во-первых, идея с хабами не оправдала себя; уже к 2010 году выяснилось, что пассажиры предпочтут лететь без пересадок на маленьком самолете даже через океан, чем дожидаться самого роскошного лайнера в самом лучшем аэропорту. Уже через три года после первого коммерческого полета проект называли «списанием 25 миллиардов долларов» — столько стоила разработка самолета. У той же Emirates, которая сделала ставку на А380, падает заполняемость рейсов, а владелец компании — правительство эмирата Дубай — вынуждено закачивать в нее деньги.
При этом вне хабов А380 просто нельзя использовать: ему требуется расширенная полоса, удлиненные интервалы между взлетами и посадками других самолетов и особый перрон. Переоборудование аэропорта под нужды А380 стоит сотни миллионов долларов.
Во-вторых, лайнер проиграл в топливной эффективности (в расчете на один пассажиро-километр) самолетам нового поколения: как «боингам» 777, 787 Dreamliner, 737 MAX, так и новым аэробусам — А350XWB и А330 Neo. Boeing сознательно решил не соревноваться с гигантскими А380, а сделал ставку на эффективность и дальность полета. Airbus пришлось догонять конкурента: именно этот показатель в условиях высоких цен на нефть стал самым важным при выборе флота авиакомпаниями. Emirates как раз поменяла заказ на 39 А380 на более эффективную продукцию Airbus — А350 и А330 Neo.
Однако сам Airbus считает, что А380 — это не совсем провальный проект: технологии, отработанные при создании А380, позволили компании легче и дешевле запустить в серию более эффективные самолеты. В частности, эти технологии применяли при создании тех же 400-местных А350.
Интересно вспомнить, что в процессе производства суперлайнеров А380 значительную роль сыграл Новокраматорский машиностроительный завод, который поставил на завод во Франции уникальный пресс для штамповки элементов фюзеляжей для аэробуса А380.