КОНСУЛЬТАЦИЯ: жителям залитых из-за аварии квартир можно и нужно требовать возмещения убытков

Всю предыдущую неделю краматорская пресса сообщала о том, что в результате аварии на теплоцентрали, город едва не стал вторым Алчевском. Повторный запуск системы привел к многочисленным порывам домовых сетей, и сегодня в Краматорске появилось множество квартир, требующих не просто ремонта, а – ремонта капитального. У жильцов пострадали мебель, коммуникации, бытовая техника, предметы гардероба…

Кто и как должен теперь возмещать причиненные убытки? Наша редакция попросила ответить на несколько вопросов адвоката Донецкой областной коллегии адвокатов Максима Олеговича Кудия.

- Максим Олегович! Давайте возьмем распространенную ныне ситуацию: в результате аварии, у людей оказались залиты квартиры, и у многих, безусловно, возникает желание заявить по этому поводу претензии. Что делать, с чего начинать?

- Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, права и обязанности потребителей и исполнителей жилищно-коммунальных услуг (в том числе и ЖЭКов), является Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 года.

Положениями ст. 20 данного Закона предусмотрено, что потребитель имеет право на возмещение убытков, причиненных его имуществу и/или помещению, вреда, причиненного его жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг. Потребитель также имеет право получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-восстановительных работ.

Однако этот Закон устанавливает общий порядок оформления претензий потребителей к исполнителям (ст. 18 Закона). Поэтому в данном случае порядок защиты нарушенных прав будет предусматривать следующие действия.

По результатам ликвидации аварийной ситуации, сотрудники ЖЭКа должны составить и предоставить по заявлению потребителя соответствующий акт, в котором обязательно должны быть указаны причины аварии и ее последствия. Это очень важно для дальнейшего определения виновного субъекта и привлечение его к ответственности.

Также комиссией ЖЭКа, на основании заявления потребителя, должен быть составлен акт о факте и последствиях затопления. Форма акта установлена в Приложении № 4 к Приказу Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 76 от 17.05.2005 года «Об утверждении Правил содержания жилых домов и придомовых территорий». В данном акте должны быть указанны все повреждения, которые были причинены жилому помещению потребителя, а также его имуществу. Кроме того, в акте, в обязательном порядке указываются причины затопления, аварии, произошедшей в системе централизованного отопления либо водоснабжения. После этого акт подписывают члены комиссии ЖЭКа и потребитель, при этом один экземпляр акта вручается потребителю.

Далее в кратчайшие сроки желательно обратиться к экспертной организации, которая определит размер ущерба, нанесенного аварийной ситуацией. Заключение экспертизы потребуется для подтверждения в суде суммы причиненных затоплением убытков.

После получения всех документов, касающихся аварийной ситуации (акт аварийной бригады, акт о затоплении, а также экспертное заключение) вы можете попытаться получить возмещение от ЖЭКа или сразу обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением ЖЭКом своих обязанностей.

Кроме заключения эксперта, понесенные потребителем убытки могут быть подтверждены чеками или счетом, выставленным ремонтной организацией, если потребитель решил не ждать решения суда и начал восстановление собственного жилья самостоятельно.

Все документы, направляемые потребителем в ЖЭК и полученные потребителем в ответ, необходимо сохранить и прикрепить к исковому заявлению в обоснование своих требований.

Потребитель также вправе потребовать в судебном порядке возмещения морального вреда, причиненного противоправными действиями ЖЭКа.

Таким образом, для восстановления нарушенных прав необходимо:

1) получить акт аварийной службы о ликвидации аварии;

2) получить акт о затоплении, составленный представителями ЖЭКа;

3) получить экспертное заключение о стоимости ущерба, причиненного затоплением;

4) подготовить и подать в суд исковое заявление о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением ЖЭКом своих обязанностей, приложив к нему все необходимые документы.

- Давайте более подробно попытаемся разъяснить, как же можно получить оценку понесенного ущерба?

- Для обращения с иском о возмещении ущерба, причиненного затоплением квартиры, необходимо установить размер этого ущерба. Абз. 2 ст. 1192 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что размер убытков, которые подлежат возмещению потерпевшему, определяется на основании реальной стоимости поврежденного имущества на момент рассмотрения дела или исполненных работ, необходимых для восстановления поврежденного имущества. Поэтому гражданину, которому затоплением квартиры был причинен ущерб, в кратчайшие сроки желательно обратиться к экспертной организации, которая определит размер ущерба, нанесенного аварийной ситуацией. Заключение экспертизы потребуется для подтверждения в суде суммы причиненных затоплением убытков. Кроме того, как доказательство размера ущерба, причиненного затоплением, могут использоваться квитанции (другие финансовые документы), оформленные исполнителем за осуществление работ, связанных с восстановлением (ремонтом) квартиры.

- Что делать, если добровольно ЖЭК возмещать нанесенный ущерб не желает?

- Выход один – обращаться в суд. Согласно ч. 2 ст. 109 Гражданско-процессуального кодекса Украины, иски против юридических лиц предъявляются в суд по их местонахождению. Поэтому, если имуществу физического лица причинен ущерб неправомерными действиями либо бездействиями ЖЭКа, расположенного в Краматорске, иск следует подавать в местный городской суд. При этом, согласно ч.3 ст.22 Закона Украины «О защите прав потребителей», потребители по спорам, которые связаны с нарушением их прав, от уплаты судебного сбора освобождаются.

Ответчиком по иску в данном случае будет Жилищно-эксплуатационная организация, которая является исполнителем по договору о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, и на которую, согласно договора, возложена обязанность по содержанию жилых домов и придомовых территорий, обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых сетей отопления, водоснабжения, канализации и т.д.

- Как правильно составить исковое заявление в суд?

- Само исковое заявление в суд можно написать самостоятельно, но лучше, чтобы его грамотно составил юрист. Если документы будут подготовлены надлежащим образом, суд решит дело в пользу потребителя. Кстати, в этом случае все расходы на судебное разбирательство, подтвержденные документально, будут возложены на ответчика.

Согласно ст. 1192 Гражданского кодекса Украины, в зависимости от обстоятельств дела, суд, по выбору потерпевшей от затопления квартиры стороны, может обязать Ответчика, по вине которого был причинен вред имуществу, возместить его в натуре (выполнить ремонт квартиры) или возместить причиненные убытки в полном объеме. То есть, в данном случае право выбора способа возмещения вреда принадлежит потерпевшей стороне – истцу по делу.

Адвокат Донецкой областной коллегии адвокатов Кудий Максим Олегович:

г. Краматорск, ул. Социалистическая, 45, 2эт. офис 221 (гост. «Краматорск»), тел. (0626) 48 19 12, моб. 050 5654996

e-mail: maksym_kudiy@mail.ru


Первое впечатление от родной школы: стало меньше детей, позднее на педагогическом собрании узнал, что сейчас учится около 700 детей, когда я учился - в 90-е годы, было 1200 учеников. При этом почти половину детей привозят из восьми окружающих поселок деревень (школа в посёлке городского типа). А школы, которые там были, закрыли, их стало экономически невыгодно содержать, легче дать одной школе 2-3 автобуса и каждый день возить детей в школу и обратно.

Следующее, что замечаю - физическое состояние детей - какие-то хлипкие, болезненные. Затем нахожу факты, подтверждающие моё впечатление. В школе есть кадетский класс (одни мальчишки, больше часов физкультуры, строевая подготовка и т. п.), так если заглянуть в листок здоровья почти половина детей - в подготовительной и специальной группах, два инвалида, треть класса фактически освобождена от физической культуры - только посещают занятия. В этом же классе несколько учеников уже в 9 классе были алкоголиками в начальной стадии - пили несколько лет по 2-3 раза в неделю. Дали класс, стал классным, 25 учеников, только двое(!) первой группы здоровья, почти треть класса проблемы со зрением, больше половины различные хронические заболевания.

Ещё один «сюрприз» в школе больше 20 детей с диагнозом F 70 (лёгкая олигофрения), больше 30 детей ЗПР (задержка психического развития), ещё столько же без диагноза бегают, а с «просто» с психическими проблемами по нескольку практически в каждом классе. Как потом выяснил, почти все эти дети - «подарок» от пьющих родителей.

В школе, на первом этаже, постоянный запах табачного дыма - детишки курят в туалете. Таким образом, пассивными курильщиками является почти вся школа. Даже если их поймают техслужащие, дежурный учитель, сам директор ничем серьёзным ученику это не грозит, ну поругают (профилактическая беседа), может, вызовут родителей, но не факт, что те придут. А если придут, что сделают - время упущено, пообещают принять меры в общем. Особо «одарённые» дети курят со 2-3 класса, процент курильщиков растёт с каждым годом, особенно страшно то, что закурили и девушки. Девушки пьют шампанское и вино с 4-6 классов, причем наливают родители - Новый год, день рождения. Сквернословие и распущенность поведения давно стали нормой.

Школу губит безнаказанность и безответственность - ученик может сквернословить, послать учителя на три буквы, а потом сказать, что ему послышалось, а другие подтвердят, что так оно и было. Некоторые даже пытаются запугать учителей своими родителями - уголовниками. Большая часть учителей смирилась с таким положением - нет стимула бороться, зарплата маленькая, требуют много, установка такая: во всём виноват учитель. Поставишь за четверть честную двойку, тебе же хуже будет - портишь отчётность.

Не надо думать, что учителя ничего не делают - регулярно проводятся соревнования разные конкурсы, рассказывается о вреде курения, алкоголя, мобильных телефонов, компьютерных игр, но вся эта информация просто капля в море. Детей воспитывает телевидение и Интернет. Не раз проводил анкетирование учащихся - героями мальчишек являются Человек-Паук, Блейд, Терминатор, Гарри Поттер (он популярен и у девочек), Гэндальф, и т. п., ни одного русского персонажа, хотя не может не радовать то, что это положительные персонажи, которые бьются со злом, т. е. стремление к Справедливости у детей есть, они ещё русские. С девочками дело обстоит хуже, они попали под власть Западной культуры капитально - их кумиры, представители поп-музыки, героини различных сериалов (типа «Няни», «Счастливы вместе»), идеалы мужской красоты Тимберлейки, Бреды Питы. Их привлекает внешний блеск, они не имеют представления о духовной красоте, хотя даже среди них есть девочки которые читают (!) книги, стихи, но они тонут в общей массе будущих потребителей.

Всеобщая увлечённость детей популярной музыкой, разбавленной уголовным романтизмом (шансон) и рэпом, посещение дискотек с 5-6 классов. Сразу вспоминаются слова А. Гитлера, из застольных бесед: «... надо дать им алкоголя и табака сколько их душе угодно...Музыки они, конечно, могут иметь сколько им угодно...всё, что надо деревенским жителям, это музыка, музыка и ещё раз музыка. Весёлая музыка - отличный стимул в тяжелой работе; дайте им все возможности потанцевать, и все селяне будут нам благодарны...».

И не надо думать, что такая школа исключение, наша школа ещё одна из лучших в районе - серебряные и золотые медалисты, первые места на олимпиадах, сильные учителя, победители разных конкурсов. В городах положение усугубляется тем, что там есть т. н. «золотая молодёжь», в сельской местности это ещё не так заметно.

В школе практически отменен общественно-полезный труд, теперь запрещено «эксплуатировать» детей: в итоге наплевательское отношение к школе, можно рисовать на партах, плевать на пол, рисовать на стенах.

Учителя


Школа держалась последние 20 лет за счёт советского запаса прочности, работают учителя-пенсионеры ещё советской закалки. Они дают фундаментальные знания, но их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Преподаватели из молодых обычно долго в школе не выдерживают, при мне (4 года) каждый год приходило 2-5 молодых специалистов, обычно больше года никто не работал. Уходили и устраивались, где угодно, лишь бы не в школе - продавцом, в МВД, в охранники, менеджеры. Остаются в основном приспособленцы, кому наплевать на диктат директора и деградацию детей, равнодушные.

Учителя просто задавлены грузом всякого рода бумажной работы - отчёты, анализы, планы, диагностики и т. п. и т. д., плюс всеобщая компьютеризация «порадовала», теперь нужно писать не только в бумажном варианте, но и в электронном. Все школы занимаются показухой, у нас же всякие национальные проекты в моде, поэтому бумажная работа кипит, надо срочно показать какие мы инновационные, продвинутые в образовательных технологиях, проводим всякие научно-исследовательские изыскания. В итоге, в ущербе опять ребёнок, когда учитель закончит писанину, ему просто некогда увидеть проблемы ребёнка, помочь ему. В общем «всё хорошо прекрасная маркиза», на бумаге - и новые образовательные технологии внедряем, и два компьютерных класса, и электронная учительская, и три новых автобуса, а дети всё тупее и больнее.

В 90-е годы смеялись над американскими рассказами Михаила Задорнова, мол какие американцы тупые, и их школьники. Могу вас заверить наши школьники их стремительно догоняют, они мало, что знают, а главное не хотят знать - зачем, если умные учителя получают меньше, чем неграмотные узбеки на стройках.

Ещё одна беда современного дошкольного и школьного образования - это отсутствие мужчин, у нас в школе их было много, аж 6 человек на 60 преподавателей, в ряде школ их вообще нет, или один и это не редкость. Поэтому мальчиков в России изначально воспитывают женщины: от дома, где отец на заработках, или его вообще нет, а если дома то пьёт, детского сада (мужчина в детском саду это просто уникальный случай), до школы. А потом многие задают вопрос, а где у нас в России настоящие мужики. А откуда им взяться то? Только путём самовоспитания, но таких единицы, в статистике они погоды не делают. Да и система общего обучения девочек и мальчиков, негативно сказывается на мальчиках, они психологически и физически позже взрослеют, чем девочки на 2-5 лет. Если некоторых «девочек» уже в 7-8 классах можно замуж отдавать, то мальчишкам ещё надо в солдатики, да в казаки разбойники играть. Это ещё один удар по мальчикам, они чувствуют себя ущербными, они меньше и их бьют девочки! Потом чтобы показать сверстницам, что они уже взрослые, они начинают курить, употреблять мат в разговоре, выпивать для храбрости, грубить, в итоге оставшиеся годы детства загублены.

ЕГЭ - это диверсия против остатков советской школы, во-первых, сдавать тест по гуманитарным дисциплина и русскому языку, это как минимум глупость. Сам не раз сталкивался в них с вопросами, где на устном экзамене можно было бы дать два правильных ответа и доказать свою точку зрения. В тех же истории, обществознании надо уметь устно отвечать и доказывать свою точку зрения, ЕГЭ эту возможность убил. Во-вторых, ЕГЭ приводит к коррупции (хотя когда вводили, говорили, что ЕГЭ покончит с ней). Выпускной класс, ученик в каждой четверти получал 2-3 двойки (в уме, помните система - пишем три два в уме), всегда по русскому, а по итогам ЕГЭ отлично. Интересно то, что он сын местного «олигарха», получается система закрепляет разделение «дорогих россиян» на новых хозяев жизни и всех остальных. Да и всем известно, учителя позволяют списывать («шпоры» в туалетах и т. д.), да и просто сами решают ученикам задания (например, фотографируют задания на мобильный телефон и посылают, сам решал по обществознанию в этом году, по просьбе друга). Ведь провал учеников, провал школы, пятно на репутации школы, Да и просто учителя, родственники, умники из младших классов могут пойти сдать за выпускников, при определённой договорённости. В-третьих, ЕГЭ убивает время основной программы, учителя «натаскивают» учеников на решение тестов, чтобы не портить себе показатели, а страдает общая программа.

Многие знают, что в армии ввели систему денежного стимулирования лучших офицеров, так эту диверсию до этого обкатали в школе, правда денег выделили немного, но с тем же результатом. Директор теперь царь и бог, поперёк никто слова не скажет, такая вот вертикаль власти по-школьному, кстати, директора и большая часть школьной администрации состоят в «Едороссии», блюдут на местах, чтоб вольномыслия не было. Учительский коллектив расколот, кто-то получил прибавку, у других и так небольшую зарплату урезали.

Необходимые меры спасения


1.Образование любого уровня должно быть бесплатным. «Элитных» учебных заведений не должно быть, ибо от рождения все люди равны перед Богом, «элитарные» школы уродуют саму идею просвещения, делят детей на «элиту» и прочих, на избранных и нет. Верхняя планка образования должна определяться не толщиной кошелька, а самим человеком в зависимости от его способностей и трудолюбия. Негативный пример США и Великобритании перед глазами, где основная масса населения превращена в тупое, жирное быдло, а из «элитных» школ выпускают юристов, управленцев, да финансовых спекулянтов, предпочитая покупать инженеров, физиков, химиков в России, Индии, Китае.
2.Перевести систему образования с кодирующей педагогики (действует практически без изменений о средних веков), на методологическую, то есть если по простому не грузить детей массами разнородной информации, а научить их самостоятельно её добывать по мере необходимости. Это позволит сократить курс полной средней школы до 8-9 лет, а высшей школы до 3-4 лет.
3.В средней школе необходимо вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек, т. к. из мальчиков надо готовить мужчин, а из девочек - женщин. Психология, заложенная Богом и природой у них разная, следовательно, воспитание и обучение необходимо вести по совершенно разным программам и учебникам. Но чтобы не разобщать их и не противопоставлять, лучше не создавать отдельные школы (женские и мужские), а делать мужские и женские классы в рамках одной школы. С введением в программу занятий, где мальчики и девочки, разных возрастных групп могли бы общаться друг с другом (музыка, танцы, пение, изобразительное искусство и т. д.), дабы их объединяло не инстинктивное влечение, а общее мировоззрение и миропонимание.
4.Отмена ЕГЭ, возвращение к советской системе устных и письменных экзаменов (с 4 класса).
5.Создать и внедрить цельную программу здорового образа жизни, для всех образовательно-воспитательных учреждений начиная от системы закаливания (можно за основу взять «Детку» П. Иванова), кончая рукопашным боем (за основу взять систему А. Кадочникова или самбо). Восстановить спортивные сооружения, построить новые - в каждом вузе, средней школе, детском саду должен быть бассейн (плавание всем полезно, и устраняет уже имеющиеся дефекты) и хотя бы открытый каток для зимнего сезона. Необходимо взять за образец Древнию Грецию, где наряду со школами были «гимнасии», где занимались физическими упражнениями.
6.Возродить бесплатную систему домов творчества юных, кружков и спортивных секций в школах, подростковые и юношеские организации типа пионерии и комсомола (скажем «Русские Соколы», «внуки Сварога»).
7.Восстановить и усовершенствовать систему профессионально-технического обучения, сделать её гибкой, приспособленной к быстрому и качественному переходу на новые профессии и освоению новой техники и технологий. Нам понадобятся и строители лунных посёлков, городов на Марсе, техперсонал звездолётов.
8.Резко повысить престиж профессии школьного учителя, преподавателя ВУЗа и техникума, воспитателя и мастера профессионального обучения - достойная оплата, в сельской местности, где нет развитого общественного транспорта, как в городах, личный автомобиль, бесплатное жильё (после 15-20 лет работы), сьёмная квартира (дом) если нет жилья для молодых специалистов. Но перед этим конечно «зачистка» пьющих, с уголовным прошлым и низкоквалифицированных работников. 9.Вернуть в школы мужчин-учителей, создав все необходимые условия и льготы, причём в процентном составе их должно быть не менее 50%. Приложить усилия, к тому, чтобы в школы попадали военные пенсионеры, желательно боевые офицеры. Это сразу решит массу проблем - с мужским воспитанием, дисциплиной в школе, покончит с распущенностью, сквернословием.
10.Возврат на первом этапе (этап - восстановление), к программе и образовательным стандартам сталинского периода 30-40-е годы, можно переиздать учебники того времени (тогда по интеллектуальному развитию образованности молодёжи СССР занимал 1-2 места в мире), с включением лучших наработок последнего времени (например: опыт школы Щетинина).
11.Всесторонняя поддержка талантливой молодёжи и лучших учащихся - бесплатные путёвки в лагеря отдыха, денежные премии, ценные призы, повышенные стипендии, направления на престижную работу и т. д., дети должны видеть, что ценится ум и талант, а не наглость, толщина кошелька родителей и их связи.

Самсонов Александр.

Республика Марий Эл

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.