В порядке назначения субсидий произошли серьезные изменения

Сегодня, 21 июня, руководство Управления труда и соцзащиты населения Краматорска провело пресс-конференцию, на которой озвучило изменения, произошедшие в системе назначения субсидий.

Основной тезис, который попытались донести аудитории предствители УТиСЗН: не нужно "тянуть" с оформлением субсидии до осени, подавайте документы уже сейчас, летом!

Итак... 

27.04.2016 года Кабинетом Министров Украины принято постановление № 319 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины», которое вносит существенные изменения в порядок назначения жилищных субсидий для граждан.

Постановление вступило в силу 30.04.2016 года.

Поэтому с 01.05.2016 всем получателям субсидии, период субсидии у которых закончился 30.04.2016, и тем, кто впервые хочет обратиться за назначением субсидии, субсидия будет назначаться уже с учетом изменений в действующий Порядок.

Согласно Порядку, который действовал с 01.05.2015 до 01.05.2016 субсидия назначалась на 12 месяцев и отдельно рассчитывалась на неотопительный период и отопительный период. Поэтому у всех получателей субсидии, которые обращались за назначением субсидии с мая 2015 по июль 2015 - период назначения закончился 30.04.2016. И теперь управление работает над назначением им субсидии автоматически без их обращения на следующий период.

Тем, кто подавал заявления после июля 2015 до окончания периода назначения субсидия (на 12 месяцев), на неотопительный период она рассмотрена, и если по расчету не получилась «0», в квитанциях за июнь уже прошли начисления по субсидии.
Для тех, кто впервые обращается за назначением субсидии, ее назначение будет рассматриваться с месяца обращения за ее назначением до даты окончания отопительного сезона, но не больше чем на 12 месяцев, и рассчитывается:

- на неотопительный сезон – с 1 мая по 30 сентября;

- на отопительный период – с 1 октября по 30 апреля.

Таким образом, если заявитель впервые подаст заявление, например в июле, то субсидия будет назначаться отдельно на неотопительный период июль – сентябрь (с месяца обращения на 3 месяца) и на отопительный период назначение будет проводиться автоматически октябрь – апрель (7 месяцев). Следовательно, те семьи, которые планируют обращаться за субсидией на отопительный период целесообразно подавать заявления и не ждать октября месяца – начала отопительного периода. Это управление рекомендует делать по той причине, что для назначения субсидии по запросу управления предоставляются справки коммунальных организаций о стоимости услуги и справка о составе зарегистрированных лиц в домостроении.

Поскольку справки от коммунальных организаций на запросы управления не всегда предоставляются в установленные сроки, могут возникнуть проблемы из– за несоответствия количества лиц задекларированных в заявлении количеству лиц, на которых начисляются услуги. Поэтому рекомендуем потенциальным получателям субсидии на отопительный период обратиться заблаговременно, чтобы к началу отопительного периода был сделан расчет субсидии на неотопительный период и на отопительный период назначение пошло автоматически с добавлением услуги по отоплению.

Что еще нового в Порядке назначения субсидии с 01.05.2016?

Теперь гражданам, которые имеют право на льготы по оплате за коммунальные услуги, и обращаются за назначением субсидии, при назначении субсидии соответствующие льготы начисляться не будут. Получателям, которые уже пользуются субсидией, назначенной с учетом льготы на жилищно-коммунальные услуги, субсидия будет пересчитана с мая с учетом новых требований. Те получатели, у которых сумма субсидии составляет «0» грн., будут продолжать пользоваться льготами.

Изменился порядок назначения субсидии гражданам, не зарегистрированным, но фактически проживающим в жилье по договору аренды.

Как и раньше, для назначения субсидии арендатору необходимо предоставить договор найма (аренды) жилья в котором должны быть перечислены все лица, проживающие вместе с арендатором в жилищном помещении, с указанием паспортных данных. Условием для назначения субсидии в таких случаях будет являться начисление коммунальных платежей на то количество лиц, которое указано в договоре аренды. Необходимости открывать лицевые счета на имя арендатора нет. Субсидия арендаторам будет назначаться только по личному обращению (автоматически не назначается!) с месяца обращения до даты окончания отопительного сезона, но не больше чем на 12 месяцев, и до конца месяца, в котором заканчивается срок действия договора.

Например:

- договор аренды заключен с 1 декабря 2015 года по 30 ноября 2016 года. За субсидией семья обратилась в мае 2016 года. Субсидия будет назначена с мая 2016 года по ноябрь 2016 года включительно;

- договор аренды заключен с 1 мая 2016 года по 31 июля 2017 года. За субсидией семья обратилась в мае 2016 года. Субсидия будет назначена с мая 2016 года по апрель 2017 года.

Субсидия на приобретение твердого топлива также не будет назначаться автоматически. Для назначения субсидии на приобретение твердого топлива гражданам необходимо будет ежегодно подавать заявление о назначении субсидии и декларацию о доходах и расходах семьи. Субсидия на твердое топливо назначается на календарный год, а на оплату жилищно-коммунальных услуг – с месяца обращения до конца календарного года.

Граждане, которые получали субсидию в 2015 году, и субсидия которым не была продлена автоматически по состоянию на 30.04.2016 года, должны подать новое заявление и декларацию для назначения субсидии на 2016 год. В 2016 году субсидия им будет назначена с января 2016 года.

В случае, если размер субсидии в отопительный период составлял «0» грн., то назначение субсидии на следующий период выполняется только на основании нового обращения гражданина.

Всем остальным получателям субсидия будет назначаться (автоматически продлеваться) до конца отопительного периода, но не более чем на 12 месяцев и рассчитываться на неотопительный сезон – с 1 мая по 30 сентября и отопительный сезон – с 1 октября по 30 апреля.

Если субсидия на прошлый период назначалась по решению городской комиссии, то решение комиссии пересматривается только в том случае, если произошли изменения в составе семьи или за последние 12 месяцев была осуществлена покупка/оплата услуг на сумму свыше 50 тысяч грн. В случае отсутствия таких изменений расчет субсидии выполняется без повторного принятия решения городской комиссией.

Еще одно важное изменение. Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг будет назначаться на основании доходов за предыдущий календарный год, а в случае обращения в 1 квартале – за первые три квартала предыдущего календарного года. Возможность назначения субсидии на основании доходов за три месяца, предшествующих месяцу назначения субсидии, отменена.

Расширен перечень доходов, которые не будут учитываться при назначении субсидии. Теперь при назначении субсидии в расчет субсидии не будет учитываться государственная социальная помощь на детей-сирот и детей лишенных родительской опеки (этот вид выплат получают приемные семьи и дома семейного типа), но это не касается пособия опекунов на детей, над которыми установлена опека.

Гражданам дано право не подтверждать справками доходы, указанные в декларации, и информация о которых отсутствует в налоговой инспекции, Пенсионном фонде Украины, фондах социального страхования, в случае отсутствия возможности предоставить соответствующие справки. В таком случае заявитель подает письменное пояснение произвольной формы, в котором указывает причины, по которым он не может предоставить требуемые справки, и указывает размер таких доходов. Указанные доходы будут учтены в совокупный доход при расчете субсидии.

Изменены в сторону увеличения размеры доходов, которые учитываются в совокупный доход физических лиц-предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога. Так в доход предпринимателей первой группы будет включаться доход в размере двух прожиточных минимумов для трудоспособных лиц; второй группы – трех прожиточных минимумов; третьей группы – четырех прожиточных минимумов. При этом в совокупный доход таких лиц не учитываются доходы самозанятых лиц и доходы от предпринимательской деятельности, информацию о которых предоставляет налоговая инспекция.

Для трудоспособных лиц (кроме учеников и студентов дневной формы обучения, проживающих с родителями или другими членами семьи; военнослужащих срочной службы) среднемесячный доход которых меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц, в расчет субсидии будет включаться доход на уровне двух прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. Таким образом, с 01.05.2016 будет учитываться доход на уровне 2756,00грн. (1378,00грн. х 2). В отдельных случаях, если семья находится в сложных жизненных обстоятельствах, по решению городской комиссии в расчет субсидии таким лицам может быть учтен доход на уровне одного прожиточного минимума.

Студентам дневной формы обучения, которые имеют родителей, но зарегистрированы одни (в квартире или в общежитии) и не получают стипендию, а также лицам, которые состоят на учете в центре занятости и не получают пособие по безработице, и среднемесячный доход которых меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц, в расчет субсидии за каждый месяц включается доход на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц – 1378,00грн.

Гражданам, которые получают или получали стипендию и следующие социальные выплаты: пособие по рождению ребенка, до достижения ребенком трех лет, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 или 2 группы вследствие психического расстройства, пособие по безработице при назначении субсидии учитываются фактические размеры стипендий и социальных выплат.

Новым Положением предусмотрена подача заявления о назначении субсидии в электронном виде, в том числе с использованием электронной цифровой подписи. Полученные таким образом заявление и декларация, в которых отсутствует подпись гражданина, обрабатываются только после их подписания заявителем в течение месяца. Поэтому всем, кто воспользуется таким правом рекомендуем через 10 дней после отправки подойти в управление в каб. №4 для уточнения специалиста, кому в работу расписано Ваше электронное заявление, чтобы его подписать. После получения электронного заявления специалист направляет Вам приглашение или перезванивает, чтобы сообщить о необходимости подписать заявление.

Если заявитель не подписал заявление и декларацию в указанный срок, то для рассмотрения вопроса о назначении субсидии должны быть поданы новые заявление и декларация.

Теперь об оплате за коммунальные услуги.

Граждане, которым назначена субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг, обязаны ежемесячно оплачивать стоимость фактически использованных услуг с учетом размера назначенной субсидии. В случае, когда стоимость фактически использованной услуги меньше чем обязательный платеж по оплате этой услуги, получатели субсидии оплачивают ее фактическую стоимость.

Постановлением предусмотрено, что после окончания отопительного периода отопительные организации возвращают суммы неиспользованной на оплату централизованного отопления субсидии в бюджет в полном объеме и часть неиспользованных средств на оплату индивидуального отопления. При этом не возвращается часть неиспользованных средств в эквиваленте стоимости на 1 мая нового неотопительного сезона 100 куб. метров газа или 150 кВт/ч электроэнергии (в случае использования данных источников энергии для индивидуального отопления), которая зачисляется коммунальными организациями, как оплата услуг, в том числе обязательной части платежа данного домохозяйства, на следующие расчетные периоды.

Еще раз обращаем внимание, что семьям, претендующим на получение жилищных субсидий, нужно очень внимательно заполнять декларацию о доходах и расходах семьи. В состав семьи необходимо указывать всех зарегистрированных (прописанных) членов семьи с указанием паспортных данных на украинском языке и идентификационных кодов, для детей – свидетельства о рождении.

В случае, если кто-то из зарегистрированных не проживает, то в примечаниях напротив данного члена семьи ставится отметка о не проживании. В таких случаях вопрос о назначении субсидии рассматривается городской комиссией. Решение о назначении субсидии с учетом фактически проживающих лиц принимается на основании личного заявления и документов, подтверждающих отсутствие некоторых членов семьи, а именно: справки, подтверждающие пребывание лица на территории другой административно-территориальной единицы в связи с работой, лечением, учебой, долгосрочной командировкой, отбытием наказания; справки об оплате коммунальных услуг по другому адресу, договора аренды жилья по другому адресу. Эти документы являются для комиссии приоритетными.

Если предоставить перечисленные справки нет возможности, то для подтверждения не проживания некоторых лиц в ЖЭКе, комитете микрорайона, сельском совете можно составить акт о фактически проживающих в жилищном помещении лицах.

В случае отсутствия любых документов, подтверждающих не проживание лица по данному адресу, решение комиссией будет приниматься на основании акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства, который составляется социальным инспектором. Таким образом, рекомендуем в личном заявлении на комиссию подробно описывать сложившуюся в семье ситуацию и предоставлять документы, подтверждающие не проживание некоторых лиц, чтобы у членов комиссии были основания для принятия положительного для вас решения.

*   *   *

Граждане, которые получали субсидии на отопительный период, разделились на 2 части:

- те, у кого закончился период назначения субсидии 30.04.2016 – это 23932 дела и теперь они ждут автоматического назначения без их обращения. По этим делам управление сделало запросы справок о стоимости услуг, сделали запрос в Фискальную службу (налоговую) о доходах, о пенсии в других городах, пенсии силовых ведомств, пособия центра занятости, регрессные выплаты. Это порядка 3тыс. запросов;

- те, у кого период назначения еще не окочен, то есть «переходящие субсидии». Этой категории получателей – это более 20 тыс. управление рассчитало субсидии на неотопительный период.

Сейчас возникла проблема с назначением субсидии с мая 2016 по первичным обращениям и по автоматическому назначению субсидии с мая 2016 года. Проблема связана с несвоевременным предоставлением справок по «газу». Справки для обработки заявлений по обращениям с мая начали поступать в управление с 15.06.2016, и для автоматического назначения с 16.06.2016 частями. А должны были в течение 5 дней после получения запроса.

Для принятия решения по новому заявлению о назначении субсидии формируется дело, направляется запрос в налоговую на всех зарегистрированных лиц, если у членов семьи есть др. доходы (регресс, пенсия в др. районе или «силовая», центр занятости) мы сами делаем запросы для получения информации об этих доходах. Одновременно делаются запросы в коммунальные организации о стоимости услуг согласно количеству прописанных, справки о количестве зарегистрированных в госсекторе и в частном секторе.

Было и остается большой проблемой сейчас получение справок для жителей частного сектора в комитетах микрорайона №5, 6, так как только при наличии домовой книги и паспортов всех прописанных может быть выдать справка, то есть в присутствие владельца. Только после того, как будут получены все справки, делается расчет. Без полных данных субсидию невозможно назначить.

Для автоматического назначения процедура такая же. После получения всех справок и данных налоговой и других доходов, будет сделан расчет. Каждая организация даст более 20тыс справок, которые формируются по адресам. Справки от коммунальщиков и составы семьи нужно сформировать по адресам и вложить в дела – это тоже очень трудоемкий процесс.

Если назначать «автоматическую» субсидии вручную – это по временным и физическим показателем займет не один месяц (рассмотреть почти 24тыс дел) и плюс 800 заявлений мая и уже 460 первичных заявлений в июне. Сейчас управление отрабатывает с коммунальными организациями возможность электронного обмена данными для автоматического назначения. На запрос на 22078 получателей, пришли корректные ответы на 5211 дел. Если допустить такой вариант, то более 17тыс надо будет считать вручную, поднимая дела.

Мы проводим анализ ошибок. Если даже одна организация отработала электронный запрос некорректно, то расчет не получится ни для кого. Очень не внимательно администраторы баз «коммунальщиков» читают инструкцию по заполнению электронного обмена, что не дает нам назначить субсидию и другим коммунальным организациям получить деньги своевременно.

Чтобы было более понятна нагрузка, которая ложится на специалистов управления, приведем статистику.

За 2014 календарный год принято 16 618 заявлений, назначено – 15 855, действующих субсидий на конец отопительного периода 30.04.2015 – 17 486. Начисления по субсидии за 2014 год составили 33 813,3тыс.грн.

За 2015 календарный год за назначением субсидии обратилось 52 219 семей, назначена субсидия в 2015 году- 47 614 семьям, действующих субсидий на конец отопительного периода 30.04.2016 – 48 957. Начисления за 2015 год составили - 154 200,52тыс.грн.

За текущий период по 31.05.2016 года обратились за субсидией - 36 095 семей, в эту цифру входят 5 174 – это первичные обращения + 30921 - повторные обращения и автоматические назначения, за этот период назначена субсидия - 16295 и 20тыс. – это не назначенные субсидии с мая текущего года. Начисления за пять месяцев 2016 год составили 268 184,71тыс.грн.

При условии повышения тарифов, специалисты управления прикладывают все усилия, чтобы как можно быстрее назначить субсидию, понимая актуальность и важность ситуации. Но перекладывать все степень ответственности на управление неправильно и не справедливо.

В процессе назначения субсидии управление является посредником между заявителем и коммунальной организацией, которые в одинаковой мере заинтересованы в получении субсидии. Но от того как быстро и качественно коммунальные организации предоставят данные, и эти данные не будут отличаться друг от друга по количеству проживающих лиц, правильно применены нормы и тарифы, и вовремя предоставлены данные, будет рассчитана субсидия.

Также одной из проблем является внесение изменений в Порядок субсидии, так как потом дорабатываются изменения в Программный Комплекс и не всегда новые версии ложатся корректно, что тоже сказывается на скорости обработки заявлений. Поэтому отсутствие единой базы, связывающей и объединяющей все коммунальные услуги, когда обращаясь в один центр управление будет получать единую справку по всем услугам с учетом всех изменений у абонента, на сегодняшний день делает процесс назначения субсидий для управления не таким простым.

Формула расчета обязательного платежа осталась прежняя

1. Считается среднемесячный доход семьи по доходам за календарный 2015год.

2. Считается среднемесячный доход на 1 члена семьи.

3. % обязательного платежа считается по формуле:

Среднеменсянчный на 1 чл./ 1399грн (прожиточный минимум на 1 го человека)/2 х 15%

Пример.

Среднемесячный доход семьи из 2-х чл. = 6500грн.

На 1-го чл. – 3250грн.

% обязательного платежа=3251грн/1399/2 х 15%=17,42%

В деньгах – 6500грн х 17,42грн. = 1132,30грн.

То есть в отопительный период семья буде платить за все услуги – 1132,30грн., а остальная часть стоимости услуг будет возмещаться коммунальным организациям субсидией.

Субсидия назначается на социальные нормативы:

По кв. плате – 13,65кв.м на 1 чл. семьи + 35,22кв.м на домостроение. = 48,87 на 1-го человека, 2 человека – 62,52кв.м (13,65 х 2 +35,22)

Хв.вода – 4 куб.м. – на 1 члена семьи;

Газ – 14куб. м. – при колонке и плите;

- 7,1 куб м. – при плита при отсутствии г/воды;

- 4,4 куб м. - плита при наличии г/воды.

Эл./эн. – 90квт. на 1 чел., 120квт. – при отсутствии г/воды. + 30квт на каждого члена семьи (но не более 210квт. (270квт для эл. плит и отсутствия г/ воды).

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.