Сегодня, 18 марта, я прошелся по родному Краматорску, уделяя особое внимание проезжающему мимо полупустому общественному транспорту. И стало мне как-то не по себе.
Давайте взглянем на ситуацию честно и здраво.
В Краматорске есть частные и коммунальные перевозчики. Цель и задача их существования одна: зарабатывать деньги, возя пассажиров. Но, если "частники" при этом могут рассчитывать лишь на себя и в какой-то мере - на субвенции из бюджета для компенсаций за счет перевозки льготных категорий, то КП ТТУ - это бюджетная организация, выполняющая, частично, и социальную функцию: перевозку пассажиров всех льготных категорий. Как это выглядит на практике - знают все: платит один, "удостоверения" показывают кондуктору 3-4 вокруг. А за электроэнергию платить - надо, за ремонт подвижного состава - тоже, зарплату сотрудникам ТТУ - обязательно, коммунальные услуги за "спасибо" никто не предоставит. И так далее, и тому подобное.
В итоге, на содержание ТТУ город тратит ежегодно бешеные деньги. Например, с учетом выплаты кредитов за приобретенные троллейбусы с автономным ходом, в 2019-м году траты из горбюджета на ТТУ составили около 90 миллионов гривен.
А теперь представьте, что происходит с экономикой предприятий-перевозчиков сейчас, в условиях ограниченного количества пассажиров в салоне. Я даже не буду, по причине бессмысленности этого действа, спрашивать: из каких таких расчетов поставлен "потолок" в 10 пассажиров на один салон? Почему не 9 или 11? Но, исходя из реалий, это - не более четверти обычной загрузки салонов. При увеличении количества рейсов и, соответственно, затрат на топливо и зарплату водителям.
Вопрос: как долго "протянут" в таких условиях перевозчики?
Ориентировочным сроком окончания карантинных мероприятий назначено 3 апреля. С учетом темпов нынешнего распространения коронавируса в Украине, на указанную дату нужно реально, честно и пессимистично. А что касается судьбы городских перевозчиков - она у них одинаковая: обречены если не на смерть, то на полную остановку. Но если в случае с "частниками" все эти обстоятельства можно списать на "риски бизнеса" и форс-мажоры, то в случае с ТТУ все будет дольше и затратней. Настолько, что 90 миллионов в год покажутся мелочью на карманные расходы.
Прекрасно понимаю, что призыв немедленно остановить движение пассажирского транспорта общественного пользования будет воспринят категорично-негативно многими и многими. Но подумайте о том, какие колоссальные потери из-за остановки малого и среднего бизнеса, школ, учреждений и организаций, а в завтрашней перспективе - и рынков, начал нести городской бюджет уже сегодня, сейчас. Поймите, что уже в ближайшей перспективе городу придется свернуть множество проектов по ремонтам, модернизации, озеленению, утеплению, и так далее и тому подобное. В таких условиях сейчас оказалась вся страна, и надеяться на то, что все нынешние потери и убытки потом компенсирует "государство" - глупо. Компенсаций и финансовой помощи от государства - НЕ БУДЕТ! И страны всего мира сейчас думают о том, как спастись самим, какая уж там помощь другим...
Мы вступили в достаточно мрачную действительность с непредсказуемым финалом. Нужно жить по средствам и не отбирать финансы на проживание у ближайшего будущего, иначе бессмысленно - всё. И потому, как житель города, призываю власти: остановите общественный транспорт в Краматорске, хотя бы на 2 карантинные недели. Нынешние половинные меры - никчемны и разорительны для всех, и в первую очередь - для налогоплательщиков.
Виталий Выголов
Комментарии