Двадцать шестой гастроном на бывшей Социалистической в Краматорске был и есть моей детской моральной психотравмой.
Все началось тогда, когда родители решили, что мне уже исполнилось достаточно лет для того, чтобы я стоял в очередях. И я мог претендовать на то, чтобы мне «дали» продукт, из-за которого люди стоят в очереди.
Поясню поколению молодому, СССР не заставшему, и прелестей «развитого социализма» не познавшему.
В СССР жрать было нечего. От слова совсем. СССР достойно и мощно помогал братским Зимбабве, мозамбикам, вьетнамам, уругваям и прочим берегам словной кости деньгами, жратвой, оружием, техникой, ресурсами и специалистами, - всем, что только могла, имела и производила великая могучая шестая часть суши. При единодушном одобрении всего советского народа. Но проблема заключалась в том, что, помогая зимбабвам и мозамбикам, СССР делал это в ущерб собственным гражданам. Которым в результате такого «братства» тупо нечего было жрать. И когда в конкретный магазин доставляли, например, куб сливочного масла – это был праздник на всю округу.
Процесс продажи этого масла назывался «выбросили», а процесс покупки – «дали». А давали на один рот понемногу – по 300 грамм. И поэтому советские граждане, осчастливленные тем, что где-то что-то «выбросили» в продажу, выстраивались в очереди.
Эти очереди были адскими. Потому что 300 грамм говна – на рыло - белесого цвета, размазанные на полукартонную бумагу, явно не удовлетворяли пищевые потребности рядового советского человека. И поэтому в очереди за таким маслом становились целыми семьями: я-ты-он-она-папа-мама-брат-сестра. Каждому – по 300 грамм, по рубль-две за «пайку».
Стояние в таких очередях и нанесли мне, маленькому и юному, вышеназванную неизлечимую психотравму.
Во-первых, 2-3-часовое пребывание в замкнутом пространстве, в окружении таких же безнадежно-озлобленных сограждан, - это уже удовольствие не из лучших. Во-вторых, чтобы получить должный объем продукта на семью, нужно было занимать эту очередь вкруговую по нескольку раз. А в-третьих, моему советско-пионерскому воспитанию регулярно делалось диссонансно-некомильфо из-за того, что в школе рассказывали про безграничное счастье от достойной жизни в СССР, а после школы приходилось стоять в очередях за тем что «выбросили», и попискивать «дядявытутнестояли» в сраных очередях за 300 грамм масла.
При чем тут 26-й гастроном? А потому что всяких там магазинчиков и прочих торговых «точек» больше в округе попросту не было. Вообще не было. Потому что торговать было – нечем. Что, слава Богу, «выбросили» - то и жрите. Пока «дают».
Когда у меня родилась сестренка – мои стояния в очередях в 26-м гастрономе увеличились вдвойне. Кроме масла - за молоком. Уж не знаю, насколько тут влияли потребности в обеспечении народа братского Зимбабве, но шанс залить в 3-литровый бидон молока тоже определялся исключительно ного-часами стояния в очереди. Какая игра в футбол?! Какие занятия в «кружках и секциях»?! Какое такое хобби?! Стой в очереди, бери, что «дали», и радуйся, советский человек!
СтоИшь такой, маленькое жалкое говно, в окружении потных людей, одетых в одинаковые шубейки из искусственного «меха», и чувствуешь себя именно тем, что ты есть: маленьким кусочком говна)))
26-й гастроном за радянських часів, фото Володимира Коцаренка
Еще помню совершенно дикую выходку в том же 26-м гастрономе. Были мы уже в 8-9-м классе. И на центральной площади Краматорска было какое-то патриотическое мероприятие, целью которого было продемонстрировать, что в каждой краматорской школе полно «юнармейцев», готовых стать на защиту советской родины в случае поползновения мерзких империалистов. В честь этого события, нас нарядили в плащ-палатки, пилотки, и выдали на руки несколько учебно-тренировочных автоматов ППШ.
Мы доблестно отшагали по центральной площади Краматорска. А потом потопали обратно в школу. Но мы были юны и быстры. А наш военрук был стар, брюхатен, одышлив, и поэтому поотстал. И мы бодро-бодро дошагали до 26-го гастронома, ввалились в него, наставили на тетку за прилавком свои ППШ, и потребовали: «Шесть коржиков и два ситро!»
Что было дальше – не расскажу. Неважно было. Еле удалось потом вступить в комсомол, дабы потом допустили до поступления в ВУЗ)))
Закончились детство и школа, стали появляться мерзкие признаки загнивающего капитализма, выразившиеся в том, что за маслом уже не нужно было стоять в километровых очередях, братья из Зимбабве уже стали вроде как и не братьями, а масло перестало стоить рубль две за 300 грамм, и стало настоящим маслом, да. Но что интересно – 26-й гастроном на бывшей Социалистической как был – так и остался классическим «совком», несмотря ни на что. Что там только ни пытались сделать!! И ночной магазин, и «супермаркет», и снова пост-советский 26-й, а в крайние годы – строительный магазин… (А вот тут я сделаю маленькую такую ремарочку. Ну, кто, в натуре, при нынешнем сервисе, заставит себя пойти купить пару литров нитрокраски и 6 болтов в магазин, который не рекомендует себя посетить, а требует «НЕМЕДЛЕННО зайти в Проком?!!))…»
Проехали. Так вот.
Вечером 1 февраля российские ублюдки жахнули по Краматорску ракетой «Искандер». Ракета прилетела прямо в жилой дом, где на первом этаже располагается бывший «26-й гастроном».
Уважая память погибших и раненых, как-то ёрничать по этому поводу – грех. Но знаете, определенный символизм в мозг так и прет. А потому хочу сказать.
Твари, захватившие нынче часть Донбасса, и прущие сделать то же в «административных границах Донецкой и Луганской областей», демонстрируют полнейшее следование идеям того времени, когда я часами торчал в очередях за маслом по «рубль две». Извлекают из каких-то «оналов» заплесневевшие бюсты тов. Ленина, вяжут на горло молодняку пионерские галстуки, лабают каких-то «юнармейцев»… Все это, в целом, омерзительно-пошло и старо, я прошел все это говнище на личном опыте, и отстоЯл все это в очередях 26-го гастронома…
Я еще раз извиняюсь перед всеми погибшими и пострадавшими в здании № 13 по улице Марата. Там, где был – теперь уже БЫЛ – 26-й гастроном. Но я не могу отделаться от чувства, что совок вчера вернулся в этот бывший, сугубо "совковый", гастроном. Вернулся в виде ракеты «Искандер», которой все равно, кого убивать, ибо мы имеем дело со столкновением двух идеологий: общечеловеческой и «бабы еще нарожают».
Одно из двух. Третьего- не дано. Выбирать, к сожалению, именно нам. Здесь и сейчас.
Виталий Выголов
Комментарии